Методические указания по подготовке

Готовясь по первому вопросу, охарактеризуйте социально-политическую и экономическую ситуацию в Советской России после окончания Гражданской войны. В чем противоречивость результатов политики «военного коммунизма» как антикризисной программы в условиях войны? Выясните взаимосвязь этих результатов с необходимостью перехода к новой экономической политике. Опишите цели, задачи нэпа и пути их решения. В чем вы видите принципиальные отличия в подходах к управлению экономикой периода «военного коммунизма» и нэпа? Чем они обусловлены?

Второй вопрос включает в себя характеристику противоречий и кризисов в процессе реализации нэпа и его итогов. Почему социально-политические последствия нэпа не устраивали руководство большевистской партии? Опишите обстановку в самой партии после смерти В.И. Ленина. Поскольку выбор одной из возможных альтернатив зависел от результатов борьбы за власть внутри ВКП(б), опишите, какие политические лидеры участвовали в этой борьбе и с какими программами. Делая выводы, определите взаимосвязь между результатами борьбы за власть в ВКП(б), экономическими проблемами второй половины 1920-х гг. и отказом от продолжения нэпа. Укажите на внешнеполитические проблемы этого периода, повлиявшие на выбор одной из альтернатив. Характеризуя «сталинскую» модернизацию, определите, в чем объективная необходимость модернизации страны, решение каких задач она предполагала. Проанализируйте ресурсы и возможности, выбор приоритетов ускоренной модернизации СССР. Дайте характеристику первого пятилетнего плана как программы индустриализации. В чем суть программы «форсированной» индустриализации, выдвинутой к началу 1930 г.? Определите, какими были задачи модернизации сельского хозяйства СССР и возможные пути их решения. Какие обстоятельства повлияли на формирование политики ВКП(б) по отношению к крестьянству? Какие проблемы, по мнению большевистского руководства, должна была решить коллективизация деревни?

Результаты и итоги советской модернизации напрямую зависели от выбранных методов. Поэтому изложение третьего вопроса необходимо начать с характеристики методов индустриализации и коллективизации. Опишите итоговые показатели выполнения первого и второго пятилетних планов в экономике. Есть ли основания говорить о досрочном выполнении и перевыполнении пятилеток? Были ли решены поставленные в сфере экономики задачи, был ли достигнут существенный прогресс и рост производства в сельском хозяйстве? Говоря о негативных последствиях реализации сталинской модели модернизации, проанализируйте структурные деформации в советской экономике, дайте характеристику командно-административной системы, оцените эффективность сложившейся экономической системы. Опишите социокультурные аспекты и последствия и социальную цену модернизации.

Подготовку по четвертому вопросу начните с определения понятия «тоталитарный режим». Выявите его ключевые характеристики, сферу применения этого понятия, круг государств и исторический период, к которому приложимо это понятие. Опишите конкретные проявления тоталитаризма в СССР в 1930-е гг., укажите его специфику по сравнению с аналогичными режимами в гитлеровской Германии, маоистском Китае и т.д. К какому времени можно отнести процесс складывания тоталитарного режима в СССР? Опишите предпосылки тоталитаризма в Советской России в политической, социокультурной, экономической, внешнеполитической сферах. Существовали или общие причины для утверждения тоталитарного режима в ряде стран Европы после первой мировой войны?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: