1 В Приуралье, в Кулевчи есть дома площадью до 170 кв. м.
2 Аналогичный ров выявлен на абашевском Шиловском поселении [ПряхиЯ.
1976, с. 23-24]. Ширина рва 2,2-2,8 м, глубина 0,4-0,5 м, вдоль него шла
стена, от которой сохранился двойной ряд столбовых ям, отстоявших на 2 м
друг от друга в ряду; ширина главного въезда 4 м, проход к реке - 1,5 м. На
абашевском Малокизыльском поселении ров шириной 1,4 м, глубиной 0,8 м проходит между домами внутри поселка [Сальников, 19546, с. 67-68]. Ров и вал зафиксированы с напольной стороны срубного поселения Сускан [Мерперт, 1958, с. 104]. С.С.Березанская [1974, с. 69] приводит данные о сооружении неглубоких рвов вокруг загона на поселении унетицкой культуры в Польше и предполагает наличие ограды вокруг тшинецкого поселения Пустынка, имевшего кольцевую планировку с загоном для скота в центре. Оборонительные ров и валы хорошо известны на поселениях бронзового века Подунавья в культурах монтеору и фюзешабонь и особенно на позднебронзовых центральноевропей-ских поселениях культур полей погребальных урн и гальштатт [Монгайт, 1974, с. 68, 86, 180].
|
|
3 Сооружение зольников безусловно связано с культом домашнего очага.
Этот культ по археологическим материалам фиксируется у скифов [Граков,
1971].
4 В Центральном Казахстане наземная часть жилища делалась из смеси
глины и песка с включением камней [Маргулан, 1959, с. 21—22], на поселении
Ушкатта II бруствер покрыт слоем утрамбованной глины [Кузьмина, 19626].
5 На некоторых андроновских поселениях (Спасский Мост, Камбулат, Но-
вобурино, жилище 2) столбовые ямы отсутствуют или их мало. В этих жилищах
мог применяться сруб. Ямы отсутствуют и в некоторых срубных домах, напри
мер, в Максютово [Синицын, 1949, с. 198].
6 По наблюдениям в Еленовском микрорайоне и на р. Джарлы каменолом
нями служили естественные выходы слоящегося и легко откалывающегося
плитняка, расположенные вблизи поселков.
7 Судя по деревянным конструкциям в погребениях, были известны различ
ные системы перекрытий жердями, бревнами или плахами, уложенными вдоль
продольной оси ямы; поперек нее; на продольное бревно, положенное на вбитый
в центре могилы столб (Синташта I, II, Синеглазово, Турсумбай) или на два-
четыре столба по краям могилы (Синташта II, Сосновка, Верхнеозерное, Фе-
дорово); встречаются перекрытия в два наката, в том числе настланные взаи-
моперпендикулярно (Алакуль, Кинзерский).
8 Последний прием получил развитие в эпоху поздней бронзы в конст
рукции мавзолеев вождей Бегазы и Сангру [Маргулан, 1979, табл. 15, рис.
70, 71, 76, 94].
9 М.П.Грязнов [1965, с. 99—102] предполагает появление этой системы пе
рекрытия уже в эпоху неолита в доме на стоянке кельтеминарской культуры
Джанбас-кала. А.В.Виноградов [1981, с. 148] выступает против такой реконст
рукции, с чем можно согласиться: сложное сооружение чорхона предполагает
наличие бронзовых орудий для рубки дерева, длительное знакомство с деревян
ным зодчеством и высокий уровень архитектурного планирования, которые
могли быть достигнуты только в эпоху бронзы. Даже у современных памирцев
возведение чорхона считается самым сложным и важным этапом домострои
тельства и требует участия специалиста-плотника [Андреев, 1958, с. 436, 437,
441].
|
|
1 1 0 Для перекрытия дома площадью 20x10 кв. м требуется по системе чор-
хона 20 балок длиной 7 м, пирамидальным накатом — 7 бревен длиной больше 10 м и не меньше 30 бревен от 7 до 10 м, по реконструкции А.Х.Маргулана — 8 балок по 10—20 м и большое количество опорных столбов и слег [Кузьмина, 19646, с. 104].
11 Жерди от перекрытия выявлены на тазабагьябском поселении Байрам-
Казган 2 [Итина, 1977, с. 201], срубном Максютовском [Кривцова-Гракова,
1955, с. 75]; на кобяковском поселении выявлены ряды обугленного тростника
кровли [Кривцова-Гракова, 1955, с. 100] и камыша [Шарафутдинова, 1973]; в
погребениях евразийских степей найдены остатки камышовых и тростниковых
перекрытий.
12 М.П.Грязнов [1953, с. 147, 148] полагает, что входом в жилище зимой
служило свето-дымовое отверстие. Это не убедительно, так как конструкция
входа весьма продумана и совершенна и сохранялась в скифское время.
13 Деревянный порог зафиксирован на тазабагьябской стоянке Кокча 15
[Итина, 1977, с. 201].
14 В Шандаше толщина обмазки всего 0,05—0,07 м [Кузьмина, 19646, с. 103],
в Атасу — до 0,3 м [Маргулан, 1959, с. 23]. Глиняная обмазка пола известна
на поселениях приказансксй культуры Атабаевском и Балымском [Халиков,
1969, с. 31, 36, 37] и тазабагъябских Кокча 15, 15А, Байрам-Казган 2, Джин-
гельды 10 [Итина, 1977, с. 201]. На тшинецком поселении Пустынка пол
вымощен глиняными вальками [Березанская, 1972, с. 47; 1974, с. 57, 53, 63,
рис. 18].
15 Этот тип многочисленен, например, на поселениях по р. Вахте [Сальни
ков, 1954а, с. 217, 246].
16 По этнографическим параллелям двухчастность можно объяснить делени
ем дома на летнюю и зимнюю или на мужскую и женскую половины, что
отмечено у многих ираноязычных народов.
17 Не являются ли эти очаги прототипом кана - перекрытых отопительных
каналов среднеазиатских жилищ [Писарчик, 1982, с. 82]?
18 Аналогичные длинные очаги известны на срубном поселении у Ляпичева
Хутора [Грязнова, 1953, рис. 59, 60] и на тазабагъябских поселениях Кокча 15,
Джанбас 30, Кават 3, 6, 7 [Итина, 1977, с. 202]. Особенно интересен очаг на
абашевском Соколовском поселении: яма размером 3,7x1,4 м и глубиной 0,4 м
заполнена глиняными комьями и имеет восемь попарно расположенных отвер
стий диаметром 0,15—0,23 м. Судя по находке деформированного при обжиге
сосуда, очаг предназначен для обжига керамики [Пряхин, 1976, с. 57, рис. 12].
19 На кирпичиках пальцем нанесены ямки, прямые линии, крест или круг
[Сальников, 19516, с. 131, рис. 17,4]. Интересно, что традиция метить кирпичи
знаками сохранилась в Средней Азии до кушанской эпохи [Толстое, 1948, с.
95, 105, 112; Кузьмина, Певзнер, 1956, с. 80-82, рис. 33].
20 Глинобитные печи со сводом, сложенным из глиняных вальков, известны
на тшинецком поселении Пустынка [Березанская, 1974, с. 58, 61, 62]. Наличие
такой печи, судя по находкам шлака имевшей производственное назначение,
предполагается на срубном Успенском поселении [Кривцова-Гракова, 1955, с.
76] и на срубных поселениях Украины, например, в Сабатиновке [Кривцова-Гракова, 1955, с. 123]. Позже их сооружали скифы.
21 Скопление кальцинированных костей над полом, вымощенным кирпича
ми, выявлено в Камышном I.
22 В большом доме памирцев в день расходуется 12—24 лепешки кизяка
[Андреев, 1958, с. 459].
23 Нары в виде останца земли или возвышения из глины или вальков изве
стны на тшинецких поселениях Пустынка и Попова Левада [Березанская, 1972,
с. 47; 1974, с. 58], на тазабагьябских поселениях Джанбас 21, Кокча 15, 16
[Итина, 1977, с. 200, 202], на срубных Успенское, Максютовское, Зимница
[Кривцова-Гракова, 1955, с. 75], Ляпичев Хутор [Синицын, 1949, с. 199].
|
|
24 Столбики от стола зафиксированы в центре абашевского жилища на Ши-
ловском поселении [Пряхин, 1976, с. 16].
25 Он подобен силон — сидению патриарха в памирском доме [Андреев,
1958, с.461].
26 Возможно, часть колодцев использовалась для водосбора, как обхин в
современном памирском доме [Андреев, 1958, с. 453].
27 Жилища центральной Европы отличаются от степных тем, что они, как
правило, наземные и имеют меньшую площадь.
28 Этот тип перекрытия зафиксирован и в срубных погребениях Камышева-
ха, Кайбелы, Царицын [Городцов, 1907, с. 134; Круглов, Подгаецкий, 1935, с.
134; Мерперт, 1958, с. 117-118].
29 Прямоугольный дом с двускатной крышей был распространен вплоть до
Греции: модель его найдена в неолитическом слое Сескло [Чайлд, 1952, с. 93,
99, 103, 104].
30 Происхождение длинного заглубленного в землю жилища с двускатной
коньковой крышей в Восточной Европе некоторые исследователи относят еще
к эпохе верхнего палеолита [Рогачев, 1970, с. 69; Сергин, 1975, с. 41].
31 В степной Средней Азии и Восточном Казахстане у носителей кельтеми-
нарской и устьнарымской культур в эпоху неолита был представлен принципи
ально другой тип жилища — большой прямоугольный или овальный наземный
шалаш из дерева и жердей: кельтеминарские стоянки Джанбас 4, Толстова,
Кават 7, Лявлякан 26, Дарбазакыр, Учащи 131, восточноказахстанские — Пень
ки I, II, Усть-Нарым [Толстов, 1948, с. 61; Гулямов, Исламов, Аскаров, 1966,
с 26-28, 97-98, рис. 8, 9; Виноградов, 1968, с. 68-71, рис. 25, 26, 1981, с.
148-150, рис. 59, табл. 14; Черников, 1970, с. 12-14; Чалая, 1971, с. 7].
32 Стены обычно делались из глиняных комков аморфной формы. В неко
торых районах фундаменты или стены возводились из уложенных горизонталь
ными рядами каменных блоков (например, Телль-Арпачия, Телль-Сотто, Бей-
Да).
33 Планировочные решения и строительные приемы, сложившиеся в Пере
дней Азии в эпоху энеолита, в почти неизменном виде доживают в архитектуре
Рядового жилища вплоть до современности [Амирьянц, 1981].
|
|
34 Жилища земледельцев энеолита Греции, Балкан и Подунавья генетически
Принадлежат к центральноевразийскому типу и, как правило, сохраняют кар-
касно-столбовую конструкцию и двускатную кровлю, но дома здесь наземные глинобитные с закрытыми печами.
35 Этот тип представлен в некоторых районах Турции, ранее заселенных
индоевропейскими народами.
36 Наличие в осетинском доме сложенного из камня цокольного этажа и
иногда открытой веранды - результат адаптации к экологическим условиям и
влияния грузинской архитектуры.
37 Вне среднеазиатско-афганского ареала этот тип перекрытия известен на
Кавказе у ираноязычных осетин, а также в районах Грузии и Нагорного Кара
баха и в Армении, где конструкция свода и план жилища имеют существенные
локальные отличия. М.И.Ильина [1946], специально занимавшаяся этим типом
жилища на Кавказе, не решает вопрос о его происхождении. М.САндреев [1958,
с. 267, 273] предполагал наличие "одной общей древней культуры, выработав
шей когда-то этот потолок», отмечал связи таджиков с народами Кавказа, осо
бенно осетинами, прослеживаемые в фольклоре и материальной культуре. В
настоящее время установлено, что в грузинском и армянском языках строитель
ные термины, связанные с жилищами дарбази, заимствованы из иранского [Ма-
матназаров, Якубов, 1985, с. 199].
38 В долинах с теплым климатом далидз устраивают в виде открытой ве
ранды с колоннами, как в осетинских домах.
39 Этот тип имеет варианты и подтипы, характерные для отдельных областей
или для представителей разных каст и подкаст и этнических групп [Гусева,
1981].
40 Установка опорных балок и конька (пашита) у индуистов представляет
религиозный акт и сопровождается жертвоприношениями и молитвой. Этот
обряд сопоставим с осетинским и таджикским.
41 Маленькие хижины Ахара и Навдатоли не могут быть прототипом боль
шого дома с опорными столбами и коньковой кровлей. Их реконструкция
[Sankalia, 1974, фиг. 131, 149] как жилищ с двускатной кровлей не верна, так
как отсутствуют опорные столбы для конька. Вероятно, квадратные хижины
перекрывались легкой кровлей, подобной конической кровле круглых хижин.
42 Авестийское dmana (Ясна XXXI, 16, 18; Яшт V, 38, 62, 63; X, 28, 30;
XVII, 6, 8).
43 Т.Я.Елизаренкова переводит термин чала — " хижина», но мы принимаем
перевод Л.Рену - «жилище», поскольку речь в тексте идет о большом мону
ментальном доме.
44 А.А.Формозов впервые указал [19516, с. 18], что локальные варианты
андроновской культурной области являются подлинными культурами отдель
ных племен.
45 Сходные цифры независимо получены при сопоставлении данных о сред
ней продолжительности жизни и численности погребений на родовом кладбище
[Кузьмина, 1974в] для андроновских домов.
46 Реконструкция шалаша хунну археологических оснований не имеет. Ту
же конструкцию считает прообразом юрты Б.Х.Кармышева [1956, с. 23], но она
полагает, что протоюртой были жилища карлуков.
47 Характер примесей в тесте определялся визуально. О.Ю.Круг проделала
специальные анализы состава керамики поселений и могильников Еленовского
микрорайона [Кузьмина, 1962а, с. 93; 1965а, с. 49-50].
48 Техника формовки определялась визуально при помощи лупы. Способ
наложения лент и подлепки дна устанавливается по характеру раскола сосуда
по горизонтальным лентам и виден на вертикальном разломе и внутренней
поверхности сосуда.
49 Учитывался также цвет обжига сосуда. В мировой практике цвета и
оттенки керамики устанавливаются по таблицам A.H.Munsell [1949]. Нами эта
работа не проводилась, поскольку андроновские горшки обожжены неравномер
но и на одном сосуде цвет обжига может меняться от серо-черного до буро-
красного.
50 М.Н.Комарова [1962] выделила основные элементы андроновских орна
ментов и установила их распределение по зонам в различных локальных вари
антах; С.В.Зотова [1964; 1965] показала, что андроновцы использовали два
разных принципа построения декора: по прямой сетке (так называемая группа
ромбической орнаментации) и по косой сетке, по которой составлены так на
зываемые ковровые орнаменты.
51 В свете открытий новых памятников петровского типа на Урале и выде
ления комплексов потаповского типа в Волго-Донском регионе очевидна пол
ная несостоятельность попытки Т.М.Потемкиной [1982, с. 156; 1983а; 19836;
1985, с. 148—156] пересмотреть генетическую преемственность и хронологиче
ское соотношение петровского и алакульского типов. Т.М.Потемкина исполь
зовала не всю совокупность андроновских материалов, а лишь незначительную
часть периферийных комплексов, при классификации которых были допущены
методологические ошибки, что уже отмечалось исследователями. Возражение
специалистов вызывает и классификация Т.М. Потемкиной керамики эпохи поз
дней бронзы [Зданович, 1983, с. 64, 65; Васильев и др., 1992; Кузьмина, 1985а;
19866; 19876; 1988].
52 В Центральном Казахстане эта особенность иногда сохраняется позже:
сосуды с ребром по венчику представлены в атасуских комплексах Бес-Оба и
Тас-Булак (Карагандинский музей, инв. N 10/16, 1026).
53 По отношению диаметра венчика к максимальному диаметру тулова вы
деляются варианты А и Б, по соотношению высоты верхней части сосуда к
высоте тулова - подтипы. Для позднеалакульских комплексов, видимо, харак
терны горшки вытянутых пропорций с отношением 1:3.
54 Исследователи отмечали неточность ее классификации.
55 Экспедиция В.И.Матющенко открыла алакульский могильник Ермак.
56 Хорошо прослеживается только место спайки ленты плечика по горизон
тальным штрихам заглаживания, проходящим на уровне каннелюр, отделяющих
плечико (например, у горшков из Борового; Канаттаса — ограда 1; Бугулы —
ЦМК 52 N 4/9).
57 . Такой способ спайки лент известен в Восточной Европе [Зеленин, 1927,
с 93] и характерен для афанасьевской культуры Западной Сибири. У афанась
евских яйцевидных и круглодонных сосудов края лент и край дна всегда ско
шены наружу [Иванова, 1968, с. 251-253].
58 ЛАИванова полагает, что у афанасьевских горшков сначала формовалось
тулово, затем венчик и после этого подлеплялось дно. Более вероятно, что у
всех круглодонных горшков применялся донный начин: в ямке вылеплялось
круглое дно и затем кольцевым налепом наращивались стенки. В.И.Матющенко
[1973в, с. 30] отмечает, что самусьская посуда сформована техникой ленточного
налепа. В.И.Молодин [1985, с. 37] полагает, что керамика кротовской культуры
изготовлялась техникой кольцевого налепа с последующей подлепкой дна. Гон
чарство этих культур представляет особый интерес в связи с тем, что на са-
мусьских и кротовских памятниках обнаружена типичная федоровская посуда
[Матющенко, 1973в, рис. 8; Молодин, 1985, рис. 14, 12], влияние же керами
ческих традиций самусьской, кротовской и особенно окуневской культур отчет
ливо прослеживается на андроновской посуде Сибири, проявляясь в распрост
ранении сосудов квадратной формы и специфических мотивах орнаментации
(см., например [Максименков, 1978, табл. XLIII, 2, 3, 13, XLV, 14-16, XLVII,
4, 5, XLVIII, 9, LV, 2, 3; Молодин, 1985, рис. 43,1, 44,6, 49,3; Матющенко,
1973в, рис. 15, 18]).
59 Например, Биырек-Коль (ГЭ ОИПК, инв. № 2217/10).
60 Например, Боровое (ГЭ ОИПК 2000/44), Бегазы, ограда 3 (ЦМК (6-
104)/924, Ланин Лог, Пристань [Максименков, 1978, табл. XLII, 8, XLIV, 5]
" Л.А.Иванова [1968; 1970] показала отличие афанасьевской и окуневской традиций друг от друга и от андроновской.
62 У современных финно-угорских народов применяется ленточная техника
кольцевого налена [Зеленин, 1927, с. 99].
63 У современных угорских народов андроноидный орнамент применяется
не на керамике, а на одежде и бересте [Чернецов, 1948, с. 139; Иванов, 1963,
с. 161, рис.100].
64 у современных таджиков керамика лишена декора или покрыта росписью,
но в узорах одежды сохранились многие элементы андроновского орнаменталь
ного комплекса [Бобринский, 1900].
65 Однако нельзя не учитывать, что в андроновской и других культурах
евразийских степей бронзового века абсолютно господствовала богато орнамен
тированная штампами керамика, в ведической же литературе орнаментация не
описывается, штамп упоминается редко. Правда, в позднеандроновских комп
лексах Средней Азии орнаментация выходит из употребления и большой про
цент составляют горшки без декора.
66 Содержание меди и олова в андроновских металлических изделиях Ка
захстана и Семиречья по данным А.Д.Дегтяревой [1985, с. 18, 21, 22] (%)
Регион | Медные изделия | Бронзовые издеяия | Из них с типичным содержанием олова | Типичное содержание олова |
Восточный Казахстан | нет | 12-26 | ||
Семиречье | мало | 88,8 | 1-12 | |
Центральный Казахстан | 6-18 | |||
Северный Казахстан | 61,4 | 1-12 |
67 Изделия Шамшинского клада Киргизии, сходные по составу с другими
бронзами Семиречья [Рындина и др., 1980, с. 156,158], принадлежат к широко
представленной в западно-андроновском металле химической группе ВУ, руд
ный источник которой Е.Н.Черных [1970, с. 111] ищет на востоке. Мнение
А.Д.Дегтяревой [1985, с. 7] о невозможности разработки полиметаллических
рудников в Семиречье ввиду малочисленности в них меди представляется чрез
мерно осторожным.
68 Несомненно, был известен и войлок. В пользу этого свидетельствуют: 1)
высокий уровень скотоводства; 2) совершенство войлочных изделий Пазырыка,
предполагающее многовековую традицию производства [Руденко, 1953, с. 244];
3) знакомство с производством войлока у народов Западной Европы; 4) наличие
древнеиранского термина, заимствованного в финно-угорские языки; 5) нали
чие в андроновских, срубных и катакомбных могилах бурых органических под
стилок, вероятно - остатков прямоугольных войлочных полотнищ.
69 Различные способы плетения шерстяной тесьмы сохранились на Памире
[Писарчик, 1958, с. 375, рис. 82].
70 Примитивный вертикальный ткацкий станок без грузил сохранился в
Таджикистане [Писарчик, 1958, с. 372-373, рис. 80-81].
71 На Памире платье шьют из домотканной шерсти тем же покроем, спереди
вдоль разреза иногда нашивают сплетенную из шерсти тесьму шерозе с наши
тыми бронзовыми бляхами [Писарчик, 1958, с. 408, рис. 87].
72 Крашение мареной практикуют памирцы [Писарчик, 1958, с. 375].
73 Единичность этих богатых захоронений объясняется, во-первых, древним
разграблением андроновских могил; во-вторых, социальными и ритуальными
факторами.
74 Такую же одежду из домотканной шерсти — штаны, распашной кафтан
или куртку носят памирцы [Андреев, 1958, с. 243, 244, рис. 49] и осетины
[Калоев, 1971, с. 176].
75 Сапоги такого же покроя из сыромятной кожи подвязанные на подъеме
цветной тесемкой с металлическими бусами, носят мужчины и женщины на
Памире [Андреев, 1958, с. 246, рис. 50] и в Осетии [Калоев, 1971, с. 179].
76 Шапки типа кулоха из овчины мехом внутрь и вязаные шерстяные ша
почки носят памирцы [Андреев, 1958, с. 250], башлыки - осетины [Калоев,
1971, с. 179].
77 Колпаки, отличающиеся от сакско-андроновских только деталями кроя,
были известны и у других индоевропейских народов — фракийцев и фригийцев.
Хетты носили головной убор другого фасона с круглым околышем, но тоже
островерхий.
78 Все сохранившиеся ранние повозки — четырехколесные. Однако наличие
в ряде могил пары колес и глиняные модели одноосных повозок Калмыкии
позволяют, вопреки мнению Е.В.Избицер [1993], предполагать существование
в степях двухколесной повозки. Важной инновацией катакомбной эпохи было
Появление колес с вырезами. Такая конструкция зафиксирована и в Передней
Азии.
79 Древнейшие изображения запряженных не конями, а эквидами повозок
на колесах со спицами известны в Анатолии в Канише (Кюль-Тепе), а мо-дель — в Ачемэйюк. Они датируются первой-второй четвертью II тыс. до н э [Ozgus, 1959, табл. LXIV; Моогеу, 1969, с. 431-432; Nagel, 1966, рис. 15—l7; Iittauer, Crouwel, 1936а, рис. 1]. В Месопотамии и Сирии повозки на колесах со спицами появляются в XVIII—XVII вв. до н.э., но изображения боевых конных колесниц в Передней Азии известны не раньше конца XVII—XVI в. до н.э. [Моогеу, 1986].
В индоевропейских, семитских, китайском и других языках есть отдельные термины для обозначения повозки и колесницы. Колесница — это военный легкий экипаж с двумя колесами со спицами и конной запряжкой. Так же определяют колесницу исследователи транспорта [Childe, 1951; Plggott, 1968; Iittauer, Crouwel, 1979]. М.В.Горелик [1985] не учел многочисленные исследования по истории колесниц, ошибочно трактовал изображения повозок с колесами с брусьями, с прорезями и со спицами, признав появление последних временем распространения колесниц; не проанализировал эволюцию псалиев в Старом Свете; не выявил арийскую лексику в переднеазиатских коневодческих трактатах и, не проведя классификации транспортных средств, не смог отделить колесницы от грузовых и дорожных повозок и тяжелых военных квадриг, запряженных не лошадьми, а эквидами, что привело его к ложным заключениям о времени и месте происхождения колесниц в Старом Свете. На приведенной им табл. 2 колесницы представлены только на изображениях второй половины II тыс. до н.э. Дата изображения колесниц на сирийских печатях (табл. 3) определяется по аналогии с двумя экземплярами из архива Нузи, датируемыми второй половиной XV в. до н.э. (ср. статью П.М.Кожина [1985]). Тем же временем датируется коневодческий трактат с арийской лексикой из Нузи.
80 Это согласуется с европейскими данными, изображение колесницы из
Кивика датируется эпохой бронзы по комплексу кургана [Glob, 1974], ряд
изображений нанесен на сосуды эпохи бронзы [Vizdal, 1972, с. 233, рис. 1;
Чередниченко Н., 1976, с. 139, рис. 4—6; Смирнов, Кузьмина, 1977, с. 54-55;
Piggott, 1978, рис. I]. На Кавказе есть изображения повозок в плане, в том
числе — на сосуде эпохи бронзы из Дилижана в Армении [Есаян, 1976, табл.
97,1], а также бронзовая модель двухколесной колесницы на колесах с десятью
спицами в Гохеби в Грузии, найденная в комплексе с бронзовым копьем и
керамикой конца II тыс. до н.э. [АО. 1976, с. 478,479]. Кавказские экземпляры
важны в связи с тем, что некоторые названия колесного транспорта общи в
индоевропейских и кавказских, в том числе — нахско-дагестанских языках.
81 Китайская узда иньского времени, как и андроновская, включала мягкие
кожаные удила и щитковые псалии с центральным отверстием, но в отличие,
от андроновских, не круглые, а квадратные бесшипные [Dewall von, 1964;
Shaughnessy, 1988].
82 Согласно ведическим текстам, в Индии для хранения колесниц устраива
ли заглубленные в землю сараи, в полу которых копали канавки для установки
колес [Rau, 1986; Renou, 1939, с. 491, 492].
83 Гипотеза о египетском происхождении колесниц Микен была высказана
Ф.Шахермейером, но не может быть принята, так как в Египте не найдено ни
прототипов, ни аналогов микенских псалиев, греческие колесницы не имеют близких аналогов в Египте [Кожин, 1966, с. 78-79], а вся обширная коневодческая терминология в ахейском языке не несет никаких следов египетских или переднеазиатских заимствований и является индоевропейской [Callavotti, 1958]. В микенских документах линеарного письма В упоминаются псалии из рога и реже - из меди [Ventris, Chadwick, 1956, с. 365-368].
84 У псалиев из Алакуля, Новоникольского, Казангулова и Ватины есть
дополнительные отверстия в диске в другой плоскости.
85 Х.Г.Хюттель [Hiittel, 1978; 1982] относит все дисковидные псалии к
раннебронзовому времени, не разделяя их на классы и типы.
86 Р.Бемер [Boehmer, 1972, с. 201] считает, что дата псалиев Алишара и
Аладжа Эйюк не может быть уточнена, а псалии из Богазкая — не раньше 1450
г. до н.э.
87 Скептицизм Х.Г.Хюттеля [1982] относительно связи анатолийских и ду
найских стержневидных псалиев не обоснован, но он правильно подчеркивает,
что их малоазийское происхождение не доказано.
88 Реконструкции системы крепления разных типов псалиев CM.:[Iittauer,
1969, рис. 7; Горбунов, Обыденнов, 1976; Пряхин, 1992].
89 Предположение об использовании в качестве псалиев роговых предметов
с отверстиями, высказанное П.М.Кожиным [1970, с. 189-192] относительно
афанасьевской культуры Сибири и Д.Я.Телегиным [1973], В.Н.Даниленко и
Н.Н.Шмаглием [1972] относительно энеолитической среднестоговской культу
ры Украины оспорено.
90 Известна одна находка такого псалия в Мегиддо в Палестине.
91 Самые древние на земле металлические псалии найдены не в Передней
Азии, а на Кавказе [Мунчаев, 1973; Ковалевская, 1976] и датируются III тыс.
до н.э.
92 Прямоугольные псалии с шипами доживают вплоть до ассирийской эпохи.
Усовершенствованием их формы является изобретение второго малого отвер
стия, обеспечивающее прочную фиксацию псалия и использование раздвоенно
го нащечного ремня.
93 Дисковидные псалии с шипами в Луристане применяются вплоть до
железного века [Potratz, 1966]. В других областях распространяются дисковид
ные бесшипные псалии, нижняя дата которых устанавливается по находке в
Амарне 1413—1377 гг. до н.э.
94 Классические псалии типа Борияш имеют дополнительное малое отвер
стие, пересекающее основное.
95 Возможно, обломок костяного предмета с Алексеевского поселения
[Кривцова-Гракова, 1948, рис. 22, 2] происходит от псалия этого типа. На
поселении Атасу найден также другой псалии с квадратным отверстием [АО.
1975; с. 522-523].