Даты: 862, 882, княжения первых князей (до конца XI века).
Источники:
Рассказ о призвании варягов // Повесть временных лет. Любое издание.
Учебная литература
- Думин С.В., Турилов А.А. «Откуда есть пошла земля русская земля?» // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала ХХ в. - М., 1991. С.7-33.
- Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. 1991. № 2/3. С.3-20.
- Седов В.В. Русский каганат IX века // Отечественная история. 1998. № 4. С. 3-15.
- Скрынников Р.Г. Древняя Русь. Летописные мифы и действительность //Вопросы истории. 1997. № 8. С.3-13.
- Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. - М., 1987.
Обязательная литература
1. Н.М. Карамзин. История государства Российского т. 1. – Любое издание. Глава IV. [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/history/karamzin/kar01_04.htm
2. Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинения в 9-ти томах. М.: Мысль, 1987. Т.1. Лекция IX [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm
3. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – Любое издание. Часть 1. Киевская Русь (Образование Киевского княжества, Общие замечания о первых временах Киевского княжества). [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/history/platonov/plats003.htm#gl4)
4. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): курс лекций. Лекции 4, 6. [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.lants.tellur.ru/history/danilevsky
5. Ломоносов М.В. Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года. Гл. 7-10 [Электронный ресурс] / режим доступа: http://rusnauka.narod.ru/lib/author/lomonosov_m_v/3/
6. Любавский М.К. Лекции по древней русской истории до конца XVI века. – Лекция 7 [Электронный ресурс] / режим доступа:
http://www.bibliotekar.ru/istoria-rossii/index.htm
Дополнительная литература
3. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. М.: Наука, 1982. Гл. 1.
4. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Кн.1. М.: Книжная палата, 1991. С. 47–58, 80–112.
5. Горский А.А. Государство или конгломерат конунгов? Русь в первой половине Х века // Вопросы истории. 1999. № 8. С. 43-51.
11. Фомин В. В. Ломоносов и Миллер: уроки полемики // Вопросы истории. 2005. № 8.
12. Норманская теория и антинорманизм [Электронный ресурс] http://www.lants.tellur.ru/history/referat/norman.htm
Методические указания по подготовке:
1. Прочитайте главу 2 учебника «История России от древнейших времен до начала XX в.» или 3,4 лекции, размешенные в «Истории России с древнейших времен до второй половины XIX века» (обе работы доступны в электронном виде). Найдите в учебной литературе причины образования Древнерусского государства Киевская Русь, содержание процесса образования Древнерусского государства, общую характеристику общественного и государственного строя Киевской Руси. Подготовьте ответы на вопросы семинарского занятия.
2. Запишите в тетради и выучите значение понятий и терминов, основные события и даты (будет проведена проверочная работа).
3. Для анализа на семинаре норманнской теории образования Древнерусского государства необходимо:
3.1. прочитать рассказ о призвании варягов, содержащийся в «Повести временных лет» и ответить на следующие вопросы:
– как в источнике объясняется, кто такие варяги?
– как в источнике объясняются причины призвания варягов?
– кто такой Рюрик?
–как объясняется в источнике происхождение названия «Русская земля»?
– какие выводы о происхождении Древнерусского государства можно сделать на основе данного источника?
– какие функции выполняло государство? Что значит «владеть и судить по праву»?
3.2. Прочитать одну работу из списка обязательной литературы. В работе найти аргументы, которые приводит автор для обоснования собственной позиции по вопросу о происхождении государства у восточных славян; определить на каких позициях – норманистских или антинорманистских находится автор прочитанной вами работы.
На занятие принести текст или конспект прочитанной вами работы..
Дополнительная литература – для желающих.