Биоразнообразие: возможности его сохранения и восстановления

Юджин Одум, анализируя состояние видов и экосистем, не использо­вал термин «биологическое разнообразие». Но он отметил, что «в период с 1960 по 1970 годы среди экологов заметно возрос интерес к проблеме раз­нообразия видов. Это, видимо, связано с тем, что быстрое и бездумное сокращение природного разнообразия человеком заставило задуматься над последствиями всего этого для самого человечества. Поэтому в конце семи­десятых годов произошел настоящий «взрыв литературы» на тему о разнообоазии; литературы появилось так много, что ее трудно обобщить и проана­лизировать». Эта констатация помогает понять, почему эколо­гическая наука так бодро вступила на «тропу биоразнообразия» и быстро пошла по ней, ставя все более сложные задачи, наращивая темпы и объеди­няя усилия.

Решительный шаг всепланетного значения был предпринят в 1992 году на конференции в Рио-де-Жанейро. Мировое сообщество приняло Конвен­цию о биологическом разнообразии, которая уже почти десять лет служит основой экологических исследований и соответствующих приклад­ных работ во всем мире. Отметим два очень важных положения Конвенции.

В ней сохранение биологического разнообразия тесно увязано с устой­чивым использованием его компонентов. «Устойчивое использование озна­чает использование компонентов биологического разнообразия таким обра­зом и такими темпами, которые не приводят в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия, тем самым сохраняя его способ­ность удовлетворять потребности нынешнего и будущего поколений и отве­чать их чаяниям». Иными словами, вопреки убеждениям многочисленных скептиков-охранителей, Конвенция еще раз авторитетно подтверждает действенность принципа «охрана через разумное использование».

Настойчиво подчеркивается необходимость и обязательность интернаци­ональных усилий по сохранению и восстановлению биологического разно­образия. В статье 18.1 четко оговаривается, что «Договаривающиеся Сто­роны содействуют международному сотрудничеству в области сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, при необходи­мости через соответствующие международные и национальные учреждения» (с. 106). Установлены механизмы этого сотрудничества. Именно этот прин­цип эффективно реализуется в России в последние годы, в частности, в Программе Глобального экологического фонда (ГЭФ).

Определение биоразнообразия, данное в Конвенции, на практике явля­ется трудно применимым из-за неудачной редакции или плохого перевода. Приведем два определения, не противоречащие официальному, но имеющие, по нашему мнению, более четкий и лаконичный характер.

«Биоразнообразие включает все формы молекулярно-генетического, популяционно-видового и ценотического уровней».

«Биоразнообразие - все разнообразие живущих организмов и систем, частью которых они являются».

Все существующие определения имеют преимуще­ственно количественный характер и возможности некоторых уточнений путем учета качественных параметров. Так, предлагаемые оценки биораз­нообразия не принимают во внимание характер распределения в простран­стве различных сообществ, краевой (приграничный или опушечный) эф­фект. Следует обращать внимание и на структуру, «структурное разнообразие» самих сообществ: характер стратификации (вертикальная ярусность), характер зональности (горизон­тальные подразделения) и т. д. Это несколько усложнит дефиницию, но придаст ей большую точность и конкретность, позволит лучше формулиро­вать тактику сохранения биоразнообразия.

Таким образом, биоразнообразие все разнообразие живых организмов, систем, частью которых они являются, и особенности их структуры, а так­же распространения в пространстве.

Конвенция дала мощный толчок действиям национального характера. Государственная Дума ратифицировала ее в феврале 1995 года, но работа началась значительно раньше. 4 февраля 1994 г. Президент РФ подписал Указ № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». В нем конста­тируется, что сохранение биологического разнообразия является основным направлением деятельности России в целях развития международного сотрудничества по сохранению, восстановлению и защите экосистем Зем­ли. Постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 669 образована Меж­ведомственная комиссия по проблемам биологического разнообразия. В 1996 году эта Комиссия приняла решение о формировании Национальной стратегии сохранения и устойчивого использования биоразнообразия.

Еще в 1992 году Правительство РФ и Всемирный банк разработали Рамоч­ную Экологическую Программу (РЭП), призванную улучшить систему управ­ления охраной природы. В контексте данной программы Всемирный банк в качестве Исполнительного Агентства Глобального экологического фонда (ГЭФ) оказал помощь Правительству в подготовке и финансировании Про­екта сохранения биоразнообразия. Соглашение о гранте ГЭФ вступило в силу в ноябре 1996 года, а Проект официально начат в феврале 1997 года.

Достаточно полный обзор, подготовленный в рамках Проекта ГЭФ, представлен в виде Первого национального доклада о сохранении биоразно­образия в России». В докладе подробно описано состояние ландшафт­ного и биологического разнообразия в связи с физико-географическими особенностями России, ее наземных, водно-болотных и морских экосис­тем, охарактеризовано видовое и генетическое разнообразие, состояние

1 Нельзя не упомянуть, что в 1995 г. и позже были приняты важные федеральные доку­менты, без которых эффективное продвижение «по пути биоразнообразия» было бы невоз­можным: законы «О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии» (17.02.95 № 16-ФЗ); «Об особо охраняемых природных территориях» (14.03.95 № 33-ФЗ); «О живот­ном мире» (26.04.95 № 52-ФЗ); «Об экологической экспертизе» (23.11.95 № 174-ФЗ); «О континентальном шельфе Российской Федерации» (30.11.95 № 187-ФЗ); «О мелиорации земель» (10.01.96 № 4-ФЗ); кодексы «Водный кодекс Российской Федерации» (16.11.95 № 167-ФЗ); «Лесной кодекс Российской Федерации» (29.01.97 № 22-ФЗ). К этому следует доба­вить десятки Постановлений Верховного Совета и Государственной Думы, Указов Прези­дента РФ, сотни Постановлений и Распоряжений Правительства РФ, ведомственных нор­мативных актов [15]. Подготовлены некоторые нормативно-методические документы по экономике биоразнообразия [11J. В то же время безо всяких убедительных причин на мно­гие годы задерживается принятие Государственной Думой давно уже подготовленных и совершенно необходимых законов о растительном мире, о рыбном хозяйстве, об охоте и охотничьем хозяйстве и других.

флоры и фауны, редких видов растений и животных и т. д. В очень обоб­щенном виде складывается такая картина.

Неупорядоченная хозяйственная деятельность нанесла серьезный, вплоть до почти полного разрушения, ущерб всем природно-географическим зо­нам страны. Сильнее всего пострадала зона степей, практически исчезнув­шая на равнинных территориях России. Доля полностью трансформирован­ных земель степи и лесостепи составляет 40—50%. Главные разрушающие факторы: распашка земель, перевыпас скота, водная эрозия, гидрострои­тельство, населенные пункты и коммуникации. Хронические перерубы рас­четной лесосеки, варварские методы рубок, однобокие, диктуемые инте­ресами целлюлозно-бумажной промышленности лесокультурные работы серьезнейшим образом изменили породный и возрастной состав лесов, на­рушили в них экологический баланс, вызвали распространение необлесившихся и заболоченных лесосек. Доля полностью трансформированных зе­мель составляет в тайге от 8% (северная подзона) до 10-20% (южная тайга), а в широколиственных и смешанных лесах достигает 32—65%. К перечислен­ным отрицательным факторам добавляются частые пожары, гидростроитель­ство, распашка земель, строительство населенных пунктов и др.

Помимо полностью трансформированных земель, значительные площади природных зон приходятся на экосистемы, находящиеся на разных стади­ях деградации или восстановления. Так, в полярных пустынях и тундрах полностью разрушено всего 0,06 % площади. Но перевыпас оленей при­вел к тому, что 20% оленьих пастбищ находятся в состоянии пастбищной дигрессии. Обширные территории вокруг крупных промышленных центров (Мончегорск, Норильск) поражены последствиями выбросов в атмосферу соединений серы и азота. Усиливается воздействие на тундровые экосис­темы аварийных разливов нефти (Республика Коми), вездеходного транс­порта.

Страдают ценные интразональные экосистемы. Исчезли естественные поймы рек в центре и на юге Европейской территории страны. Они почти лишились системы питающих их полевых притоков, обмелели, их перестали промывать (и удобрять) ежегодные полые воды, что вызвало зарастание и исчезновение пойменных озер-стариц; изуродованные перевыпасом и бес­хозяйственностью богатейшие некогда пойменные луга утратили высокую биологическую и хозяйственную продуктивность. Разрушающие воздействия вследствие нефтяного загрязнения, неурегулированного водопользования, гидроэнергетики, избыточной рекреации, браконьерства и иных причин испытывают и водно-болотные угодья других регионов страны.

Если говорить о видовом разнообразии, то в последние десятилетия скорость исчезновения видов рас­тений и животных растет. Теоретически с лица Земли должно исчезать 4 вида в год. Однако исчезают десятки тысяч видов организмов, и этот процесс все ускоряется. Не исключается возможность потери половины видов наземных организмов в течение ближайших 50 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: