IV Государственная дума

По своему составу она ненамного отличалась от своей предшественницы. Снова, как и в III думе, сложилось два большинства: правооктябристское (286 депутатов) и октябристско-кадетское (+ националисты) – 229 депутатов.

В декабре 1912 г. IV Дума приняла формулу, призывавшую правительство реализовать на практике положения Манифеста 17 октября 1905 г. Фракция кадетов внесла в Думу пакет законопроектов – о свободе совести, печати, союзах, о неприкосновенности личности, о введении всеобщего избирательного права. Однако и эти попытки парламента добиться политической модернизации страны не увенчались успехом: помешали некомпетентность властей, их неготовность к реформам, а также начавшаяся первая мировая война.

Начало войны было встречено демонстрацией единения большинства думы с правительством. Трудности военного времени и поражения российской армии вскоре привели к расколу. Летом 1915 г. в парламенте звучала критика действий правительства и выдвигалось требование создания Министерства общественного доверия, ответственного перед Думой. «Прогрессивный блок», созданный по инициативе кадетов, собрал вскоре до трех четвертей депутатов.

Николай II ответил приказом закрыть сессию 16 сентября 1915 г., не назначив в нарушение «Основных законов» даты ее следующего созыва. В начале 1916 г. Николай II предпринял некоторые шаги к примирению с Думой: сместил с поста премьера И.Л. Горемыкина, а в начале февраля впервые сам явился в Думу. В исполнительной вертикали власти продолжалась так называемая «министерская чехарда». Осенью 1916 – зимой 1917 гг. кризис достиг апогея.

В начале 1917 г. всеобщее недовольство власти привело к революционному взрыву в столице империи – Петрограде. Это было началом февральской революции. Одним из последних стал императорский указ от 27 февраля 1917 г. об отсрочке думской сессии. Оппозиционные депутаты создали Временный комитет Государственной думы, на основе которого через несколько дней было сформировано Временное правительство.

Позади остался 12-летний период думской монархии. России так и не удалось стать в полном смысле слова парламентарным государством. Причин тут множество: это политический кризис начала века, заключавшийся прежде всего в неразрешенности двух главных вопросов: о власти и о земле; полное неприятие самодержавием позиции либералов; глубоко укоренившаяся в умах российской политической элиты мысль об обязательном доминировании исполнительной власти над законодательной и т.д.

События, последовавшие вслед за падением монархии, поставили точку в спорах о реформировании или революционном пути развития, отодвинув на десятилетия саму возможность парламентского устройства страны.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте экономическую и политическую ситуацию в конце XIX – начале XX вв.

2. Какие изменения произошли в Совете министров? Чем они были вызваны?

3. Как изменились принципы формирования и правовой статус Государственного совета в 1906 г.?

4. Охарактеризуйте законотворческую деятельность Государственной думы I -IV созывов.

5. В чем состояли главные особенности и недостатки российского парламентаризма начала XX века?

Тема 10. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ПЕРИОД БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(март – октябрь 1917 г.)

1. Февральская революция в России 1917 г.

2. Временное правительство и его учреждения

3. Реорганизация местного управления и суда

4. Советы

1.Февральская революция в России 1917 г.

.

Начало 1917 г. ознаменовалось массо­выми стачками и антиправительственными демонстрациями. Они проходили под лозунгами: «Долой войну!», «Хлеба!», «Долой са­модержавие!» Во второй половине февраля резко обострилась об­становка в столице страны Петрограде. Поводом к всплеску мас­сового недовольства послужил конфликт между администрацией и рабочими Путиловского завода. 23 февраля, в Международный женский день (8 марта по новому стилю), на улицы Петрограда вышли рабочие и работницы. Число стачечников достигло 128 тыс. человек. 23 февраля 1917 г. обычно считается началом февральской революции.

25 февраля забастовка в Петрограде переросла во всеобщую стачку. Николай II в это время находился в Ставке, в Могилеве. Оттуда он направил телеграмму командующему войсками Петроградс­кого военного округа С.С.Хабалову с категорическим требова­нием прекратить беспорядки. Тогда же был принят указ о пере­рыве заседаний Государственной думы. Попытки властей с по­мощью полиции и войск подавить революционные выступления в столице не дали результата. 27 февраля начался массовый пере­ход войск на сторону восставшего народа, последовали аресты министров. Императорская власть в Петрограде перестала суще­ствовать.

27 февраля Николай II предпринял попытку переломить си­туацию. Он распорядился отправить в Петроград войска под командованием генерала Н. И. Иванова, а на другой день сам выехал в Царское Село. Однако царский поезд не был пропущен революционно настроенными солдатами и рабочими.

Образование новых органов власти. Днем 27 февраля Тавричес­кий дворец, где ранее заседала Государственная дума, превратился в центр восстания. Здесь при участии меньшевиков, эсеров, проф­союзных лидеров возник Временный исполнительный комитет Советов рабочих депутатов. Он обратился к коллективам заводов и фабрик с призывом выбрать своих представителей в Петроградс­кий совет. К концу дня были зарегистрированы первые десятки депутатов. Для руководства Петроградским советом было решено избрать Исполнительный комитет. Его председателем стал мень­шевик Н.С.Чхеидзе, заместителями — А.Ф.Керенский (эсер) и М. И. Скобелев (меньшевик). В состав исполкома вошли пред­ставители всех социалистических партий, включая большеви­ков. Но руководящая роль в нем принадлежала эсерам и мень­шевикам.

Исполком Петроградского совета взял на себя поддержание общественного порядка и снабжение населения продовольствием. 1 марта Петроградский совет пополнился делегатами от солдат и матросов и был преобразован в Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, который в тот же день издал «Приказ № 1» о демократизации армии. Солдаты уравнивались в гражданских пра­вах с офицерами, запрещалось грубое обращение с нижними чи­нами, легализовывались солдатские комитеты, вводилась выбор­ность командиров. Петроградский гарнизон был подчинен Совету, который, таким образом, приобрел реальную военную и поли­тическую опору.

Организация властных структур левой частью политического спектра заставила лидеров думских фракций поспешить с форми­рованием нового правительства. На частном совещании думцев, состоявшемся 27 февраля, было решено образовать Временный комитет Государственной думы во главе с М.В.Родзянко. Коми­тет получил задачу восстановить государственный и обществен­ный порядок. С этой целью он попытался установить свой конт­роль над министерствами, а также вступил в переговоры со Став­кой, Николаем II и исполкомом Петроградского совета.

Отречение Николая II. В ночь на 1 марта М.В.Родзянко напра­вил телеграммы в Ставку и в штаб Северного фронта, в которых сообщал, что если Николай II не отречется от престола, то Вре­менный комитет Государственной думы не сможет удержать сто­лицу и страну от анархии. Второго марта, удостоверившись в отсутствии поддержки в армии, Николай II подписал манифест об отречении от престола в пользу великого князя Михаила Александровича и указ о формировании Временного правительства.

На другой день, 3 марта 1917 г., великий князь Михаил Алек­сандрович после консультаций с Временным правительством от­казался занять престол, передав решение вопроса о будущей форме правления в России Учредительному собранию.

2. Временное правительство и его учреждения

Состав и программа Временного пра­вительства были согласованы в ходе переговоров Временного ко­митета Государственной думы и исполкома Петроградского сове­та. Подписание Николаем II указа о формировании Временного правительства было формальностью, на которой настаивала часть думцев, полагавших таким способом придать революционной вла­сти легитимный характер.

Временное правительство было сформировано 2 марта 1917 г. Его возглавил князь Г.Е. Львов, в прошлом активный деятель земского движения. В правительство вошли: П.Н. Милюков (ми­нистр иностранных дел), А.И. Гучков (военный и морской ми­нистр), М.И.Терещенко (министр финансов), А.И. Шингарев (министр земледелия), Н.В. Некрасов (министр путей сообщения), А. И. Коновалов (министр торговли и промышленности), А. А. Ма­нуйлов (министр народного просвещения), А. Ф. Керенский (ми­нистр юстиции), И.В. Годнев (государственный контролер) и В.Н. Львов (обер-прокурор Синода). Пост министра внутренних дел достался главе правительства Г.Е. Львову.

Из 11 министров десять относились к буржуазно-либеральному лагерю (шестеро были кадетами или примыкали к ним, двое — октябристами, один — прогрессист и один — беспартийный). Лишь А. Ф. Керенский представлял партии социалистической ориента­ции и вошел в правительство от Петроградского совета. Подоб­ный партийный расклад не отражал реального соотношения сил в русской революции, но отвечал доктринальным установкам эсе­ров и меньшевиков, полагавших, что буржуазная революция должна привести к власти буржуазию, и потому отказавшихся от всей полноты пра­вительственной ответственности.

Новое правительство провозгласило себя временным, так как должно было довести страну до созыва Учредительного собрания, перед которым обязывалось сложить с себя властные полномочия. Декларация Временного правительства от 3 марта 1917 г. содержала программу первоочередных мер:

- амнистия по полити­ческим и религиозным делам, включая террористические поку­шения, военные восстания и аграрные преступления;

- свобода сло­ва, печати, союзов, собраний и стачек;

- отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений;

- подготовка созы­ва Учредительного собрания;

- замена полиции народной милици­ей;

- выборы в органы местного самоуправления.

Решение фунда­ментальных вопросов: о форме правления, о государственном ус­тройстве, аграрной реформе и т. д. — откладывалось до созыва Уч­редительного собрания, «хозяина земли Русской».

Двоевластие. Февральская революция свергла монархию, но не решила главного вопроса любой революции — вопроса о власти. Несмотря на создание общероссийской власти в лице Временного правительства, в стране фактически установилось двоевластие, т.е. наличие одновременно двух систем власти. Одна власть была представлена Временным правительством и его учреждениями, другая — Советами. Петроградский совет наблюдал за деятельно­стью Временного правительства, вмешивался в процесс приня­тия им решений, участвовал в формировании его новых составов. Такое положение сохранялось до начала июля 1917 г., когда Со­веты утратили реальные рычаги воздействия на Временное пра­вительство.

Кризисы власти. В период со 2 марта по 25 октября 1917 г. в России сменилось четыре Временных правительства. Первое Вре­менное правительство, получившее название однородно-буржу­азного, просуществовало ровно два месяца (2 марта — 2 мая 1917 г.). Причиной его отставки стал кризис, вызванный нотой П. Н. Ми­люкова, в которой он подтверждал обязательства России перед союзниками по Антанте и в завуалированной форме признавал необходимость аннексий при заключении мира. После ее опуб­ликования по стране прокатилась волна антивоенных митингов и демонстраций, заставивших П.Н. Милюкова и А.И. Гучкова уйти из правительства.

5 мая 1917 г. Временное правительство и исполком Петроград­ского совета достигли соглашения о создании коалиции между буржуазно-либеральными и социалистическими партиями. Так было сформировано первое коалиционное правительство. В его составе оказалось шесть министров-социалистов (из 16). Возгла­вил правительство Г.Е. Львов. Первое коалиционное правитель­ство продержалось до 2 июля 1917 г. Провал июньского наступле­ния на фронте и разногласия по вопросу о предоставлении авто­номии Украине привели к развалу коалиции. Политический кри­зис был осложнен антиправительственными демонстрациями и кровопролитием 3 — 5 июля. 8 июля 1917 г. Г.Е. Львова на посту премьера сменил А. Ф. Керенский. 24 июля им было сформирова­но второе коалиционное правительство. Впервые оно было созда­но без санкции Советов. В правительстве А. Ф. Керенского изме­нилось соотношение между буржуазно-либеральными и социали­стическими элементами в пользу последних. Однако второе коа­лиционное правительство смогло удержаться у власти еще мень­ше, нежели первое; после начала корниловского выступления 26 августа 1917 г. оно распалось. Поскольку новый кризис власти гро­зил затянуться, А. Ф. Керенский 1 сентября сформировал пере­ходный кабинет из пяти министров — Директорию. В тот же день Россия была официально провозглашена республикой. 24 сентября 1917 года было создано третье коалиционное (и четвертое по счету) Временное правительство, которому суждено было стать пос­ледним. Возглавлял его все тот же А. Ф. Керенский. Через месяц, 25 октября 1917 г., оно было свергнуто большевиками.

Государственные учреждения Временного правительства. Фор­мально Временному правительству принадлежала вся полнота за­конодательной и исполнительной власти в стране. Оно заменило свергнутого монарха, Государственный совет и Государственную думу, а также Совет министров. Другие высшие органы — Сенат, Синод, Особые совещания были поставлены в зависимое от него положение. С 5 марта стал выходить официальный орган «Вестник Временного правительства».

Из центральных ведомств было упразднено лишь Министер­ство императорского двора и уделов. Находившиеся в его управле­нии дворцы, земли и предприятия перешли в ведение других ми­нистерств. Серьезной реорганизации подверглось Министерство внутренних дел. Были ликвидированы Штаб отдельного корпуса жандармов, Департамент полиции и ведавшее цензурой Главное управление по делам печати. В целях обеспечения личной и иму­щественной безопасности граждан вместо полиции создавалась милиция. В мае 1917 г. появились четыре новых министерства: тру­да, продовольствия, государственного призрения, почт и теле­графов, в августе еще одно — Министерство исповеданий. Важное значение имело учрежденное Временным правительством Юри­дическое совещание. Оно должно было давать предварительные заключения на все правовые акты Временного правительства и превратилось в промежуточную инстанцию между ним и мини­стерствами при разработке новых законопроектов. Для расследо­вания деятельности высокопоставленных чиновников прежнего режима была учреждена Чрезвычайная следственная комиссия (март 1917 г.).

Для выработки «общего плана организации народного хозяйства и труда, а также для разрешения законопроектов и общих мер по регулированию хозяйственной жизни» при Временном правительстве создаются Экономический Совет и Главный экономический комитет под председательством Г.Е. Львова.

Положение об этих органах принято в июне 1917 г. В состав Совета входили представители министерств, общественных и научных организаций, профсоюзов. Комитет состоял из министров, назначаемых правительством. Особые совещания и комитеты были обязаны руководствоваться постановлениями Совета. В функции Комитета входило руководство деятельностью всех органов, регулирующих народное хозяйство, согласование мероприятий в разных отраслях народного хозяйства, объединение статистической работы.

Главной своей задачей Временное правительство считало про­ведение выборов в Учредительное собрание, которое должно было определить будущее государственное и общественное устройство страны, принять конституцию, решить другие вопросы — аграр­ный, рабочий, национальный и т.д. Подготовка к выборам в него началась сразу после свержения монархии. 25 мая 1917 г. Времен­ное правительство образовало Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание. Его возглавил вид­ный юрист Ф. Ф. Кокошкин, позднее занявший пост государ­ственного контролера во втором коалиционном правительстве. Был подготовлен один из самых демократических на тот период времени избирательных законов в мире. Впервые в истории стра­ны право голоса получили женщины. В августе 1917 г. приступила к работе Всероссийская по делам о выборах в Учредительное со­брание комиссия, подготовившая списки избирателей. 11 октября решением Временного правительства была создана Особая ко­миссия по составлению проекта Основных государственных за­конов Российской республики. Разработанный ею проект кон­ституции предполагалось передать на рассмотрение Учредитель­ного собрания. Но дальнейшее развитие революции в России перечеркнуло этот конституционный процесс.

С целью расширить свою социальную базу, добиться консоли­дации общества и выработать меры по выходу из политического, экономического и социального кризиса Временное правительство периодически созывало многолюдные политические совещания. 12—15 августа в Большом театре в Москве прошло Государствен­ное совещание. В его работе приняли участие около 2 тыс. предста­вителей буржуазных и социалистических партий, профсоюзов, кооперации, военных, духовенства, интеллигенции, делового мира. Однако примирить различные политические силы не удалось. Пра­вительство подвергалось критике и справа и слева.

14 сентября в Мариинском театре в Петрограде открылось Де­мократическое совещание. На него были приглашены 1,5 тыс. че­ловек. Его работа проходила в условиях очередного правительствен­ного кризиса. 21 сентября было принято решение об избрании постоянно действующего Временного совета республики, или Предпарламента, который состоял из 313, позднее — 555 человек и должен был играть роль органа, контролирующего деятельность Временного правительства. Первое его заседание состоялось 7 ок­тября.

Однако к этому времени Временное правительство потеряло влияние на политическую ситуацию в стране. Буржуазно-демократическая республика доживала свои после­дние дни.

3. Реорганизация местного управления и суда

Первое время власть на местах имели общественные исполнительные комитеты. Они возникли раньше других организаций и учреждений и действовали на губернском, уездном, волостном и даже сельском уровнях. По данным МВД тогда было 79 губернских и областных, 651 уездный и более 9000 волостных комитетов. По массовости, широте представительства с общественными исполнительными комитетами не могла сравниться ни одна управленческая структура: земства действовали в губернских и уездных центрах европейской части России, думы – в городах, Советы – в городах и рабочих поселках.

Общественные исполнительные комитеты уже в момент своего организационного оформления заявляли о том, что берут власть в свои руки. Однако Временное правительство не признало этого факта. Оно отнесло общественные исполнительные комитеты к общественным организациям и тем самым лишило их правового оформления и финансовой поддержки.

5 марта 1917 г Временное правительство своим указом отстранило представителей прежней администрации и передало управление губерниями и уездами председателям соответствующих земских управ. Получив должность комиссаров Временного правительства, они в полном объеме сохранили права и обязанности по руководству земством. Лишь в отдельных местах должности комиссаров заняли городские головы, члены Государственной думы и Государственного совета. Таким образом, Временное правительство сделало ставку на земство, и это неудивительно, учитывая их общую классовую основу, историю, экономическое положение.

Указ 5 марта внес дезорганизацию в прежнюю структуру власти и ослабил единство действий народа. С появлением лозунга «Вся власть Советам!» положение на местах осложнилось еще больше. Советы начали борьбу и против общественных исполнительных комитетов, и против комиссаров Временного правительства. Логика событий неуклонно вела к дальнейшему размыванию власти: одна ее часть продолжала удерживаться исполнительными комитетами, другая попадала в руки правительственных комиссаров, а третья постепенно переходила в ведение Советов. Если на общегосударственном уровне сложилось двоевластие, то на местах, как минимум, - троевластие.

В мае 1917 г. принимается новое «Временное положение о земских учреждениях». Компетенция земских органов самоуправления была значительно расширена. Надзор за земствами возлагался на губернского комиссара Временного правительства. Исполнительным органом земств становится милиция. Органами власти на местах были уездные земские собрания, составляемые на три года из гласных (представителей) от сельской местности и городов. Снижался до 18 лет возрастной ценз. От выборов отстранялись военнослужащие. Списки кандидатов подписывались десятью избирателями, ценза оседлости не требовалось. Контроль над выборами осуществлял Сенат. Губернские земские собрания выбирались уездными собраниями.

К компетенции земств впервые были отнесены вопросы охраны труда, создания бирж труда и общественных мастерских, оказания юридической помощи, устранения дороговизны.

Общее руководство земствами осуществлял Всероссийский Земский Союз, высшими органами которого были собрание уполномоченных, Главный комитет, ревизионная комиссия. Деятельность городских и районных дум и управ возглавлял Совет дум.

В мае 1917 г. был принят закон «О волостном земстве», упразднивший все другие волостные органы (комитеты). На волостные земства возлагались

обязанности, ранее лежавшие на волостных правлениях и волостных старшинах. В компетенцию волостного земства вошли следующие вопросы: о повинностях и капиталах земства, осуществление пожарных, санитарных и коммунальных мероприятий, устройство бирж труда.

Исполнительным органом стала волостная управа, она же заменила волостные продовольственные комитеты. В компетенцию волостной управы входило: созыв собраний, подготовка проектов решений, объявление постановлений центральной власти, охрана порядка и обязанности по продовольственному обеспечению.

Волостное земское собрание состояло из волостных земских гласных, избираемых на три года и работавших в нем безвозмездно. Уездное земское собрание утверждало сделки по отчуждению волостным земством недвижимости, установленные волостным земством сборы, договоры и займы.

В ходе революции была расширена компетенция мировых судов (судебная система того периода включала окружные суды, судебные палаты, в которых был ликвидирован институт сословных представителей, мировых судей и их съезды). В мае - июне 1917 г. устанавливаются новые цензы для судей: для мировых – среднее образование и трехгодичный стаж чиновника, для окружных судей – высшее образование и определенный стаж работы в госаппарате.

В марте по инициативе Петроградского Совета правительство учредило временные суды, состоявшие из мирового судьи и двух заседателей (рабочего и солдата). В их компетенцию входили дела местного масштаба. После июльских событий эти органы были упразднены.

В мае был принят закон «О временном устройстве местного суда», включивший в состав мирового суда участковых и добавочных мировых судей. Членов мирового суда избирали волостные земские собрания и городские думы, утверждал их список мировой съезд.

Весной 1917 г. в стране возрождается система административной юстиции: в уездах стали действовать административные судьи, в губерниях открылись административные отделения окружных судов, административно-судебные функции были возложены на первый департамент Сената.

В июле в Петрограде было создано Управление уголовного розыска, подчиняющееся прокурору окружного суда и контролируемое прокурором судебной палаты. Формирование органов розыска и дознания проводилось в рамках общего суда и местного самоуправления с целью усиления контроля над их деятельностью общественности и представительных органов. В компетенцию органов административной юстиции входило разрешение конфликтов между государственными органами и общественными учреждениями. В сентябре в систему административной юстиции были включены земельные и продовольственные комитеты.

Земельные комитеты на губернском, уездном, волостном уровнях были образованы в апреле 1917 г. Их задачей стала подготовка земельной реформы, выработка предложений, которые должны рассматриваться Учредительным собранием. Члены земельных комитетов избирались земскими собраниями, городскими думами, мировыми съездами. Уездные земельные комитеты состояли из делегатов волостей, земств и городов, земельного агронома и статистика. Губернские комитеты – из представителей уездных комитетов, экономических отделов губернских земских управ, члена окружного суда и представителя Министерства земледелия.

В состав Главного комитета входили: министр земледелия, назначенные правительством члены, представители Всероссийского Совета крестьянских депутатов, Временного комитета Государственной думы, Всероссийского Совета рабочих депутатов, кооперативов, политических партий и научных экономических обществ.

В сентябре 1917 г. были созданы полевые земельные суды, призванные разрешить дела о земельных спорах и беспорядках.

Деятельность всех звеньев государственного аппарата в 1917 г. отличалась крайней неустойчивостью и неэффективностью, в обществе исчезало доверие к власти, ее решения оставались на бумаге, а часто просто не признавались населением. Неудивительно, что страну постепенно захлестывала волна беспорядков и насилия. В деревне крестьяне в массовом порядке захватывали земли, сжигали помещичьи усадьбы. В воинских частях солдаты отказывались подчиняться приказам. Экономический саботаж со стороны некоторых предпринимателей и забастовки рабочих окончательно дезорганизовали производство. мельные комитеты на губернском.е комитеты. были вклюразрешение конфликтов между государственными органами и обществеными рылис

4. Советы

Советы после Февральской ре­волюции превратились в параллельную систему власти. В течение трех месяцев они были созданы в городах, поселках, селениях. Полным ходом шло формирование губернских, уездных и волос­тных Советов. Весной 1917 г. их уже было свыше 700. Советы были также образованы в воинских частях и на фронте. Советы являлись выборными представительными орга­нами рабочих, солдат и крестьян. Политическое руководство ими оказалось в руках социалистических партий, прежде всего — эсе­ров и меньшевиков. Большевики входили в Советы всех уровней, но весной и летом 1917 г. составляли в них меньшинство.

3 июня 1917 г. в Петрограде открылся I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. На нем рассматривались различные вопросы: отношение к Временному правительству, про­водимой им политике, к войне и т.д. Съезд завершил создание системы советских органов. Он образовал Всероссийский централь­ный исполнительный комитет (ВЦИК) во главе с Н. С. Чхеидзе.

Несколько раньше в Петрограде состоялся I Всероссийский съезд крестьянских депутатов, основное внимание на котором было уделено вопросу о земле. Крестьянские депутаты избрали свой Центральный исполнительный комитет. Его председателем был выбран правый эсер Н.Д. Авксентьев. Система крестьянских Сове­тов существовала обособленно от Советов рабочих и солдатских депутатов.

В июле 1917 г. Временному правительству удалось освободиться от опеки со стороны Советов. После провала корниловского мяте­жа большевики начинают вытеснять меньшевиков и эсеров из ру­ководящих органов местных Советов. Этот процесс получил назва­ние большевизации Советов. 25 сентября 1917 г. сменилось полити­ческое руководство самого влиятельного в стране Петроградского совета. Его председателем стал большевик Л.Д.Троцкий. Получив большинство в Петроградском совете, большевики использовали его в качестве легального прикрытия для подготовки вооруженного восстания в целях свержения Временного правительства. Выполняя волю ЦК большевистской партии, испол­ком Петроградского совета 12 октября 1917 г. вынес решение о создании при Петросовете Военно-революционного комитета. 24— 25 октября 1917 года Военно-революционный комитет сверг Времен­ное правительство, захватил власть и передал ее открывшемуся в Петрограде II Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатс­ких депутатов.

Либерально-буржуазные и правосоциалистические партии, находившиеся у власти с марта по октябрь 1917 г., не сумели оценить всей глубины социальной напряженности в стране и удовлетворить основные требования народа. Они не вывели Рос­сию из войны, не решили аграрный, рабочий и национальный вопросы. Демократический строй в тех исторических условиях ока­зался бессилен перед разрухой, угрозой голода и дальнейшим обнищанием народа. Экономический и социальный кризис, ра­зочарование масс в результатах деятельности Временного пра­вительства, паралич государственного аппарата усилили тоску по «сильной руке» в различных слоях общества. На этом социаль­но-политическом фоне произошел переход от буржуазно-демо­кратической республики к диктатуре пролетариата, диктатуре большевиков.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите новые органы власти, появившиеся в результате победы
Февральской революции.

2. Перечислите важнейшие государственные учреждения Временного
правительства.

3. Какую роль играли Советы в период буржуазно-демократической
республики?

4. Выделите основные этапы трансформации власти в России в марте – октябре 1917 г.

5. Каковы главные причины краха Временного правительства?

Тема 11. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И СОЗДАНИЕ ОСНОВ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

(1917-1920 гг.)

1. Формирование советского государственного аппарата. Конституция 1918 г.

2. Новые принципы управления экономикой.

3. Реорганизация судебной системы.

4. Чрезвычайные органы власти и управления периода гражданской войны.

1. Формирование советского государственного аппарата.

Конституция РСФСР 1918 г

Можно выделить три этапа законодательного оформления новой государственной системы:

- II Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов (октябрь 1917 г.) провозгласил переход власти в центре и на местах Советам, избрал новый состав ВЦИК и сформировал Совет народных комиссаров как временное правительство России;

- III Всероссийский съезд Советов (январь 1918 г.) принял неутвержденную Учредительным собранием «Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа» и утвердил постановление «О федеральных учреждениях Российской республики»;

- V Всероссийский съезд Советов (июль1918) принял Конституцию РСФСР.

Большевики, придя к власти, создали принципиально новую систему государственного управления. Был осуществлен слом старого государственного аппарата: постепенно упразднены Государственный Совет, Сенат, министерства, земства и городские думы, ликвидирована старая система судопроизводства. II Всероссийский съезд Советов, провозгласив себя единственным законным высшим органом государственной власти в России, наметил программу первоочередных задач: демократический мир, безвозмездная передача помещичьих земель в распоряжение крестьянских комитетов, доставка хлеба в города, гарантированное право на самоопределение нациям и народностям, населявшим Россию. Отличительной чертой новых органов власти и управления было соединение законодательных и исполнительных функций. Силу закона имели не только постановления съезда Советов и ВЦИК, но и декреты Совнаркома и даже акты отдельных народных комиссариатов.

В целях расширения социальной базы новой власти большевики вели переговоры с лидерами левых эсеров об условиях их вхождения в Совнарком. В ноябре 1917 г. создана правительственная коалиция, в которой левые эсеры получили 7 мест. Этот блок оказался недолговечным (в марте 1918 левые эсеры в знак протеста против Брестского мира вышли из Совнаркома), но он позволил большевикам решить важнейшую стратегическую задачу – объединить Советы рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов.

Объединение произошло на III Всероссийском съезде Советов, где был избран новый ВЦИК в составе 160 большевиков и 125 левых эсеров. Сам съезд являлся в некотором смысле альтернативой Учредительному собранию, незадолго до этого распущенному большевиками. Учредительное собрание, в составе которого преобладали эсеры (большевики получили около четверти голосов), отказалось утвердить декреты II съезда Советов, а также «Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа». Была принята повестка, предложенная правыми эсерами; большевики и левые эсеры покинули собрание, после чего оно утратило кворум. На следующий день декретом ВЦИК Учредительное собрание было распущено как избранное по спискам партий, составленным до октябрьской революции, и поэтому устаревшим. III Всероссийский съезд Советов утвердил этот роспуск и устранил из текстов советских законов ссылки на их временный («вплоть до созыва Учредительного собрания») характер. Тем самым было фактически установлено единовластие Советов. Съезд утвердил все документы, предложенные ВЦИК, в том числе «Декларацию...», ставшую временной конституцией Советской России.

Одновременно съезд получил ВЦИК разработать проект постоянно действующей конституции; в соответствии с этим 1 апреля 1918 г. начала работу конституционная комиссия под председательством Я.М. Свердлова. При численном преобладании большевиков были последовательно отклонены предложения левых эсеров о территориальном принципе федерации; о максимальной децентрализации управления; о корпоративном построении Советов и изъятии у них политических функций, о слиянии ВЦИК и Совнаркома.

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР. Конституция провозглашала Советское государство диктатурой пролетариата; закрепила первые экономические преобразования Советской власти: национализацию земли, ее недр, лесов, промышленности транспорта, банков. Россия объявлялась федерацией «национальных республик и областных союзов».

Высшим органом власти с неограниченными полномочиями объявлялся Всероссийский съезд Советов. В исключительной компетенции съезда находились выборы ВЦИК, ратификация мирных договоров, изменение конституции.

В период между съездами высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР являлся ВЦИК, который формировал правительство и давал общее направление его деятельности, наблюдал за проведением в жизнь основ Конституции РСФСР, созывал Всероссийский съезд Советов, образовывал народные комиссариаты, руководил деятельностью Советов на местах.

Правительством РСФСР являлся Совет народных комиссаров. Конституция закрепила ответственность СНК перед Всероссийским съездом и ВЦИК и предоставила последнему право отменить или приостановить любое решение правительства. В действительности с первых месяцев Советской власти происходило перераспределение законодательных полномочий между ВЦИК и Совнаркомом: с1917 по 1922 годы СНК принял 2248 декретов и постановлений, ВЦИК - 623. ВЦИК постепенно превращался в орган, регистрирующий решения правительства.

Совет народных комиссаров унаследовал от прежнего режима как список министров – наркоматов (впоследствии дополненный), так и принцип построения управленческого аппарата – отраслевой, территориально-производственный, функциональный. Характерная черта наркоматов послеоктябрьского периода – большое количество структурных частей, многоступенчатость их соподчинения. У наркоматов находились все нити оперативного управления, чем было положено начало феномену «министерской власти».

Местные Советы в первые послеоктябрьские месяцы пользовались значительной автономией: сами определяли структуру своих исполнительных органов и основные направления их деятельности. Конституция РСФСР 1918 г. узаконила наиболее целесообразные формы организации советской власти на местах. Высшими органами власти в области (там, где они создавались), губернии, уезде, городе и волости объявлялись соответствующие съезды Советов. Определялись порядок созыва этих съездов и нормы представительства. Исполнительно-распорядительными органами съездов Советов являлись исполнительные комитеты.

Избирательная система, закрепленная Конституцией, носила ярко выраженный классовый характер. К выборам не допускались 7 категорий лиц: лица, живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы; служители культа; бывшие служащие полиции и жандармерии; члены бывшей императорской семьи; умалишенные и состоящие под опекой; осужденные в судебном порядке.

Для усиления позиции правящей большевистской партии Конституция установила некоторые избирательные преимущества для рабочих: фактически один голос рабочего приравнивался к пяти голосам крестьян. Выборы (кроме низовых Советов) были многоступенчатыми, голосование – открытым.

Окончательная унификация структуры Советов завершилась только в 1920 году, при этом список отделов их исполкомов воспроизводил структуру Совнаркома. Устанавливался принцип двойного подчинения отделов исполкома: по горизонтали – местным Советам, по вертикали – соответствующим наркоматам (еще одно проявление феномена «министерской власти»).

Как органы подлинно народного самоуправления Советы просуществовали лишь около полугода, до начала гражданской войны. Постепенно происходит свертывание самоуправленческих начал в их деятельности, усиление роли исполкомов. Уже к лету 1918 г. съезды местных Советов обнаружили свою низкую эффективность в качестве органов государственного управления. Некомпетентность делегатов, полное отсутствие у них политической культуры и опыта превратили съезды либо в митинги, либо в инструмент одобрения политики верхов. Реальные властно-управленческие функции сосредоточивались в исполкомах, а позднее - в руках их руководства. Таким образом, происходил отрыв исполнительной власти от трудящихся, ослабление контроля над ее деятельностью со стороны местных Советов.

2. Новые принципы управления экономикой

В годы гражданской войны советское правительство проводило политику «военного коммунизма». Она включала в себя такие мероприятия, как: национализация средств производства, централизация управления экономикой, продразверстка, государственная монополия внешней торговли, уравнительное распределение продуктов, отмена платы за жилье и коммунальные услуги, принудительные трудовые мобилизации и др. Активное вмешательство государства в экономические процессы потребовало создания специализированных органов по управлению народным хозяйством. Ключевая роль в управлении экономикой отводилась созданному в декабре 1917 г. Высшему совету народного хозяйства (ВСНХ).

Руководящим органом ВСНХ являлся Пленум (включал представителей ВЦИК, хозяйственных наркоматов, кооперации, профсоюзов; решал общие вопросы экономической политики), Бюро и Президиум (занимались оперативным руководством, координировали и контролировали деятельность структурных подразделений и подведомственных учреждений). В структуру ВСНХ входили отраслевые, функциональные и обслуживающие отделы. На местах создавались губернские и уездные советы народного хозяйства (совнархозы).

Расширение масштаба гражданской войны, переход к национализации целых отраслей промышленности обусловили дальнейшую централизацию управления. С конца 1918 г. началась перестройка аппарата ВСНХ. Все более значительную роль в нем стали играть главные управления и комитеты – главки, создававшиеся для руководства национализированными отраслями. К концу гражданской войны их было уже 52: отраслевые (Главнефть, Главметалл) и по видам продукции (Главсоль, Главспичка). В ведении губернских совнархозов осталось незначительное число предприятий кустарного типа, продукция которых имела чисто местное значение. Такая сверхцентрализованная система управления промышленностью получила название «главкизма».

Жесткая централизация управления экономикой позволила Советской власти выстоять в условиях гражданской войны, но имела весьма тяжелые для государства последствия: 1) неконтролируемый рост персонала, бюрократизацию аппарата; 2) свертывание полномочий местных Советов по управлению предприятиями на их территории. В тот период было положено начало «министерской власти».

3. Реорганизация судебной системы (1917-1920 гг.)

Первым законодательным актом, упразднившим дореволюционные органы правосудия и положившим начало созданию новой судебной системы, был Декрет Совнаркома «О суде» №1 (ноябрь 1917 г.). Содержание декрета:

- вместо мировых судей учреждались местные народные суды в составе одного постоянного судьи и двух заседателей, избираемых соответствующими Советами;

- в компетенцию местных судов входили гражданские дела с ценой иска до трех тыс. руб., уголовные дела с наказанием до 2-х лет тюрьмы.

- обвинителем или защитником мог выступить любой гражданин, пользующийся политическими правами;

- предварительное следствие велось судьей единолично;

- кассационными инстанциями являлись уездные и столичные съезды местных судей.

Дальнейшее развитие общая судебная система получила в Декрете ВЦИК и СНК «О суде» №2 (февраль 1918 г.). Для рассмотрения по первой инстанции дел, превышающих подсудность местных судов, учреждались окружные народные суды, избираемые городскими и уездными Советами. Состав окружных судов: трое судей и либо 4 (по гражданским делам), либо 12 (по уголовным делам) народных заседателей. Следствие велось коллегиально. При Советах также создавались коллегии правозаступников с функциями и обвинения, и защиты.

Практика осуществления правосудия показала необходимость повышения авторитета народных судов, упрощения их организации, расширения компетенции. Декрет СНК «О суде» №3 (июль 1918 г.) разрешил местным судам рассматривать гражданские дела с ценой иска до 10 тыс. руб. и уголовные дела с максимальным сроком наказания 5 лет тюрьмы. Но действительно крупным шагом в совершенствовании судебной системы стало Положение ВЦИК «О народном суде РСФСР» (ноябрь 1918 г.), которое установило повсеместно единую форму суда: районный суд в составе одного судьи и двух или шести заседателей. Такой суд рассматривал все уголовные дела и гражданские дела за исключением политических, руководствуясь только декретами Советской власти, а в случае их отсутствия – социалистическим правосознанием.

Новое Положение ВЦИК о народном суде (1920 г.) изменило порядок организации защиты и обвинения, а также ведения следствия. Вместо следственных комиссий вводился институт народных следователей. Функции защиты и обвинения возлагались на соответствующих специалистов, списки которых (как и следователей) утверждались местными исполкомами.

Итак, существо происходивших в судебной системе перемен можно охарактеризовать как упразднение независимости судов, сближение судебной и исполнительной власти, снижение роли профессиональных критериев при отборе судей, вторжение в судопроизводство социальных и политических мотивов. При этом формально сохранялись некоторые демократические принципы (гласность, коллегиальность, состязательность, отделение предварительного следствия от судебного процесса).

До начала 20-х годов параллельно с народными судами в крупных городах действовали чрезвычайные судебные органы – революционные трибуналы; в их компетенцию входила борьба с контрреволюцией, саботажем, мародерством. Состав ревтрибунала (председатель и заседатели, избиравшиеся местным Советом из числа ответственных политических работников) в ходе гражданской войны сократился с семи до трех человек. С мая 1918 г. работал Революционный трибунал при ВЦИК РСФСР, с 1919 г. в ведение ревтрибуналов перешли дела, расследованные ВЧК. Судебный процесс в системе ревтрибуналов имел свои особенности:

- ускоренное судопроизводство (в течение 48 часов после окончания следствия);

- свобода в выборе мер наказания, что означало частое применение высшей меры;

- ярко выраженные социальные критерии при определении наказаний.

С началом НЭПа система ревтрибуналов формально была упразднена. Однако сохранились военные трибуналы в действующей армии и военно-транспортные трибуналы в некоторых крупных городах.

4. Чрезвычайные органы власти и управления

периода гражданской войны

Проведение в жизнь конституционных норм власти и управления затруднялось условиями разрухи и гражданской войны. В этих условиях важную роль в управлении страной играли чрезвычайные органы власти, характерной чертой деятельности которых было единство военных, политических и хозяйственных функций.

Для решения задачи продовольственного обеспечения армии и городов с июля 1918 г. в деревне под руководством местных большевистских организаций создавались комитеты бедноты (комбеды). В задачи комбедов входили учет и распределение продовольствия, принудительное изъятие хлебных излишков, роспуск контрреволюционных местных Советов и подготовка новых выборов, помощь в комплектовании Красной Армии, культурно-просветительная работа. Комбеды просуществовали до конца 1918 г.

Самыми распространенными и массовыми чрезвычайными органами Советской власти на местах были революционные комитеты (ревкомы). Они создавались в тылу противника, в прифронтовой полосе и на территории, освобожденной от «белых». В первом случае ревкомы действовали подпольно и занимались диверсионной работой, революционной агитацией и пропагандой, подготовкой восстаний и т.п. Ревкомы прифронтовой полосы действовали в контакте с Советами, выполняя функции обороны и поддержания порядка. Ревкомы освобожденных территорий подменяли Советы и готовили условия для возобновления деятельности советского аппарата. По подсчетам исследователей в 1918-1921 гг. в России насчитывалось более 30 тыс. ревкомов – от республиканского до сельского уровня. В основном ревкомы исчерпали себя и были ликвидированы до середины 20-х гг.

Чрезвычайные органы управления создавались не только на местах, но и в центре. Огромную роль в упрочении советской власти сыграла Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), которая была создана при Совнаркоме 15 декабря 1917 г. К середине 1918 г. действовало 40 губернских и 365 уездных чрезвычайных комиссий. Члены ВЧК назначались Совнаркомом, а члены местных ЧК – соответствующими исполкомами Советов. Свою работу ВЧК координировала с НКВД и Наркоматом юстиции; представители этих ведомств входили в ее состав. В аппарате ВЧК были отделы: транспортный, военный, информационный, организационный и др. В течение 1918 г. создаются транспортные ЧК на железнодорожных и водных магистралях, особые отделы в армии и на флоте, пограничные части ЧК. С осени 1918 г. (Постановление СНК «О красном терроре») органы ЧК стали широко применять судебные репрессии вплоть до расстрела. Такая практика продолжалась вплоть до 1920 г. Таким образом, был творчески использован опыт царского режима по созданию политической полиции параллельно с полицией уголовной. С началом НЭПа ВЧК была формально упразднена, фактически - реорганизована в Главное политическое управление (ГПУ) при НКВД.

К чрезвычайным органам управления можно также отнести Реввоенсовет Республики (РВСР) и Совет рабочей и крестьянской обороны (СРКО). РВСР под председательством наркома военных дел Л.Д. Троцкого был создан 2 сентября 1918 г. для непосредственного руководства армией и флотом, а также всеми учреждениями и военного и морского ведомства. Требования РВСР все учреждения, организации и граждане должны были исполнять в первую очередь. Во главе фронтов и армий находились соответствующие реввоенсоветы. РВСР быстро оброс многочисленным громоздким аппаратом: к 1921 г. в его структурах было занято около 20 тыс. человек.

В ноябре 1918 г. ВЦИК и СНК учредили Совет рабочей и крестьянской обороны во главе с В.И. Лениным. В состав Совета входили представители ВЦИК, РВСР, наркоматов путей сообщения, продовольствия и др.

Совету обороны представлялась «вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств страны», он был наделен верховной властью как в гражданской, так и в военной сферах. Органами Совета обороны являлись уполномоченные, направляемые на различные участки фронта и тыла. Уполномоченные Совета обороны наделялись чрезвычайными правами, в том числе правом отстранять от должности и предавать виновных суду ревтрибунала.

Чрезвычайные полномочия в условиях гражданской войны получили народные комиссариаты продовольствия, путей сообщения, военных дел (в том числе право на применение репрессий и использование вооруженной силы).

Создание подобной чрезвычайной системы противоречило Конституции РСФСР 1918 г., требовавшей, чтобы «изменение и дополнение основных начал конституции осуществлялось исключительно Всероссийским съездом Советов». Однако обстановка военного времени обусловила создание неконституционных органов власти в центре и на местах. В годы войны изменился порядок работы съездов и ВЦИК: вместо двух раз съезды, начиная с 1919 г., собираются один раз в год; ВЦИК с 1919 г. переходит на сессионный порядок работы, постоянно действующим органом ВЦИК стал его Президиум. Таким образом, властные полномочия постепенно переходят от более представительных структур к более узким.

С другой стороны, в условиях гражданской войны и разрухи развертывается процесс сращивания партийного и государственного аппарата. В ленинской работе «Очередные задачи Советской власти» (апрель 1918 г.) речь идет не о диктатуре пролетариата, а фактически о диктатуре партии, использующей Советы как один из рычагов государственного управления. В практику входят совместные постановления советских и партийных органов. Левоэсеровский мятеж 6-7 июля 1918 г. был использован большевиками для того, чтобы запретить партию эсеров и удалить ее представителей из Советов всех уровней. Это означало конец двухпартийной системы в стране.

Итак, государственность в 1917-1920 гг. не являлась диктатурой пролетариата. Это был режим диктатуры одной партии, постепенно устранявшей конкурентов. В то же время рождалась сильная министерская (наркомовская) власть, контролирующая рычаги оперативного управления. Две эти силы постепенно отодвигали конституционную власть в лице Советов. Третьим центром власти, существовавшим в силу экстремальных обстоятельств, были чрезвычайные органы.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные этапы законодательного оформления советской государственной системы.

2. Перечислите высшие государственные органы РСФСР по Конституции 1918 г. Назовите их полномочия.

3. Почему большевики пошли на создание федерации?

4. Расскажите об организации Советской власти на местах.

5. Какие изменения претерпела судебная система в послеоктябрьский период?

6. Сформулируйте главные принципы управления экономикой в 1917-1920 годах.

7. Была ли необходимость в создании чрезвычайных органов Советской власти, какова их роль в государственном управлении в послеоктябрьский период?

Тема 12. Государственное управление в условиях НЭПа

(20-е годы)

1. Развитие государственно-политической системы в 20-е годы.

2. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г.

3. Управление экономикой в условиях НЭПа

4. Реорганизация юстиции и правоохранительных органов.

1. Развитие государственно-политической системы

в 20-е годы

В 20-е годы в государственном управлении получила дальнейшее развитие тенденция к сращиванию партийных и государственных структур, наметившаяся в предшествующий период. Продолжался процесс перехода власти от одних высших государственных органов (съезд Советов, ВЦИК) к другим, более узким (Президиум ВЦИК, Совнарком), от мест – к центру.

Формально вся полнота власти действительно находилась в руках Советов. Однако, в силу ряда обстоятельств, прежде всего из-за низкого уровня политической и общей культуры масс, Советы не могли справиться с большим объемом управленческих задач и оказались подменены большевистской партией. Это противоречие между правовым положением Советов и их фактической ролью в политической системе постоянно углублялось.

Окончательно однопартийная система в нашей стране оформилась к 1922 г. РКП (б), с 1925 г. – ВКП (б) определяла на своих съездах основные направления внутренней и внешней политики государства. В период между съездами руководящим органом являлся Центральный комитет, избиравшейся съездом и ответственный перед ним. Пленум ЦК избирал более узкие руководящие органы партии – Политбюро, Оргбюро, Секретариат. Политбюро собиралось не реже раза в неделю, решая важнейшие государственные и хозяйственные вопросы. Политбюро постепенно возвышалось над другими партийными структурами.

В связи с болезнью В.И. Ленина в апреле 1922 г. учреждена должность Генерального секретаря ЦК, в обязанности которого входило руководство кадровой политикой партии. И.В. Сталин, занявший этот пост, выступал в качестве связующего звена между Политбюро, Оргбюро и Секретариатом, оказывал значительное влияние на выработку их решений, сконцентрировал в своих руках расстановку кадров в центре и на местах. Умелое использование кадровой политики составило основу необъятной власти Сталина, позволило ему встать над партией и установить личную диктатуру в стране к 30-м годам.

Система партийных органов, сложившаяся в 20-е годы, повторяла систему государственных органов. На высокие государственные должности назначались только члены партии. Чаще всего в одном лице сочетались советский работник и партийный функционер. Со временем советские органы, так же как и общественные организации (профсоюзы, комсомол, творческие союзы) превратились в рычаг управления со стороны партии. Еще одним свидетельством оформления в стране партийной диктатуры стало слияние государственных контрольных органов (Народного комиссариата Рабоче-крестьянской инспекции) с партийными (Центральной контрольной комиссией РКП (б). Это произошло в 1923 г.

К середине 20-х годов относятся попытки «оживить» деятельность Советов, падение авторитета которых стало очевидным (низкая явка на выборы). Вопрос о совершенствовании работы Советов специально обсуждался на III Всесоюзном съезде Советов (май 1925 г.). Система мер по улучшению их деятельности включала отчеты должностных лиц перед избирателями, возможность критики снизу любого избирательного органа, четкое разграничение полномочий между различными звеньями управления, увеличение числа секций и комиссий при Советах и др. Однако эти меры имели лишь временный успех, так как реальный статус Советов не изменился.

Сложившаяся к середине 20-х годов система управления разъедалась бюрократизмом. Недостатки в квалификации управленческого аппарата пытались компенсировать его численностью. К концу 1927 года государственный аппарат Союза СССР разросся до 3,7 млн человек. Из них 2 млн работали в системе административного управления.

В 20-х годах начинает формироваться советская номенклатура – группа руководящих работников, назначение которых относится к компетенции вышестоящего партийного органа. Появляются номенклатурные списки. Окончательно номенклатурный принцип руководства обществом сложился в 30-е годы и с тех пор лишь подвергался модернизации.

2. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г.

К началу 1920-х гг. на территории бывшей Российской империи существовало несколько советских республик, связанных военно-политическим, хозяйственным и дипломатическим союзом: РСФСР, Украинская, Белорусская, Армянская, Азербайджанская и Грузинская ССР, Бухарская, Хорезмская и Дальневосточная республики. Особенность государственного управления этого периода: управленческие структуры РСФСР играли роль общегосударственных органов для союза республик. Одновременно представители республик были включены в состав высших органов власти и управления РСФСР, а республиканские компартии получили права областных парторганизаций РКП (б).

Интересы восстановления и развития хозяйства требовали более тесных и юридически оформленных связей. Необходимы были межреспубликанские органы, которые проводили бы интеграцию, опираясь на государственные правовые акты. Сложность решения экономических задач поодиночке подталкивала к объединению республик в федеративное государство. Этого требовали и внешние обстоятельства. Единство действий советских республик на Генуэзской и Гаагской конференциях 1922 г. показало преимущество единого фронта во внешнеполитических делах.

Важно было определиться, на каких основаниях советские республики должны объединиться в союзное государство. В партийном и государственном руководстве существовали по этому поводу две точки зрения:

- «автономизация», то есть вхождение в РСФСР на правах автономий (при этом государственные органы РСФСР становились органами Союза) – И.В. Сталин;

- «федерация равноправных республик» – В.И. Ленин.

Победила ленинская точка зрения. 30 декабря 1922 года I Всесоюзный съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик и избрал новый законодательный орган – Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР. В ЦИК были избраны 4 председателя, по одному от республик: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Закавказской). Совнарком Союза тогда не был образован – его функции временно взял на себя Совнарком РСФСР.

Союзные документы – Договор и Декларация - провозгласили: добровольность объединения; равноправие республик в Союзе; право выхода из Союза каждой республики; право доступа в Союз всем социалистическим республикам, как существующим, так и тем, которые будут существовать в дальнейшем.

Комиссия, образованная ЦИК СССР из представителей республик, подготовила проект Конституции СССР, а II съезд Советов СССР в январе 1924 года принял его.

Конституция СССР провозгласила высшим органом государственной власти съезд Советов СССР (1 депутат от 25 тыс. избирателей). В компетенции Съезда были любые вопросы, отнесенные к ведению Союза, в том числе: утверждение и изменение Конституции; внешние сношения и торговля; вопросы войны и мира; организация и руководство вооруженными силами; общее руководство и планирование экономики; разработка основ федерального законодательства.

Очередные съезды созывались ежегодно с 1927 г., по решению IV Всесоюзного съезда Советов – раз в два года. Предусматривался Конституцией и созыв чрезвычайных съездов.

В период между съездами верховную власть осуществлял ЦИК ССССР, состоящий из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Обе палаты были равноправны и формировались на съезде Советов. В Союзном Совете каждая республика имела количество представителей, пропорциональное численности населения.

В Совет Национальностей входили по пять представителей от каждой союзной и автономной республики и по одному – от автономных республик Закавказской Федерации, а также от автономных областей ЗСФСР и РСФСР. Декреты, постановления и распоряжения ЦИК вступали в законную силу лишь после одобрения обеих палат.

ЦИК СССР соединял в себе законодательные и исполнительные полномочия. По Конституции он должен был избираться три раза в год. Между сессиями ЦИК высшим законодательным и исполнительным органом был его Президиум, состоящий из 21 человека. Он образовывался из состава Президиумов Союзного Совета (7 человек) и Совета национальностей (7 человек). Остальные 7 членов Президиума избирались на совместном заседании обеих палат ЦИК. Со временем съезды Советов и сессии ЦИК собирались реже. В связи с этим повышались роль и значение Президиума ЦИК, расширялись его функции. С увеличением числа союзных республик рос и состав Президиума ЦИК, создавались новые отделы и комиссии.

Для текущего управления страной ЦИК формировал союзное правительство – Совет народных комиссаров СССР. Совнарком был распорядительным и исполнительным органом, он также издавал декреты и распоряжения законодательного характера. Совнарком состоял из наркоматов, которые разделялись на три группы: общесоюзные, объединенные (союзно-республиканские), республиканские. К первому типу относились пять наркоматов: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Общесоюзные наркоматы имели в совнаркомах союзных республик своих уполномоченных представителей.

Ко второму типу относились наркоматы, которые образовывались как в Союзе СССР, так и в каждой союзной республике. Их было тоже пять: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции.

Объединенные наркоматы создавались в сферах хозяйства, требовавших координации в масштабах всей страны и учета своеобразия каждой республики. Эти наркоматы, подчиняясь ЦИК и Совнаркомам союзных республик, осуществляли в своей деятельности директивы соответствующих наркоматов Союза СССР.

Третий тип – республиканские наркоматы (6): юстиции, внутренних дел, земледелия, здравоохранения, просвещения, социального обеспечения.

С образованием СССР союзные республики стали частью федерации и попали в подчинение ее органов власти и управления. Гарантировалось право союзных республик на постоянство территорий; изменения допускались только с согласия каждой заинтересованной республики

3. Управление экономикой в условиях НЭПа

На исходе гражданской войны (1920 г.) Совет Рабоче-крестьянской обороны был переименован в Совет труда и обороны (СТО). В 1922 г. разграничены полномочия Совнаркома РСФСР и СТО – последнему оставлены только экономические функции. В 1923 г. СТО преобразован в Экономическое совещание (ЭКОСО); во всех исполкомах Советов создавались экономические совещания для координации работы местных хозяйственных органов.

В феврале 1921 г. образовалась Государственная общеплановая комиссия при СТО – Госплан. В 1925 г. Госплан разработал единый народохозяйственный план; впоследствии Госплан начал заниматься перспективным планированием, подготовкой пятилетних планов.

В 1923 г. произошла реорганизация ВСНХ. Отраслевые главки ликвидируются. Вместо них в структуре ВСНХ создаются Главное экономическое управление (стратегические вопросы) и Центральное управление государственной промышленности (текущие вопросы). Через свои отраслевые отделы это подразделение руководило новыми хозяйственными образованиями – отраслевыми трестами. Вскоре тресты превращаются в хозяйствующие субъекты с внутренним хозрасчетом.

В начале 20-х гг. изменился статус потребительской кооперации. В период «военного коммунизма» она использовалась как вспомогательный инструмент для централизованного распределения товаров и продуктов. Была создана единая сеть кооперативов во главе с Центросоюзом, который подчинялся Наркомату продовольствия. В 1921 г. вместо продразверстки введен фиксированный натуральный налог, после сдачи которого сельскохозяйственные производители получили право обменивать излишки на нужные товары либо через кооперацию, либо на местном рынке.

Товарообменные операции передавались Центросоюзу, при этом Наркомат продовольствия устанавливал обменные эквиваленты и осуществлял контроль. Разрешение свободного обмена в 1921 г. вызвало волну «мешочничества», когда в деревни хлынули частные заготовители. Центросоюз с его ограниченными средствами не выдерживал конкуренции с частниками. Уже летом 1921 г. Центросоюз предложил перейти от натурального обмена к купле-продаже. Новый договор между Наркоматом продовольствия и Центросоюзом был заключен уже на денежной основе. Тогда же промышленные предприятия получили право продавать свою продукцию на общероссийском рынке.

В 1921-1922 гг.:

1. введен разрешительный порядок открытия торговых заведений:

2. постепенно отменялись государственные монополии на различные виды продукции и товаров;

3. разрешено использование наемного труда (до 20 человек);

4. упрощен порядок регистрации мелких предприятий;

5. проведена денационализация мелких и кустарных предприятий, а более крупные сдавались в аренду и концессии частным лицам.

В 1923 г. осуществилась денежная реформа (введен червонец с золотым обеспечением). Финансовая политика, сформулированная в эти годы Наркоматом финансов (сбалансированный бюджет, твердые налоговые поступления, активный внешнеторговый баланс), столкнулась с концепцией «диктатуры промышленности», исходящей от ВСНХ. Первая точка зрения означала курс на эволюционное и постепенное развитие с широким использованием возможностей частного сектора и кооперации. Вторая – централизо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: