Создание мандалы из соли

Соль предварительно окрашивается в разные цвета акварелью, а затем высыпается на картон, смазанный клеем ПВА, или на чистый картон. Эта техника также напоминает ритуальное создание мандал из песка тибетскими монахами. Она требует высокого сосредоточения, тишины, четкости в концентрации и моторной силы движений, особенной регуляции дыхания, что полезно для детей активных, у которых имеются проблемы с саморегуляцией и самоконтролем.

Любой из этих сеансов создания мандалы можно закончить медитацией под музыку. Если работа проводится в группе, мандалы всех участников стоит поместить в определенное место для всеобщего обозрения, чтобы все могли увидеть рисунки других участников группы, посмотреть, как разнообразны внутренние миры других, чем отличаются они друг от друга.

«Медитировать — значит познавать свою сущность. Наше «я», обращаясь к цвету и форме, создает зрительные образы, связанные с нашим внутренним миром. Мы сосредотачиваемся на игре с линией, цветом и формой и не только получаем удовлетворение от процесса творчества, но и занимаемся своего рода медитацией. Новые непривычные возможности игры с малым числом элементов упорядочивают мысли, выстраивают их в ровный ряд, помогают работе интуиции, активизируют фантазию и воображение. Почти неизбежное очарование цвета и форм приводит к определенному выводу: формы узоры рисунка отображают глубинные структуры внутреннего мира человека. А мы сами придаем им точное значение».

Если ребенку его работа не нравится, необходимо помочь ему осознать, что в данный момент его творческое самовыражение важнее, чем эстетика работы. Осознание ребенком того, что в следующий раз он может создать другую мандалу, что сам процесс создания мандалы — просто увлекательная игра, будет способствовать появлению уверенности в себе, обретению спокойствия и согласия с миром и с самим собой, возникновению желания снова поиграть с «волшебным» кругом, который преображает и вдохновляет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Искусство, 1968.

2. Базыма Б.А. Психология цвета. Теория и практика. — СПб.: Речь, 2005.

3. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — М.: Эксмо-пресс, 2001.

4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006.

5. Копытин А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» — СПб.: Речь, 2002.

6. Копытин А.И. Основы арт-терапии. — СПб.: Лань, 1996. — С. 256.

7. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. — СПб.: Питер, 2000. — С. 444.

8. Свирепо О.А., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. — М.: Институт психотерапии, 2004.

9. Серов Н.В. Лечение цветом. — СПб.: Речь, 2005.

10. Трейсидер Джек. Словарь символов. — М., 2001.

11. Цайри А. «Мандала» альбомы. 1-я ч. для малышей, 2-я ч. от 8 лет. — Германия, Равенсбург, 2004.

12. Энциклопедия. Словарь символов. — М., 2003.

13. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. — СПб.: Питер, 2001. (Серия «Практикум по психотерапии»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: