2. Учебные цели:
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:
- строение универсальной биологической мембраны
- закономерности пассивного транспорта веществ через мембраны
- закономерности активного транспорта веществ через мембраны
- особенности экзоцитоза и эндоцитоза
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:
- готовить временные микропрепараты
- проводить микроскопический анализ
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:
1. Строение эукариотической клетки.
2. История развития представлений о строении клеточной мембраны.
3. Молекулярная организация биологической мембраны (модели Даниели и Даусона, Ленарда (мозаичная)).
4. Современная жидкостно-мозаичная модель строения биологической мембраны Сингера-Николсона.
5. Химический состав плазматической мембраны.
6. Функции мембраны.
7. Пассивный транспорт веществ через мембрану: осмос, простая диффузия, облегченная диффузия.
8. Эритроциты человека в изо-, гипо- и гипертонических растворах
|
|
9. Активный транспорт. Принцип работы натрий-калиевого насоса.
10. Эндоцитоз. Этапы фагоцитоза. Пиноцитоз.
11. Экзоцитоз.
4. Вид занятия: практическое.
5. Продолжительность занятия – 3 часа (135 минут).
Оснащение.
6.1. Дидактический материал Таблицы: №11 «Модели цитоплазматической мембраны»; №12 «Жидкостно-мозаичная модель мембраны»,
6.2. ТСО - микроскопы, бумаги, вата, предметные и покровные стекла, флаконы с дистиллированной водой, 0,9% и 20% растворами NaCl, пипетки, полоски фильтровальной бумаги, веточки элодеи.
7. Содержания занятия:
7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.
Выполнение тестовых заданий.
Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.
7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.
Преподаватель знакомит студентов с планом и методикой проведения практической работы.