Сцепленное наследование генов и признаков. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Закономерности наследования признаков, сцепленных с полом

2. Учебные цели:

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

- механизмы наследования генов, локализованных в одной хромосоме и образующих одну группу сцепления;

- механизм кроссинговера;

- генетический состав половых хромосом человека;

- механизмы дифференцировки пола;

- первичные и вторичные половые признаки человека.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

- решать типовые задачи на сцепление генов и кроссинговер;

- прогнозировать вероятность проявления в потомстве признаков при сцепленном наследовании;

- анализировать особенности развития вторичных половых признаков;

- решать типовые и ситуационные задачи на сцепленное с полом наследование.

3.Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

1. Причины отклонения от законов Менделя.

2. Особенности наследования генов, расположенных в одной хромосоме. Сцепленное наследование у дрозофилы (опыты Моргана).

3. Полное и неполное сцепление генов.

4. Кроссинговер и рекомбинация генов.

5. Формула расчета частоты рекомбинации.

6. Основные положения хромосомной теории наследственности.

7. Линейное расположение генов в хромосоме.

8. Цитологические карты хромосом.

9. Генетика пола. Морфология половых хромосом. Гены, сцепленные с Х-хромосомой и с Y-хромосомой.

10. Способы определения пола у животных и человека (прогамное, эпигамное, сингамное).

11. Механизм дифференцировки пола у человека. Первичные и вторичные половые признаки.

12. Синдром тестикулярной феминизации (с-м Морриса) как пример нарушения половой дифференцировки.

13. Закономерности сцепленного с полом наследования. Примеры заболеваний человека, наследуемых сцепленно с половыми хромосомами.

4. Вид занятия: практическое.

5. Продолжительность занятия – 3 часа (135 мин).

Оснащение.

6.1. Дидактический материал - Таблицы: №№69, 70, 71, 72, 90, 91, 92, 93, 94, 95. Генная карта хромосом человека, Генетические и цитогенетические карты хромосом, картирование хромосом человека, Кроссинговер, Сцепленное наследование, Генетическая рекомбинация при сцеплении, Сцепленное с полом наследование, Хромосомный механизм определения пола, Половые хромосомы

6.2. ТСО - ноутбук, мультимедийный проектор, обучающая компьютерная программа ROSH..

7. Содержания занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

Преподаватель знакомит студентов с методикой решения типовых задач


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: