· Прямой -прямое повреждающее действие оказывают физические и механические факторы.
· Гуморальный -опосредуется жидкими средами организма: кровью, лимфой, межклеточной жидкостью. Особую роль этот механизм играет в генерализации патологии.
· Нейрогенный (нервно-рефлекторный) механизм патогенеза опосредуется через нервную систему вследствие нарушения регуляторных процессов.
6. Саногенез -динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов физиологического и патофизиологического характера, развивающийся в результате воздействия на организм патогенного раздражителя, функционирующий на протяжении всего патологического процесса и направленный на восстановление нарушенной саморегуляции организма.
Саногенетические механизмы
· Первичные защитные саногенетические механизмы — это механизмы или препятствующие проникновению в организм патогенного агента, или разрушающие его, или выводящие его из организма до того момента, как он вызовет развитие патологического процесса (лизоцим слюны, лизосомальные ферменты, кашель, рвота и др.).
|
|
· Вторичные защитные саногенетические механизмы — это механизмы локализации, разрушения или выведения из организма проникшего в него патогенного агента; это механизмы восполнения нарушенных в результате патологического процесса функций (гипертрофия мышцы сердца при длительной увеличенной нагрузке).
Морфофункциональные взаимоотношения при патологии
- Даже самые ничтожные изменения функции не могут произойти без существенных структурных изменений.
- Функциональные изменения идут не впереди морфологических, а рядом с ними.
- Отставание клинических проявлений болезни от ее действительного хода, их «запаздалость» по сравнению с развертыванием морфологических изменений F важнейшая закономерность развития патологического процесса.
7. Нозология -учение о болезни ставит перед собой несколько целей:
- формулирование научно обоснованных понятий, используемых в медицине (здоровье, болезнь, патологический процесс, состояние и др.);
- разработка номенклатуры болезней;
- разработка рациональных классификаций болезней;
- формулирование положений общего учения о болезни;
- формулирование теоретических концепций медицины.