Методы и техники, позволяющие решить поставленные задачи

1. Разыгрываются различные ситуации, предлагаемые как этюды (хо­чу познакомиться с девушкой; поведение в незнакомой компании и пр.).

2. Производится анализ ситуаций, в которых многие из участников чувствуют неловкость (застенчивость). Происходит обсуждение причин застенчивости (прошлый неудачный опыт) и контактности. Участники группы высказываются относительно того, что им помогло (помогает) преодолевать застенчивость.

3. Дискуссия на тему о нормах и взглядах референтной группы:

> являются ли для меня определяющими нормы, принятые в нашем классе, ориентируюсь ли я на них в своем поведении?

> являются ли для меня определяющими нормы, принятые в моей семье?

> есть ли в нашем классе лидер?

> считаю ли я, что принадлежу к какой-то группировке?

Обсуждаются различные позиции и проясняются причины различий.

4. Разыгрываются ситуации, в которых участники группы обращаются с просьбой к кому-либо из сверстников;

> просят помочь в каком-либо деле;

> предлагают свою помощь;

> просят внимания.

5. В теме 3 — осознание участниками собственных трудностей в об­щении со сверстниками — разыгрываются конфликтные ситуации со сверстниками. Участники предлагают собственные ситуации («Девушку подвела подруга» и др.).

Участники группы (другие) предлагают свой вариант поведения в разы­грываемой ситуации, при этом они играют роль главного героя (челове­ка, предложившего ситуацию). Проводится анализ разыгрываемых ро­лей.

Тренер группы, используя технику обмена ролями, предлагает главно­му герою сыграть роль своего партнера в данной ситуации. Обсуждаются различия видения ситуации в зависимости от позиции, в которой сейчас находится этот человек.

6. В теме 5 традиционными упражнениями формируются навыки ак­тивного и эмпатического слушания.

ПРОГРАММА КУРСА «ГЕНИЙ ОБЩЕНИЯ - 2"

Цель курса: сформировать у подростков навыки конструктивного взаимодействия при «задевающем» поведении.

Тема 1. Уверенное поведение. Настойчивость в достижении цели + умение учитывать интересы партнера.

В ходе занятий участники группы дискутируют на тему уверенного по­ведения. Обсуждаются вербальные и невербальные особенности уверен­ного поведения.

Сравнительный анализ неуверенного, наглого и уверенного поведения. Позиции «сверху» — «снизу» — «на равных». Полезные для жизни фор­мулы:

«Крутой» — уверенное поведение + много агрессии «Сильный» — уверенное поведение + много поддержки.

В ходе изучения первой темы формируются навыки > просить > отказывать

> умение слушать другого и отражать смысл услышанного и возникающие чувства.

Тема 2. Конструктивное и неконструктивное поведение при «г вающем» общении.

Формулирование «Я-высказывания». Навык позитивного мышления позитивной речи. Уверенность и хамство: существенные различия.

Тема 3. Стили общения (транзактный анализ для жизни)

Даются представления о трех позициях:

> сверху — доминирующая, повелевающая;

> снизу — беспомощная, перекладывающая ответственно подстраивающаяся;

> на равных — партнерская: «Я — хороший; Ты -хороший».

Преимущества партнерского стиля

Тема 4. Стратегии поведения в «задевающих» ситуациях.

Рассматриваются и усваиваются стратегии противоборства (открыто конфронтации), уступчивости, ухода, компромисса и сотрудничества отношениях со сверстниками.

Тема 5. Манипулирование и сопротивление манипулированию.

В ходе обсуждения в группе участники дают определение манипулято­ра. Манипулятор — человек, сознательно или неосознанно применяю­щий разные уловки, цель которых — контролировать ситуацию и добить­ся уступок со стороны партнера.

Манипуляторы — это властолюбцы. Манипуляторы активные (давят ав­торитетом) и пассивные (действуют под масками, их цель — подчинять, снимая ответственность с себя).

Виды манипулирования:

спекуляция «Я для тебя не подруга, иначе бы ты»...;

шантаж «Если ты не сделаешь это для меня, я расскажу учителю, чтоты...»;

ложь «Ты не знаешь, что на самом деле он говорит про тебя..»;

плач «Если ты мне сейчас не поможешь, я этого не переживу...»;

жертва «Только ты можешь спасти меня»;

Сопротивление манипулированию:

а) открыто назвать те негативные чувства, которые ты испытываешь, когда тобой манипулируют;

б) открыто назвать тот способ манипуляции, которым пользуется твой сверстник;

в) отказаться участвовать в манипуляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: