Последствия от проблемного поведения могут варьироваться от незначительных девиаций до тяжелых или даже трагических проступков, как для самого подростка, так и для его окружения.
Проблемы поведения можно разделить на поведенческие проблемы, отказ от посещения школы, антисоциальное поведение, алкоголизм, наркоманию и токсикоманию, недостаточность внимания в сочетании с гиперактивностью.
Поведенческие проблемы
I. Проблемы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, — отказ от еды, нарушения сна и т. д.
II. Расстройства пищевого поведения — анорексия, нервная булимия — описаны в соответствующем разделе.
Извращенный аппетит — это неудовлетворенность эмоциональных потребностей, дефицит микронутриентов, возможно, психическое заболевание. Возникает у детей 1,5—5 лет.
III. Агрессивно-резистентное поведение (вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам).
IV. Проблемы, связанные с необходимостью отрыва ребенка от привычного окружения (разлука или потеря родителей, страхи, застенчивость).
|
|
V. Навязчивые страхи (боязнь животных, темноты, смерти, агорафобия — боязнь открытого пространства, клаустрофобия — боязнь замкнутого пространства). Устойчивая необъяснимая боязнь предметов (оксифобия — боязнь острых предметов), явлений, видов деятельности или ситуаций.
VI. Тревожность — стойкая тревожность, длящаяся не менее 1 месяца и проявляющаяся как минимум 4 симптомами:
- необоснованное беспокойство о будущем;
- постоянные размышления о своем прошлом поведении;
- чрезмерная озабоченность своими достижениями;
- необоснованные соматические жалобы;
- потребность в утешении;
- застенчивость;
- ощущение напряжения, дрожь, беспокойство;
- вегетативные нарушения.
VII. Гиперактивность.
VIII. Вредные привычки: сосание большого пальца, обгрызание ногтей, у подростков — курение.
Отказ от посещения школы
Причины отказа от посещения школы:
- связанные с опасениями (страх покинуть родителей, чувство небезопасности, школьная фобия со специфическими страхами), чаще встречаются у детей с хорошей успеваемостью;
- второстепенные причины: равнодушие к урокам, предпочтение домашнего комфорта — чаще у неуспевающих учеников.
Антисоциальное поведение
Антисоциальное поведение — лживость, драчливость, прогулы школы, воровство и пр. Диагноз ставится при неоднократном повторении эпизодов в течение 6 месяцев.