Рассматривая политические права и свободы граждан, следует иметь в виду, что они наряду с другими наиболее важными правами и свободами, определяющими правовой статус граждан, относятся к категории конституционных.
Конституционные права и свободы являются важнейшей составной частью системы всех принадлежащих гражданам России прав и свобод.
По сравнению с другими правами и свободами, возникающими и реализующимися в рамках гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, конституционные права и свободы устанавливаются и закрепляются лишь в тексте действующей Конституции. Правам и свободам человека и гражданина посвящена гл. 2 Конституции РФ и соответствующие главы конституций и уставов субъектов Федерации.
В отличие от обычных прав и свобод граждан конституционные права и свободы характеризуются тем, что основанием их возникновения являются не конкретные действия людей и соответствующие правоотношения, а политико-правовое и иное состояние лица как человека и гражданина, нередко обусловленное его принадлежностью к государству. Таковыми являются, например, права граждан России принимать участие в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, принимать участие в отправлении правосудия и др.
|
|
Однако не все конституционные права и свободы, равно как и обязанности, обусловлены принадлежностью лица или лиц к Российскому государству, т. е. предопределяются их российским гражданством. Со-
гласно Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства «пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации», кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (п. 3 ст. 62).
Среди других особенностей конституционных прав и свобод граждан России следует указать также на их огромную социальную значимость для жизнедеятельности любого человека и гражданина; на их высокий по сравнению с обычными правами и свободами уровень обобщенности и распространенности на весьма широкий круг лиц, охватывающий собой всех без исключения граждан России; на особый порядок их закрепления и изменения — только конституционным путем, а также на повышенный уровень их правовой охраны и обеспечения.
Конституционные права и свободы, выступая в качестве основы системы всех других прав и свобод граждан России, не существуют сами по себе, вне связей и взаимозависимостей друг с другом, изолированно друг от друга. В процессе своей взаимосвязи и взаимодействия они образуют некое целостное образование, своеобразную подсистему в общей системе прав и свобод граждан России, функционирующую на основе целого ряда конституционно закрепляемых и конституционно гарантируемых принципов.
|
|
Многие из этих принципов распространяются также на всю общую систему прав и свобод граждан, а следовательно, не только на подсистему конституционных прав и свобод, но и на подсистему всех остальных, возникающих в рамках отдельных, отраслей права, на базе конкретных гражданско-правовых, административно-правовых и иных правоотношений, прав и свобод граждан.
Среди конституционно закрепленных и конституционно гарантируемых принципов следует назвать следующие. Во-первых, принцип справедливости и равноправия всех перед законом и судом. «Все равны перед законом и судом», - говорится в ст. 16 Конституции РФ и тут же добавляется, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина» независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Особо при этом подчеркивается, что «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» (п. 3 ст. 19).
Во-вторых, принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека и гражданина. Основные права и свободы объявляются в конституционном порядке не только неотчуждаемыми, но и «принадлежащими каждому от рождения». Однако одним из условий и требований, которые 192
необходимо соблюдать в процессе их осуществления, состоит в том, чтобы при этом не нарушались права и свободы других лиц.
В-третьих, принцип непосредственного действия прав и свобод, которые согласно ст. 18 Конституции РФ «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
В-четвертых, принцип органического сочетания прав и свобод граждан России с их конституционными обязанностями. В числе последних: обязанность платить установленные законом налоги и сборы, обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, нести воинскую службу и защищать Отечество.
В Конституции РФ особо оговаривается, что наличие у гражданина России двойного гражданства «не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства», если иное не предусматривается федеральным законом или международным договором Российской Федерации (п. 2 ст. 62).
В-пятых, принцип гарантированной государством судебной защиты прав и свобод граждан и получения ими квалифицированной юридической помощи. Данный принцип особо выделяется и закрепляется в действующей Конституции. Этому посвящаются, в частности, ст. 46 и 48 Конституции РФ. В ст. 46 указывается на то, что «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» и что решения, а также действия или бездействие органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и должностных лиц «могут быть обжалованы в суд». В то же время в ст. 48 закрепляется положение, согласно которому «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи» и при этом предусматривается, что каждому в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь предоставляется бесплатно.
Кроме названных принципов существуют и другие конституционно закрепленные принципы обеспечения предоставленных гражданам России прав и свобод. Среди них, например, принцип, в соответствии с которым закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. В практическом плане это означает недопустимость юридической ответственности за деяния, которые в момент их совершения не признавались правонарушением. Кроме того, это означает, что если после совершения правонарушения ответственность за него «устранена или смягчена, применяется новый закон» (ст. 54).
|
|
Важное значение имеет принцип возмещения потерпевшему лицу причиненного ущерба, причем независимо от того, нанесен ли ущерб незаконными действиями отдельных лиц или государственных органов.
Статья 52 Конституции РФ, констатируя в связи с этим, что «права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властно охраняются за-
7 Обществознание 193
коном», вместе с тем устанавливает, что государство обеспечивает потерпевшим не только доступ к правосудию, но и компенсацию причиненного ущерба.
В дополнение к этому ст. 53 закрепляет, что каждому предоставляется право «на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц».
Наряду с названными существуют и другие менее значимые в социально-политическом и государственно-правовом плане принципы. Перечислять их все здесь, а тем более анализировать нет возможности и необходимости