Методические указания по подготовке

Рассматривая первый вопрос, п. «А», прежде всего, следует описать общее направление внутренней политики Александра I и задачи, перед ним стоявшие. Далее необходимо выяснить, какие преобразовательные проекты можно назвать конституционными и почему. Необходимо указать, когда и кем разрабатывались проекты преобразования государственного строя России, затем подробно проанализировать проект «Введения к уложению государственных законов», подготовленный М.М. Сперанским, «Конституцию Царства Польского», «Уставную грамоту Российской империи». Необходимо обратить внимание на следующие вопросы. Какие элементы конституционного устройства содержат в себе эти проекты, какие новые учреждения государственной власти они предусматривают, как распределяют полномочия меду ними? Какой из перечисленных проектов наиболее последовательно реализует принципы конституционного устройства? Изменилось ли содержание проектов и общее направление внутренней политики во вторую половину царствования Александра I (1815 – 1825 гг.)?

Во второй части вопроса необходимо по указанным выше критериям проанализировать конституционные проекты декабристов, сопоставив их между собой и с проектами правительственных реформаторов. При сравнении следует обратить внимание на степень радикальности, полноту реализации конституционных принципов и реалистичность (возможность воплощения в жизнь) того или иного проекта.

Отвечая на второй вопрос семинарского занятия, следует выяснить, почему крестьянский вопрос приобретает в начале XIX в. особую остроту и, в частности, почему он становится одним из центральных во внутренней политике Александра I. В какой период своего царствования Александр I уделял крестьянскому вопросу наибольшее внимание? Какие люди из близкого окружения царя выдвигали проекты решения крестьянского вопроса? Проанализируйте с точки зрения путей решения крестьянского вопроса «Указ о вольных хлебопашцах» и сравните его с другими предложениями. При сравнении обратите внимание на следующие критерии. Предлагается ли освободить крестьян по желанию помещиков или обязательно на основании государственного указа? За чей счет происходит освобождение (выкуп крестьянами своей свободы, компенсация помещику государством, безвозмездное освобождение)? Как решается вопрос о наделении крестьян землей?

Рассматривая решение крестьянского вопроса в проектах декабристов, следует объяснить причины внимания участников движения к этой проблеме. Сравнивая подходы к решению вопроса в «Русской правде» и «Конституции», учитывайте те же критерии, что и при рассмотрении правительственных проектов. Как вы можете объяснить причины более радикального подхода к отмене крепостного права со стороны авторов декабристских проектов?

Формулируя общий вывод по теме семинарского занятия, объясните причины безрезультатности всех попыток разрешить две наиболее острые проблемы эпохи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: