Сравнительная характеристика поведенческих феноменов

Сопоставив классификации поведенческих девиаций, мы мо­жем более четко сформулировать отличительные особенности раз­личных поведенческих феноменов.

Основные варианты социального поведения.

1. Нормативное поведение («стандартное») — соответствует со­
циальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает
одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В це­
лом оно адекватно ситуации, продуктивно, хотя может быть ли­
шено индивидуальности.

2. Маргинальное (пограничное) поведение — находится на са­
мой крайней границе социальных норм, размывает и расширяет
границы норм, вызывает напряжение окружающих людей.

3. Нестандартное («ненормативное») поведение — выходит за рам­
ки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще
меньшему количеству людей. Проявляется в двух основных формах:

— креативное (творческое) поведение — реализует новые идеи, самобытно, продуктивно, прогрессивно, может приводить к изме­нению самих норм, но в ряде случаев вызывает сопротивление окружающих;


— девиантное (отклоняющееся) поведение — непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно, вызывает неодобрение окру­жающих и социальную дезадаптацию.

4. Патологическое поведение — отклоняется от медицинских норм, проявляется в форме конкретных симптомов, снижает про­дуктивность и работоспособность личности, вызывает сочувствие или страх окружающих. В ряде случаев патологическое поведение неадекватно ситуации, некритично и сопровождается социальной дезадаптацией.

Контрольные задания

1. Назовите причины, затрудняющие создание единой классификации
поведенческих отклонений.

2. Перечислите основные виды социальных отклонений.

3. Назовите основные виды поведенческих расстройств (для взрослого
и детско-подросткового возраста) в соответствии с Международной клас­
сификацией болезней десятого пересмотра.

4. Сформулируйте основные достоинства и недостатки психологиче­
ских систематизации отклоняющегося поведения личности.

5. Воспроизведите рабочую классификацию поведенческих отклонений.

6. Предложите свою классификацию видов отклоняющегося поведения.

7. Перечислите и сравните различные поведенческие феномены.

Рекомендуемая литература

1. ГилинскийЯ.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения. —
СПб., 1993.

2. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С. А. Беличевой. —
М., 1993.

3. Кпейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для
вузов. — М., 2001.

4. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение подростков: Социально-пси­
хологические и психиатрические аспекты. — Минск, 1988.

5. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. — 2-е
изд. — М., 1997.

6. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктив­
ное поведение в современном мире. — Новосибирск, 1990.

7. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: Норма и патология. — М., 1982.

8. ЛичкоА.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.,
1983.

9. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. —
Женева; СПб., 1998.

Ю. Ольков С.Г. Общественные болезни. — Тюмень, 1996.

11. ОудсхорнД.Н. Детская и подростковая психиатрия. — М., 1993.

12. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.

13. Социальные отклонения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. — М., 1989.





Раздел II


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: