Виды социальных норм и механизмы их регулирования

Социальные нормы могут иметь разнообразные формы и со­держание. Нормы могут быть формализованы — записаны в виде законов, правил, инструкций. Но гораздо чаще они существуют в таких формах общественного сознания, как народные традиции, социальные установки, общественное мнение. Различные виды норм тесно взаимосвязаны.

По сфере регулируемых отношений выделяют следующие о с-новные группы социальных норм: духовно-нравствен-


ные, морально-этические, правовые, политические, организаци­онно-профессиональные.

Носителями нравственных (духовных) норм выступают сами люди, а также такие социальные институты, как семья, религиоз­ные конфессии, общественные организации. Духовно-нравствен­ные нормы существуют в различных формах. Это прежде всего об­щечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, худо­жественной культуре и научной мысли. Также это народные тради­ции и обычаи, международные конвенции и декларации.

Мы можем рассмотреть социально-психологические механиз­мы действия нравственных норм на примере христианства. Человек приобщается к христианским ценностям через Образы — Бога, его сына, святых. Притчи, жизнеописания Христа и святых — достойные образцы для подражания верующих людей.

Другими важными способами воспитания нравственных чувств христианина являются понятия греха и добродетели. Идея грехов­ности (беззакония) человека и необходимости противостоять ей для спасения души и человечества — все это становится темой для размышлений и художественного творчества уже в Средневековье. Знаменитое полотно нидерландского художника Босха (XV в.), изображающее семь смертных грехов в сегментах всевидящего Божь­его ока, не потеряло актуальности и по сей день. Эти смертные грехи — чревоугодие, алчность, лень, зависть, гнев, гордыня, похоть. Христианство признает греховными и другие действия, например, такие, как клятвопреступление, осуждение ближнего, гадание и колдовство, пристрастие к курению, пьянство, приня­тие на себя чужих грехов.

Добродетель, напротив, определяется верой и следованием Божьим законам. Библейские заповеди не только раскрывают Бо­жьи законы, но и являются прямыми предписаниями для поведе­ния христиан. Поздний вариант Ветхозаветного декалога содержит 10 заповедей, ставших основой нравственного сознания миллио­нов людей. Эти заповеди: поклоняйся одному Богу; не сотвори себе кумира; не произноси имени Бога напрасно; соблюдай день субботний; почитай отца и мать; не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не произноси ложного свидетельства; не желай жены ближнего своего, ни дома его, ни поля [2, Исход, Гл. 20]. В Нагор­ной проповеди Иисус, обращаясь к ветхозаветным заповедям, на­ставляет людей ради их спасения: «Любите врагов ваших, благо­словляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и мо­литесь за обижающих вас и гонящих вас... Будьте совершенны, как совершенен отец ваш Небесный» [2, Евангелие от Матфея, Гл. 5].

Библейские заповеди стали частью культуры человеческих взаи­моотношений в широком смысле. Следует заметить, что совре­менные представления о духовности человека выходят за рамки религиозного сознания, хотя и не исключают последнего. Духов-


ность в целом скорее связывается со способностью человека жить в соответствии с общечеловеческими ценностями: осмысленности существования; любви к себе и ближнему; оказания помощи лю­дям; сотрудничества, созидания, самореализации в деятельности; содействия прогрессу.

В ряде случаев нравственные нормы сливаются в единое образо­вание с этическими нормами. Морально-этические нормы пред­ставляют собой ожидания-предписания определенной социальной груп­пы (реальной или номинальной) в отношении ее членов. Носителями морально-этических норм являются конкретные социалыше объ-единения, их лидеры и руководители. Нормы данного вида обычно текстуально не закреплены. Хотя бывают и исключения, например русский Домострой. Этические нормы могут быть прямым след­ствием нравственных ценностей, но могут и противоречить им, что имеет место, например, в случаях корпоративной этики или законов асоциальных групп.

Групповые нормы нередко порождают стереотипы и предрас­судки, например расовые или этнические. В случае стереотипов мышления представления человека могут быть устаревшими, за­стывшими или узкими. Стереотипы могут играть положительную роль, например способствуя экономичности мышления. Но гораз­до чаще они препятствуют поведению, адекватному конкретной ситуации. Предрассудки и вовсе являются следствием искаженно­го восприятия, что существенно усугубляется присутствием выра­женного аффективного компонента.

Правовые нормы, будучи разновидностью социальных норм, без­условно, более конкретны. Они закреплены в основных докумен­тах государства (конституция, уголовный кодекс, гражданский кодекс). Данные нормы регулируются всей государственной систе­мой (законотворческие институты, правительство, правоохрани­тельные органы). Противоправное поведение, по сути, направле­но на дестабилизацию порядка — основы социальной жизни, а не только на ущемление интересов отдельного пострадавшего чело­века. Поэтому данный вид отклоняющегося поведения сегодня рас­сматривается как один из наиболее опасных для общества.

Политические нормы сформулированы в международных доку­ментах и межгосударственных соглашениях и регулируют отноше­ния между странами (народами).

Организационно-профессиональные нормы регулируются должно­стными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, про­фессиональными традициями.

Как отмечалось выше, в настоящее время можно говорить о появлении нового вида социальной нормы — индивидуальной. Ин­дивидуальная нормq, связанная с признанием ценности каждой личности, начинает играть все большую роль в жизни общества, что проявляется в гуманизации общественного сознания в целом.

 

Сегодня в ряде культур права личности, ее самоценность уравне­ны с общественными интересами.

Для психологии особенно важен вопрос о м е х а н и з.мах в о з-действия социальных норм на личность. Будучи со­циальными феноменами, социальные нормы интериоризируются во внутренний мир личности в течение всей жизни. Особенно ин­тенсивно это происходит на ранних этапах развития ребенка в семье. В рамках глубинной психологии специально выделяется такая ин­дивидуальная подструктура, как супер-Эго, содержащая множество внутренних предписаний, требований и ограничений.

В соответствии с общими психологическими представлениями нормы присутствуют в индивидуальном сознании в форме соци­ально-психологических установок. Установка как «готовность, пред­расположенность субъекта воспринимать или действовать опреде­ленным образом» [13, с. 419] имеет различные формы. Термин «со­циальная установка» («аттитюд» — в английском звучании) был введен У. Томасом и Ф. Знанецки в 20-е гг. прошлого столетия. Позд­нее М.Смит конкретизировал структуру аттитюд а, выде­лив три известных компонента:

когнитивный (представление, знание об объекте или явлении);

аффективный (эмоционально-оценочное отношение к объекту);

конативный или поведенческий (готовность личности реализо­вать определенное поведение по отношению к объекту) [16].

Социальные установки переживаются человеком как личное от­ношение к чему-либо, как значение объекта (явления) для дан­ной личности — его личностный смысл. Установки отражают связь между объектом и его оценкой. Тем самым они формируют готов­ность человека к определенному виду социального поведения.

В диспозиционной концепции регуляции социального поведе­ния В.А.Ядова [24] выделяются 4 уровня диспозиций (со­циальных установок):

1) простейшие ситуативные поведенческие установки;

2) социальные установки, действующие на уровне малых групп
и в привычных ситуациях;

3) диспозиции, в которых фиксируется общая направленность
интересов личности относительно конкретной сферы социальной
активности;

4) система высших ценностных ориентации личности, регули­
рующих целостность ее социального поведения и деятельности.

На личностном уровне образуется субъективная иерархия со­циальных установок в соответствии с психологической значимо­стью объектов для конкретного человека. Личностный смысл мо­жет не совпадать с социальным значением. Например, для одного человека смыслом жизни и высшей ценностью является создание семьи и воспитание детей, а для другого главное — карьера. По концепции В. А. Ядова, такие диспозиции по критерию обществен-


ной значимости объектов относятся ко второму и третьему уров­ням, а по субъективным личностным критериям они оказываются высшими по своему значению для индивида [24].

В силу различий в ценностях люди существенно отличаются по мотивам и стилям поведения. Например, ценности могут быть ори­ентированы на выживание, следовательно, усилия людей будут направлены на обеспечение физической и материальной безопасно­сти. Другим ориентиром в жизни человека может быть обществен­ное мнение, что соответственно порождает стремление принадле­жать к группе, подражать или добиваться успеха. Наконец, воз­можна ориентация на свои внутренние потребности, которая будет стимулировать активность в одной из следующих форм: поиск сво­их отличий от других людей, экспериментирование, увлечения, творчество, заинтересованность проблемами общества и служе­ние ему.

Таким образом, социальные нормы создают установки личности, которые, в свою очередь, формируют диспозиционное поведение.

Мы дали общую характеристику социальных норм. Напомним, что под отклоняющимся понимают поведение, отклоняющееся не от всякой социальной нормы, а только от наиболее важной, не­выполнение которой действительно угрожает благополучию чело­века или общества. Поэтому поведение конкретного человека зачас­тую трудно оценить с точки зрения его нормативности. Следует также заметить, что хотя социальные нормы и отражают интересы большинства людей, но в ряде случаев они могут использоваться в узких интересах отдельных групп (например, через СМИ), что само по себе отражает внутреннее противоречие между объективной природой социальной нормы и ее субъективностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: