Невербальные паттерны общения

Задание 2

А. Два человека садятся друг напротив друга. Один занимает удобную позу и сидит в ней некоторое время. Другой пытается внутри себя вызвать состояние согласия с ним.

Б. Два человека садятся напротив друг друга. Один занимает удобную для себя позу и сидит в ней некоторое время. Другой пытается почувствовать внутри себя несогласие с ним.

Обратите внимание на то, что человек, ничего не знающий о подстройке по невербальным паттернам, вызывая в себе чувство согласия с партнером по общению, совершенно непроизвольно будет подстраиваться к его позе. Поза его будет тем больше повторять позу первого, чем в большей степени он будет чувствовать согласие с ним. И наоборот, если попросить человека вызвать внутри себя чувство несогласия, то его поза сразу станет по многим характеристикам несхожей с невербальными проявлениями партнера.

Однако поза, жесты - это лишь часть средств общения, паттернов коммуникативного поведения, которые относят к группе невербальных паттернов. К ним относятся мимика, дыхание, а также голосовые характеристики: тон, темп и интонация. Копируя или соответственно дополняя их, мы делаем возможным раппортное общение.

Задание 3

Объединившись в пары, попытайтесь говорить друг с другом на темы, по которым согласия у вас до сих пор не было. Подстраивайтесь при этом друг к другу по всему спектру невербальных характеристик. Что происходит с процессом общения? Вам легче соглашаться друг с другом или противопоставлять свои точки зрения? Конечно, соглашаться легче.

Задания и упражнения, позволяющие отработать способности по подстройке, в литературе описаны достаточно подробно. Их суть состоит в том, что работа проводится в группах по три человека. Один участник (А) выполняет роль модели - он либо сидит, приняв определенную позу, либо дышит в присущем ему темпе, либо что-то говорит. Другой участник (Б) к нему подстраивается то ли по позе, жестам и мимике, то ли по дыханию, то ли по тону, темпу или интонации голоса. Третий участник (В) - режиссер. Он отслеживает точность подстройки и дает дополнительную информацию для участника (Б) о том, что еще необходимо сделать, чтобы подстройка (отзеркаливание) была точной.

Занятие 3. Вербальные паттерны общения

Вербальные паттерны общения - это язык. К вербальным паттернам общения относят слова, отражающие ведущую репрезентативную систему, время, в которой говорит партнер, позицию его восприятия другого человека, категории метамодели, логический уровень.

Репрезентативные системы. Репрезентация в переводе с английского - представленность одного в другом, отражение одного в другом или одного на другое. В данном случае речь идет о том, что наши органы чувств и соответствующие центры в коре головного мозга представляют, отражают каким-то образом окружающий мир.

Каждый человек по-своему воспринимает окружающий мир. Своеобразными "вратами" такого восприятия являются наши органы чувств. Слух, зрение, обоняние, тактильные ощущения, вкус, ощущения перемещения в пространстве - те репрезентативные системы, которые несут информацию об окружающем мире. Системами они называются потому, что информация эта систематизирована. Система у каждого человека имеет свою специфику,

которая, по всей видимости, определяется первичным окружением, о котором мы говорили в рамках знакомства с базовыми пресуппозициями. В результате такого влияния складываются определенные предпочтения человека в процессе его восприятия. Можно сказать, что одни в основном видят окружающий их мир, другие слышат, третьи его ощущают посредством восприятия запахов, вкусовых характеристик, тактильных ощущений. Какая система является для человека ведущей, мы можем судить по предикатам, которыми насыщена речь человека. К предикатам относят глаголы, прилагательные, наречия.

Задание 4

Образуйте группы по четыре-пять человек. Назовите предикаты (глаголы, прилагательные и наречия), которые указывали бы на ту или иную репрезентативную систему. Вам будет проще выполнить это задание, если вы спросите себя, какого рода информацию об окружающем мире мы получаем с помощью каждого из органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкусовых ощущений, тактильных? Отвечая на эти вопросы, заполните таблицу 7. Начало в этой таблице уже положено. Продолжите ее заполнять.

Таблица 7

Репрезентативная система Предикаты
Глаголы Прилагательные Наречия
Визуальная Вижу, смотрю, является... Красный, синий, большой, круглый Ярко, велико
Аудиальная Слышу, молчу, говорю... Громкий, глухой... Тихо, звонко
Кинестетическая Ощущаю, чувствую... Кислый, сладкий, шероховатый...  

Попробуйте систематизировать все названные предикаты, особенно прилагательные и наречия, а также информацию, которую мы получаем. Например, в одну группу войдут такие слова, как красный, синий, белый, желтый и т.д. Эта группа предикатов имеет отношение к цвету. Не так ли? Какие группы вы можете выделить еще?

Группы, которые были вами выделены и обозначены, имеют отношение к так называемым субмодальностям, т. е. характеристикам, в которых описывается поступающая через органы чувств информация об окружающем мире.

Если попытаться систематизировать понятия, в которых описывается часть явлений, связанных с работой репрезентативных систем, то выглядеть эта система будет следующим образом (табл. 8).

Таблица 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: