Пространстсво квартиры

Пространство квартиры в большой степени связано с освоением ребенком бытовых навыков. Здесь на первом плане стоит задача «обжить» пространство квартиры, осознать многие социальные смыслы, связанные с обыденным течением жизни людей. В норме такие смыслы усваиваются ребенком спонтанно, без специального обучения. Аутичному же ребенку необходимо по­мочь осознать предназначение ванной комнаты, кухни, туалета, понять назначение самых разных вещей и т.д.

Для этого следует, во-первых, постоянно комментировать разнообразные бытовые моменты, объясняя смысл происходящего: «Мы сейчас с прогулки вернулись — руки-то какие грязные! Пойдем мыть! Где мы руки моем! Правильно, в ванной комнате. А что нужно взять? Вот оно, мыло — как приятно пахнет. Ну все? Пошли! Ах, какой ты молодец — вспомнил, что руки надо полотенцем вытереть, а я-то забыла. Вот полотенце висит на крю­чочке. А теперь идем обедать».

Во-вторых, необходимо вовлекать ребенка в работу по дому. Пусть ребенок участвует в приготовлении обеда — бросит овощи в суп, натрет сыр; во время мытья посуды можно попросить его вытереть полотенцем чашки, разложить посуду и приборы по полкам; предложить ему расставить ботинки в прихожей, пропылесосить ковер в гостиной и т.д. Конечно, следует учитывать воз­раст ребенка и его возможности. Никто лучше близких не знает, что ребенок в состоянии выполнить и что ему нравится. Не забывайте, что здесь главное не качество выполнения работы, а участие в выполнении домашних обязанностей. Используйте для этого все возможности, постепенно расширяя виды домашней работы. Часто дети сами хотят поучаствовать в происходящем — позвольте ребенку засыпать порошок в стиральную машину, капнуть на губку средство для мытья посуды, порезать хлеб к обеду. И эти несложные действия станут точкой отсчета на пути ребенка к самостоятельности.

Помимо хозяйственно-бытовой деятельности, поста­райтесь создать такие условия для ребенка, чтобы он мог затевать игру в любом месте квартиры. Свобода перемещения наполнит жизнь ребенка новыми интересными впечатлениями и полезными знаниями. Так, на лоджии можно «полететь в космическом корабле», на кухне «печь пироги» и т.д. — часто ребенок сам предла­гает, где и во что хочет поиграть.

ближайшее социальное окружение

Под «ближайшим социальным окружением» подразумевается территория за пределами квартиры, которая рас­сматривается в первую очередь в социальном аспекте: так,на лестничной площадке для нас важны встречи и общение с соседями; на детской площадке — контакты с детьми; в магазине — общение с продавцом и покупателями. Кроме возможностей общения, «ближайшее социальное окружение»—это территория, где ребенок знакомится с окружающим миром — миром людей и предметов, природой.

Помните, что, покидая пределы квартиры, аутичный ребенок оказывается «на вражеской территории», зача­стую остро ощущая враждебность окружающего мира.

Необходимо помочь ему шаг за шагом осваивать пространство вокруг, постепенно избавляясь от страхов и накапливая позитивный опыт.

Чтобы ребенок «обжил», принял в свое сознание еще «кусочек мира», необходимо прежде всего выявить негативные эмоции и страхи, связанные с определенными местами, предметами, людьми. Так, если ребенок боится машин, он никогда не будет чувствовать себя на улице безопасно и комфортно. К сожалению, страхи аутичного ребенка часто глубоко скрыты и внешне никак не проявляются. Ребенок может годами чего-то бояться, испытывая при этом острейшие эмоции, а близкие даже не будут догадываться об этом. В другом случае ребенок может постоянно говорить о своем страхе, нагнетая его, будет искать повторения травмирующей ситуации, однако выйти из нее самостоятельно не умеет. Он зацикливается на своем страхе, и это мешает дальнейшему равитию (методику выявления скрытых страхов и избавления от них см. в разделах «Игровая терапия», с. 45, «Психодрама», с. 55).

Когда страх выявлен и постепенно, в ходе специальной психотерапевтической работы, теряет свою остроту, можно начинать «обживать» новый участок пространст­ва. Во-первых, постарайтесь связать с данным местом переживание разнообразных положительных эмоций. Например, если знаете, что ребенок обожает кататься на велосипеде или самокате, не ленитесь брать их с со­бой на прогулку. Если ребенок испытывает особыйин­терес к бутылкам — не запрещайте играть с найденными на улице бутылками, даже если они грязные.

Во-вторых, помогайте ребенку в случаях затруднений во взаимодействии с другими детьми и взрослыми. Не забывайте, что самые серьезные трудности аутичного ребенка находятся именно в сфере общения с людьми. Например, если он решился подойти к другому малышу, но после этого застыл, не умея обратиться, не зная, что следует делать дальше, не упустите этот момент — быст­ро подойдите и озвучьте его намерения: поприветствуй­те другого малыша, спросите, как его зовут и предстань­те вашего, помогите своей рукой протянуть ручку ново­му знакомому, предложить ему игрушку. Делайте все это от имени вашего ребенка, словно слившись с ним в еди­ное целое: «Привет! Как тебя зовут?» (в этом месте по­пробуйте побудить вашего ребенка представиться, если не получится — представьте его сами: «А это Миша».) Придумайте варианты продолжения контакта: предло­жите поменяться игрушками и организуйте игру рядом, когда дети играют независимо, но могут наблюдать за игрой другого, спойте вместе песенку, затейте игру в мяч и т.д. Конечно, варианты зависят от возраста детей, причем надо поддерживать интерес вашего ребенка и к малышам, и к ровесникам, и к детям постарше. Выбери­те занятие, которое понравится всем; на основе общего интереса станет возможным взаимодействие.

В-третьих, следует постоянно быть начеку, и в случае возникновения трудной или опасной для ребенка ситуации защитить и подстраховать его. Помните, что присутствие вокруг чужих детей и взрослых может привести к возникновению непредсказуемых ситуаций. Например, если на улице к ребенку обратился чужой взрослый, порицая за неправильное поведение, что случается довольно часто, подойдите, но не вступайте в дискуссию, не пытайтесь объяснить поведение ребенка и его особенности, а постарайтесь быстро закончить разговор и увести ре­бенка.

Помните, что ребенок обязательно отреагировал, даже если внешне остался невозмутим. Всем видом выражая спокойствие, приобнимите ребенка, как бы показы­вая, что ничего страшного не произошло, а затем объясните, почему «тетя назвала хулиганом»: «Ты быстро бе­гаешь, а тут малыши — смотри. Если случайно заденешь, маленький может упасть и будет плакать». В таких слу­чаях перед взрослым стоят две задачи. Первая — объяс­няя причинно-следственные связи, дать ребенку понять, что не он «плохой», а просто возникла сложная ситуация. А уже затем предложить ребенку конкретные пути ее исправления. Вторая — дать ребенку почувствовать,что вы его любите, что вы вместе с ним и не дадите его в обиду ни в коем случае, что всегда придете на помощь.

Если же реакция ребенка на замечание выражается бурно — например, он плачет или топает ногами и с кри­ками пинает велосипед, катаясь на котором «не смотрит, куда едет», — не мешайте ему, дайте возможность выплес­нуть негативные эмоции и лишь после этого тактично объясните, что произошло и как возникновения подоб­ной ситуации можно избежать впредь.

В магазине учите ребенка выбирать необходимое — продукты, хозяйственные товары, организуйте его обще­ние с продавцом и самостоятельные мелкие покупки — дайте ребенку денежку, и пусть он сам купит конфету или пакетик сока у знакомого продавца. Это станет возможным, когда ребенок вполне освоится в этой ситуа­ции. Попросите вашего малыша помочь вам понести сумку с продуктами. А когда ситуация похода в магазин, где «тетя Оля-продавец», будет достаточно обжита, ста­нет привычной и естественной, можно заглянуть в дру­гой магазин, вместе отправиться на автобусе на ярмар­ку, чтобы выбрать пластилин и краски и т.д.

Гуляя, старайтесь разнообразить маршруты. Если ре­бенок противится выбору нового маршрута прогулки, не возражайте, а старайтесь расширить знания о знакомом пуги: обратите внимание на светофор на перекрестке, объясните, что следует делать, когда горит зеленый свет, красный и т.д.; покажите, где расположен детский садик, загляните туда и понаблюдайте вместе, как играет детво­ра на прогулке; напомните: «Смотри-ка — автобусная ос­тановка. Мы садимся здесь на автобус, когда едем в бас­сейн». Описывайте все, что видите по дороге; причем делайте это многократно, даже если ребенок не обраща­ет на эти описания внимание (стараясь разнообразить комментарий, вводя в него интересные детали). А в сле­дующий раз снова попытайтесь немного изменить мар­шрут, постепенно удаляясь от дома на большие расстоя­ния. Для этого постарайтесь создать у ребенка мотив — «Пойдем туда, чтобы краски купить», «Давай зайдем в парк, помнишь, как ты там познакомился с собачкой, а ее хозяин разрешил тебе подержатьее за поводок?».

Если ваш малыш достаточно подрос, берите его с со­бой, когда отправляетесь «по делам»: на почту, в банк, в аптеку и т.д. Часто мама оказывается вынуждена посту­пать так: ребенок не отпускает ее от себя надолго. По­путно рассказывайте ребенку, что такое почта, что делает почтальон, напишите вместе с ребенком и отправьте письмо бабушке. В аптеке купите вместе с ребенком для кукольной аптечки бинтик, вату и пластырь, с помощью которых ребенок дома станет «лечить» кукол.

Не стесняйтесь повторяться и говорить само собой разумеющиеся вещи. Помните, что это поможет ребснку усвоить многие аспекты социальной жизни. А главное — не бойтесь исследовать мир вместе с ребенком! При правильном подходе, требующем постоянного внимания и мудрой помощи взрослого, новые впечатления обога­тят опыт взаимодействия аутичного ребенка с другими людьми, научат жизни в социуме. Необходимость при­нимать решение в трудных ситуациях закалит ребенка, поможет стать более самостоятельным. Однако следует набраться терпения, т.к. придется решать не только проблемы ребенка, но и преодолевать людское непонима­ние. Но при благоприятном развитии событий возможно заручиться поддержкой окружающих, найти новых дру­зей, наладить доброжелательные отношения с соседями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: