Для развития активного словаря предлагается проводить тренировки с помощью метода словесных ассоциаций.
Задание 1
Выбор словесных ассоциаций не ограничивается. Экспериментатор называет слово, учащийся отвечает первой пришедшей в голову ассоциацией (можно называть существительные, глаголы, прилагательные). Например: стол — комната, качается, большой; пруд — рыба, кататься на лодке, глубокий.
1. Программа —
2. Взаимоотношение —
3. Характеристика —
4. Самообразование —
5. Век —
6. Верхолаз —
7. Полководец —
8. Космос —
9. Гласность —
10. Истоки —
11. Согласие —
12. Государство —
13. Граница —
14. Перестройка —
15. Великодушие —
16. Скульптор —
17. Вещь —
18. Виртуоз —
19. Чуткость —
20. Дальновидность —
21. Восток —
22. Фантазия —
Задание 2
Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное экспериментатором, необходимо в качестве сло-весной ассоциации использовать только нарицательные сущест-вительные. Например: стол — тарелка; пруд — вода.
1. Школа — | 20. Радио — |
2. Народ — | 21. Эпоха — |
3. Буква — | 22. Культура — |
4. Количество — | 23. Техника — |
5. Семья — | 24. Поэт — |
6. Ученик — | 25. История — |
7. Наука — | 26. Письмо — |
8. Путешествие — | 27. Река - |
9. Этаж — | 28. Газета — |
10. Люстра — | 29. Телефон — |
11. Пакет — | 30. Время — |
12. Геометрия — | 31. Специалист — |
13. Врач — | 32. Литература — |
14. Митинг — | 33. Мысли — |
15. Поезд — | 34. Пролетариат — |
16. Журнал — | 35. Популярность — |
17. Машина — | 36. Страница — |
18. Театр — | 37. Власть — |
19. Общество — | 38. Спорт — |
39. Демократия — | 45. Рекомендация |
40. Секрет — | 46. Континент — |
41. Удача — | 47. Порядок — |
42. Картина — | 48. Реальность — |
43. Правительство — | 49. Диплом — |
44. Гастроли — | 50. Учитель — |
Задание 3 |
Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное экспериментатором, необходимо в качестве сло-весной ассоциации использовать только прилагательные. Напри-мер: стол — круглый; пруд — болыной.
1. Список —
2. Звезда —
3. Кругозор —
4. Лекция —
5. Дом —
6. Критика —
7. Закон —
8. Пища —
9. Книга —
10. Счастье —
11. Интерес —
12. Страна —
13. Жизнь —
14. Библиотека -
15. Собака —
16. Убеждение —
17. Пример —
18. Воспитание -
19. Музей —
20. Приказ —
21. Физика —
22. Город —
23. Принцип —
24. Группа —
25. Воззвание —
26. Действие —
27. Дефицит —
28. Шрифт —
29. Аргумент —
30. Начало —
31. Человек —
32. Случай —
33. Революционер -
34. Воздух —
35. Голос —
36. Содружество —
37. Депутат —
38. Группировка —
39. Делец —
40. Подробность —
41. Емкость —
42. Будни —
43. Возражение —
44. Год —
45. Восторг —
46. Дипломат —
47. Энтузиазм —
48. Аромат —
49. Мышление —
50. Эффективность
12 Е. И. Рогов, кіі. 2
Задание 4
Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово,про-изнесенное экспериментатором, необходимо в качестве словес-ной ассоциации использовать только глаголы. Например: стол — стоит; пруд — блестит.
1. Фонарь — | 26. Правда — | |
2. Соловей — | 27. Агрессия — | |
3. Растение — | 28. Мнение — | |
4. Одежда — | 29. Каникулы — | |
5. Деньги — | 30. Гипотеза — | |
6. Корабль — | 31. Ошибка — | |
7. Мемуары — | 32. Стекло — | |
8. Командир — | 33. Знание — | |
9. Подвиг — | 34. Импорт — | |
10. Публика — | 35. Линия — | |
11. Ухабы — | 36. Беседа — | |
12. Контракт — | 37. Глаз — | |
13. Самолет — | 38. Металл — | |
14. Профессия — | 39. Катастрофа — | |
15. Капитал — | 40. Гром — | |
16. Диктант — | 41. Треугольник — | |
17. Мебель — | 42. Канал — | |
18. Сутки — | 43. Радость — | |
19. Порядок — | 44. Микроскоп — | |
20. Живопись — | 45. Сказка — | |
21. Симптом — | 46. Ярмарка — | |
22. Диалог — | 47. Скульптура — | |
23. Лифт — | 48. Правило — | |
24. Стихи — | 49. Урок — | |
25. Лед — | 50. Комедия — | |
В дальнейшем инструкции можно поменять — в качестве ас социативного слова предложить использовать: | ||
Вариант I — в задании 1 - | — существительные, | |
в задании 2 - | - прилагательные, | |
в задании 3 - | - глаголы, | |
в задании 4 - | — любые, свободные ассоциации; | |
Вариант II — в задании 1 - | — прилагательные, | |
в задании 2 - | — глаголы, | |
в задании 3 • | — свободные ассоциации, | |
в задании 4 - | — существительные. |
Вариант III —в задании 1 — глаголы,
в задании 2 — свободные ассоциации, в задании 3 — существительные, в задании 4 — прилагательные.
В случае необходимости, спустя какое-то время (примерно месяца через два) можно повторить эти тренировки. Кроме того, экспериментатор может менять круг понятий, вводить по своему усмотрению такие, которые наиболее соответствуют школьной или какой-либо иной тематике.