1. Что мы понимаем под умственным воспитанием ребенка дошкольного возраста?
2. Расскажите, как формируется у детей с нарушениями интеллекта зрительное, тактильно-двигательное и слуховое восприятие: на каких видах занятий, в каких видах деятельности; какие дидактические игры используются; как сочетаются в этих занятиях наглядные, практические и словесные методы обучения?
3. Как в процессе развития восприятия формируются образы представлений, какую роль они играют в развитии речи умственно отсталого ребенка; в развитии наглядного мышления?
4. Что такое наглядно-действенное мышление?
5. Расскажите о путях формирования наглядно-действенного мышления в специальном дошкольном учреждении: какие задачи решаются детьми на I, II годах обучения; каковы направления усложнения задач; роль наглядно-действенного мышления в развитии регулирующей функции речи?
6. Что такое наглядно-образное мышление?
7. Охарактеризуйте направления работы при формировании элементов логического мышления.
|
|
8. Как формируются у дошкольников с нарушениями интеллекта представления о последовательной причинной зависимости?
9. Какой вклад в умственное воспитание ребенка вносят занятия по формированию элементов математических представлений; занятия по ознакомлению с окружающей действительностью?
10. Расскажите о влиянии всех видов детской деятельности — игры, труда, изобразительной и конструктивной — на умственное воспитание детей со сниженным интеллектом.
11. Расскажите, как формируются у дошкольников с нарушениями интеллекта предпосылки развития речи.
12. Охарактеризуйте основные функции речи: как развивается функция общения; какие пути используются для развития общения?
13. Охарактеризуйте познавательные функции речи в процессе специального обучения: использование речи при передаче знаний, сведений, в обучении навыкам и умениям; пути формирования познавательной функции речи (развитие значения слова, преодоление ситуативного характера речи).
14. Как развивается в процессе обучения регулирующая функция речи? Расскажите о применении словесной инструкции на разных годах обучения; о том, как взрослые в разных видах деятельности формируют у детей умения действовать соответственно инструкции.
15. Расскажите о высшей форме словесной регуляции деятельности планирования; как формируются элементы словесного планирования у дошкольников с нарушениями интеллекта?
16. Расскажите об организации работы по развитию речи в специальном дошкольном учреждении.
Литература
1. Аугене Д.Й. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации. // Дефектология. — 1987. - № 4. - С. 76-80
|
|
2. Гаврилушкина О.П. Развитие умственно отсталых дошкольников в процессе овладения изобразвительной деятельностью. / Сб. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. — М., 1982. — С. 66—77.
3. Ералиева С.Г. Некоторые аспекты регуляции деятельности в связи с ориентировкой во времени старших дошкольников с нарушениями умственного развития. // Дефектология. — 1983. — № 6. - С. 56-62.
4. Ералиева С.Г. Представления дошкольников с отклонениями в умственном развитии о социально выделенных отрезках времени. // Дефектология. — 1982. — № 2. — С. 57—67.
5. Катаева А.А. Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта. / Сб. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта // Под ред. Л.П.Носко-вой. - М., 1984. - С. 74-89.
7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1991. - С. 45-182.
8. Кузнецова Г.В. Развитие фонематического слуха у умственно отсталых дошкольников в специальном детском саду / Сб. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. - М., 1982. - С. 69-81.
9. Лапошина Э.В. Особенности ознакомления умственно отсталых дошкольников с некоторыми предметами ближайшего окружения. // Дефектология. — 1991. — № 6. — С. 72—77.
10. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. / Сб. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. // Под ред. Л.П.Носковой. - М., 1984. - С. 65-73.
11. Соколова HJJ,. Развитие речевого общения умственно отсталых детей в игре / Сб. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. — М., 1982. — С. 56—65.
12. Стребелева Е.А. О путях развития мышления умственно отсталых дошкольников / Сб. Психолого-логопедические особенности коррекционной работы во вспомогательной школе и дошкольных учреждениях. — Л., 1986. — С. 87—95.
13. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. // Под ред. Н.Н.Подцьякова, Ф.А.Сохина. — М., 1988.
14. Цикото Г.В. Понимание устного рассказа умственно отсталыми детьми дошкольного возраста и коррекционная работа над ним / Сб. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе // Под ред. Т.Н.Головиной, Ж.И.Шиф. — М., 1977. - С. 55-65.
15. Шамко Л.Ю. Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых дошкольников. // Дефектология. - 1994. - № 4.