Диалектика архаики в собственном смысле слова начинается в Афинах при Солоне, который узаконивает привилегии собственников и право участия бедняков в народном суде.
Аристократия в целях самопрославления возводит колоссальные kouroi на мысе Сунион \590-580\: отвлеченность и условность «дедаловского» сменяет perikalles agalma - «прекраснейший и лучезарный образ». В Коринфе после смерти Кипсела власть переходит к его сыну Периандру \ один из семи мудрецов древнего мира \, который привлекает к своему двору поэтов, музыкантов, художников. Период его правления принято относить к среднекоринфскому стилю \600-560\. Изделия этого стиля имеют большой сбыт на рынках Запада. Первый коринфский мастер чернофигурной вазописи, имя которого дошло до нас, Софил, подписывается под сценой, изображающей игры в честь погибшего Патрокла, на которых присутствует Ахилл и толпа ахейцев \580\. Следующие авторские произведения: ваза Франсуа, заказанная Эрготиму и Клитию богатым этрусском \570\.
Второе поколение kouroi – статуя из Воломандры \565 \: приобретает гармоничное очертание треугольник, обозначающий переход живота к бедрам, рисунок мышц сглаженный, рот юноши, с приподнятыми в улыбке уголками губ, обрамлен двумя боковыми складками.
|
|
Позднекоринфский период \с 560 \: монополия переходит из Пелопоннеса к Афинам, где Писистрат \561-165, 546-538 \ проводит экономическую экспансию.
В мифологических сюжетах преобладают изображения отношений между людьми, героями и божествами.
В третьем поколении куросов заметна развитая гимнастическими упражнениями мускулатура: погребальная статуя героя из Анависа возвышается на ступенчатом постаменте: «Остановись и плачь перед памятником мертвому Кройсосу, которого опрокинул жестокий Арес, когда он сражался среди первых» \540\. Руки, органично сочлененные вверху с развитыми мышцами груди, не соприкасаются с телом, на лице выделяется развитая нижняя челюсть, резко очерченный рот выглядит как прорезь в кожных покровах.
Эндойсос – излюбленный мастер сыновей Писистрта \528-510\, считается автором фронтона акрополя с изображением Афины, побеждающей гигантов.
Скульпторы в течение веков при создании куросов стремятся передать в них подлинную жизнь сквозь покров условной роли: жертвователь, усопший, герой, бог \бронзовая статуя шагающего Аполлона из Пирея, 525\.
Korai - женская фигура. Скульптуры, помещенные на Акрополе, реагируют на свет: лучи солнца рассеиваются по закругленной поверхности, проникают сквозь кристаллы мрамора. Прямоугольный постамент, позволяющий сообщить изображению широту жеста и передать драпирующиеся края одежды, заменяет круглое основание статуй.
|
|
Антеору поручается изготовить памятник в бронзе двум неудачливым тираноубийцам \509-507\.
Культовая архитектура: храм Артемиды в Эфесе, величественная постройка в ионическом манере, с двойной колоннадой \550\.
Суровый стиль. Освобождение.
В 479 году до нашей эры афиняне побеждают персов при Платеях. Уничтожен Акрополь, который долго служил образцом. Появляется необходимость переосмыслить все формы: эмоциональный подъем победителей, уверенность в способности создать новое будущее приводит к открытиям, которые лежат в основе нашей цивилизации \история исследует человека, театр изображает его \. Художники помещают своих персонажей в реальную обстановку, придавая им различный вид в зависимости от обстоятельств и изучая напряженность переживаний.