1. Разыгрываются различные ситуации, предлагаемые как этюды (хочу познакомиться с девушкой; поведение в незнакомой компании и пр.).
2. Производится анализ ситуаций, в которых многие из участников чувствуют неловкость (застенчивость). Происходит обсуждение причин застенчивости (прошлый неудачный опыт) и контактности. Участники группы высказываются относительно того, что им помогло (помогает) преодолевать застенчивость.
3. Дискуссия на тему о нормах и взглядах референтной группы:
> являются ли для меня определяющими нормы, принятые в нашем классе, ориентируюсь ли я на них в своем поведении?
> являются ли для меня определяющими нормы, принятые в моей семье?
> есть ли в нашем классе лидер?
> считаю ли я, что принадлежу к какой-то группировке?
Обсуждаются различные позиции и проясняются причины различий.
4. Разыгрываются ситуации, в которых участники группы обращаются с просьбой к кому-либо из сверстников;
> просят помочь в каком-либо деле;
> предлагают свою помощь;
|
|
> просят внимания.
5. В теме 3 — осознание участниками собственных трудностей в общении со сверстниками — разыгрываются конфликтные ситуации со сверстниками. Участники предлагают собственные ситуации («Девушку подвела подруга» и др.).
Участники группы (другие) предлагают свой вариант поведения в разыгрываемой ситуации, при этом они играют роль главного героя (человека, предложившего ситуацию). Проводится анализ разыгрываемых ролей.
Тренер группы, используя технику обмена ролями, предлагает главному герою сыграть роль своего партнера в данной ситуации. Обсуждаются различия видения ситуации в зависимости от позиции, в которой сейчас находится этот человек.
6. В теме 5 традиционными упражнениями формируются навыки активного и эмпатического слушания.
ПРОГРАММА КУРСА «ГЕНИЙ ОБЩЕНИЯ - 2"
Цель курса: сформировать у подростков навыки конструктивного взаимодействия при «задевающем» поведении.
Тема 1. Уверенное поведение. Настойчивость в достижении цели + умение учитывать интересы партнера.
В ходе занятий участники группы дискутируют на тему уверенного поведения. Обсуждаются вербальные и невербальные особенности уверенного поведения.
Сравнительный анализ неуверенного, наглого и уверенного поведения. Позиции «сверху» — «снизу» — «на равных». Полезные для жизни формулы:
«Крутой» — уверенное поведение + много агрессии «Сильный» — уверенное поведение + много поддержки.
В ходе изучения первой темы формируются навыки > просить > отказывать
> умение слушать другого и отражать смысл услышанного и возникающие чувства.
|
|
Тема 2. Конструктивное и неконструктивное поведение при «г вающем» общении.
Формулирование «Я-высказывания». Навык позитивного мышления позитивной речи. Уверенность и хамство: существенные различия.
Тема 3. Стили общения (транзактный анализ для жизни)
Даются представления о трех позициях:
> сверху — доминирующая, повелевающая;
> снизу — беспомощная, перекладывающая ответственно подстраивающаяся;
> на равных — партнерская: «Я — хороший; Ты -хороший».
Преимущества партнерского стиля
Тема 4. Стратегии поведения в «задевающих» ситуациях.
Рассматриваются и усваиваются стратегии противоборства (открыто конфронтации), уступчивости, ухода, компромисса и сотрудничества отношениях со сверстниками.
Тема 5. Манипулирование и сопротивление манипулированию.
В ходе обсуждения в группе участники дают определение манипулятора. Манипулятор — человек, сознательно или неосознанно применяющий разные уловки, цель которых — контролировать ситуацию и добиться уступок со стороны партнера.
Манипуляторы — это властолюбцы. Манипуляторы активные (давят авторитетом) и пассивные (действуют под масками, их цель — подчинять, снимая ответственность с себя).
Виды манипулирования:
спекуляция «Я для тебя не подруга, иначе бы ты»...;
шантаж «Если ты не сделаешь это для меня, я расскажу учителю, чтоты...»;
ложь «Ты не знаешь, что на самом деле он говорит про тебя..»;
плач «Если ты мне сейчас не поможешь, я этого не переживу...»;
жертва «Только ты можешь спасти меня»;
Сопротивление манипулированию:
а) открыто назвать те негативные чувства, которые ты испытываешь, когда тобой манипулируют;
б) открыто назвать тот способ манипуляции, которым пользуется твой сверстник;
в) отказаться участвовать в манипуляции.