Лекция 1 – 2 часа

Институт открытого образования

Кафедра управления инновациями

Комплект учебных материалов

по учебной дисциплине

«ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

для подготовки бакалавров

по направлению "Менеджмент" - 080200

Москва – 2014


Комплект учебных материалов по учебной дисциплине "Инновационный менеджмент" для подготовки бакалавров заочной формы обучения по направлению "Менеджмент" - 080200 [Текст] / Государственный университет управления, Институт отраслевого менеджмента ГУУ, Кафедра управления инновациями; [сост.: С.И. Онищенко]. – М.: ГУУ, 2014. – 78 с.

СОСТАВИТЕЛЬ:

кандидат экономических наук, доцент

С.И. Онищенко

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР

заведующий кафедрой управления инновациями в реальном секторе экономики

доктор экономических наук, профессор

А.Т. ВОЛКОВ

ОБСУЖДЕН

на заседании кафедры управления инновациями

Протокол от "__" ___________ 201___г. № ___

ОБСУЖДЕН И ОДОБРЕН

на заседании методического совета
Института отраслевого менеджмента

Протокол от "__" ____________ 201__ г. № __

©

© Онищенко С.И.

© ГОУ ВПО « Государственный университет управления», 2014

Курс лекций по дисциплине

«ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

для подготовки бакалавров

по направлению "Менеджмент" - 080200

В соответствии с учебным планом подготовки бакалавров заочной формы обучения по направлению "Менеджмент" - 080200 по дисциплине «Инновационный менеджмент» аудиторные занятия включают 6 лекционных часов занятий.


ЛЕКЦИЯ 1 – 2 часа

«ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ИННОВАТИКИ»

Инноватика и ее современные концепции базируются на знаниях о деловых циклах, технологических укладах, инновационных процессах и понятиях жизненного цикла продукции, технологий, нововведений, включая целый ряд организационно-экономических решений производственного, коммерческого и иного характера. Практическая значимость знаний инновационного менеджмента заключается в возможности предвидеть направления и характеристики развития цивилизации с тем, чтобы разрабатывать обоснованные технические и деловые стратегии на всех уровнях принятия управленческих решений, оказывать влияние на изменения в фазах деловых циклов и компенсировать последствия периодов спада производства, содействовать подъему деловой активности.

Инноватика ( англ. innovatics) – это научное направление, предметом которого являются организационно-методические аспекты инновационной деятельности.

К инновационной деятельности относится деятельность в ходе реализации инновационного процесса по всем его стадиям, в т.ч.:

- поиск и организация освоения инновационных идей, рационализаторских и новаторских предложений,

- развитие внутрифирменной инновационной активности,

- маркетинг нововведений, формирование конкурентных стратегий на базе инноваций,

- информационная поддержка конкурентоспособности предприятий и организаций,

- инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов,

- организация инвестирования инноваций и др.

Предметом инноватики является процесс создания и распространения нововведений.

К основным понятиям инноватики относятся: «новация (новшество)», «нововведение (инновация), «инновационный процесс».

Новация (новшество) - новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования. Под творческой понимается –исследовательская, проектная, производственная, маркетинговая, финансовая какая-либо другая деятельность.

2 основные характеристики новации:

- результат творческой деятельности (продукт труда, содержащий новое решение)

- признаком новизны для потребителя (новое для него оборудование, технология, методы,новая для него технология и т.п.)

Новшество может представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую технологию, новую программу, новую организационную форму, новую услугу.

Новатор - создатель новшества. Новаторами могут быть физические и юридические лица. Физические лица: люди любой профессии, создавшие в результате творческой деятельности что-то новое. Юридические лица: фирмы (организации, предприятия), компании, корпорации, консорциумы, учреждения, которые также в результате творческой деятельности своих сотрудников создали новшество.

Инновация (нововведение) - новшество, ставшее предметом процесса освоения, внедрения.

2 основные характеристики инновации:

- новшество должно быть принято данным потребителем;

- новшество должно обладать признаком новизны для потребителя.

Инноватор - принявший новшество к потреблению, то есть к дальнейшему преобразованию или использованию.

После принятия новшества к потреблению инноватор создает необходимые условия для его использования, внедряет, осваивает и использует, либо предварительно преобразовывает. Инноватор также может быть юридическим и физическим лицом.

Жизненный цикл инновации - период времени от зарождения идеи создания и распространения новшества и до его использования называют

С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.

Инновационный процесс — это процесс преобразования научного знания в инновацию, который представляет собой последовательную цепь событий, совокупность состояний инновации, сменяющих друг друга в процессе преобразования начального состояния (например, предложенной маркетинговой, конструкторской или технологической идеи новшества) в конечное состояние (поступившие в потребление, используемые и дающие эффект новые материалы, изделия, методы, технологии)

Начальной стадией инновационного процесса является фундаментальное исследование (теоретическое), связанное с понятием научной деятельности.

Цель фундаментальных исследований — раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному использованию.

Фундаментальные исследования подразделяют на теоретические и поисковые.

Фундаментальные теоретические исследования сконцентрированы на изучении общих законов, принципов и закономерностей существования и развития природы и общества. Они начинаются, как правило, с постановки научной проблемы. Для ее решения необходимы дополнительные данные, которые подбираются в виде фактов, выступающих в форме достоверного знания. Факты необходимы как для выдвижения научной гипотезы, так и для ее обоснования. Из многих гипотез выбирается наиболее правдоподобная, которая всесторонне исследуется и развивается. Если гипотеза соответствует достоверному знанию и не содержит формально-логических противоречий, она превращается в теоретически разработанное знание, теоретическое воспроизведение действительности, а в отдельных случаях приводит к открытию.

Теоретическое фундаментальное исследование не связано непосредственно с решением конкретных прикладных задач, при этом оно составляет фундамент инновационного процесса.

Результаты теоретических исследований заключаются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий.

При проведении поисковых научно-исследовательских работ постановка проблемы отождествляется с выдвижением научно-технической идеи о материализации теоретического знания. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий, не известных ранее свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза.

В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, относительно ясны теоретические основы, но не конкретные направления. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи, появляется возможность найти им применение.

Завершаются поисковые научно-исследовательские работы обновлением и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Поисковые научно-исследовательские работы проводятся в академических учреждениях, вузах, в крупных научно-технических организациях промышленности персоналом высокой научной квалификации.

Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Но положительный выход фундаментальных исследований в мировой науке составляет лишь 10% (в некоторых областях - 5%). И из оставшихся 10 % с положительным результатом не все применяются на практике. Фундаментальные исследования финансируются в основном за счет бюджета государства на конкурсной основе, частично могут использовать внебюджетные средства.

Потенциал научных знаний по результатам проведения фундаментальных исследований представляет собой интеллектуальный продукт, который в силу своих особенностей не имеет рыночной стоимости. На открытие или новое теоретическое знание нельзя оформить лицензию, так как они несопоставимы с каким-либо эквивалентом, то есть несводимы к золотому паритету или конвертируемой валюте. Их высокая эвристическая ценность отмечается обычно международными или государственными престижными премиями.

На втором этапе инновационного процесса проводятся прикладные научно-исследовательские работы (ПНИР)

ПНИР направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов.. они ставят своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в качестве научно-технического задела в опытно-конструкторских работах.

В системе инновационной деятельности прикладные исследования и разработки проводятся после выполнения поисковых НИР.

Основными целями прикладных НИР является определение количественных характеристик метода удовлетворения той или иной потребности экономики общественного производства.

Их выполнение связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Поэтому возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных НИР, когда инвестиции в инновации имеют рисковый характер и называются рискоинвестициями.

Фактические стоимостные и временные затраты на проведение одной прикладной НИР более чем на порядок ниже по сравнению со стоимостью выполнения следующего этапа - ОКР.

Прикладные НИР выполняются в научно-технических организациях промышленности, вузах с различными тематическими направлениями исследований и разработок.

Они финансируются как за счет средств государственного бюджета (по государственным научно-техническим программам на конкурсной основе), так и за счет отдельных заказчиков в лице крупных организаций промышленности, акционерных корпораций, коммерческих фондов и венчурных рискофирм.

3 этап - опытно-конструкторскими работами (ОКР) - это применение результатов прикладных исследований для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии.

ОКР — завершающая стадия научных исследований, переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству.

Целью ОКР является создание (модернизация) образцов новых изделий, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю.

На этой стадии производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливаются и испытываются образцы новых изделий. Вероятность получения желаемых результатов повышается от ПНИР к ОКР. Примерно 85-90% НИР дают результаты, пригодные для дальнейшего практического использования; на стадии ОКР 95-97% работ заканчиваются положительно.

На данном этапе выполняются опытно-конструкторские и проектно-конструкторские работы, связанные с разработкой аванпроектов, эскизно-техническим проектированием, выпуском рабочей конструкторской документации, изготовлением и испытанием опытных образцов.

ОКР проводятся в специализированных лабораториях вузов, в КБ, и на опытных заводах, в научно-производственных подразделениях крупных промышленных организаций.

Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также средства организаций-инноваторов.

На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации нововведения от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным фазам жизненного цикла товара.

При запуске в производство требуются крупные инвестиции для реконструкции производственных мощностей, подготовки персонала, рекламной деятельности и др. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на нововведения еще неизвестна и риски отторжения предлагаемого товара весьма вероятны. Поэтому инвестиции продолжают носить рисковый характер.

На финансирование работ по четвертому этапу, связанных с освоением масштабного производства новой продукции и последующее совершенствование технологии за счет нововведений-процессов, потребуется в 6 – 8 раз больше затрат чем на расходы, связанные с исследованиями и разработками. Увеличение затрат зависит от принятой масштабности освоения производства новой продукции (мелкосерийный, серийный или крупносерийный тип производства). Учитывая большие затраты на освоение масштабного производства новой продукции на данном этапе инновационного процесса проводится эмиссия ценных бумаг. Она позволяет привлечь дополнительные инвестиции, обеспечить их прибыльное использование при условии поддержания конкурентоспособности продукции.

Основным источником инвестиций являются средства организаций-инноваторов, как собственные, так и заемные средства (банковские кредиты).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: