Паломничество по Святым местам Греции и Италии

Когда мы станем ближе к Церкви Христовой, откроем свою душу и сердце, перед нами тут же распахнется светлый и живой мир Православия, отличительной чертой которого является прославление Святых Угодников Божиих всех времен и народов, живших до и после Христа.

Эта особенность Православия имеет глубокое значение, как для нашей веры, так и для нашей жизни, ибо сохраняет нас в единстве, в общение со Святыми. Это есть сладостное утешение, которое мы получаем в Церкви. Человек есть образ Божий. Лицезрев того, мы видим человека, то есть образ Божий. Но этот человек несет в себе святость и добродетель. Святой человек есть человек добродетельный и праведный. Евангелие победило мир не огнем, и мечем, но святой жизнью и добротой. «Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Филипп, 2-15).

(Протоиерей Иоанн Вернезос из книги Новые Чудеса Святого Иоанна Русского).

Прошло два с лишним года с того момента как я посетил Святую землю Израиля. Незабываемые события отпечатались в моем сердце на всю жизнь. Сейчас я понимаю, что это было начало моих новых путешествий по святым местам христианского мира. Сейчас, сидя дома и смотря на карту Европы, вижу две совершено разные страны, как исторически, так и географически. Эти страны Греция и Италия, где я сподобился побывать милостью Божьей. Их объединяют между собою христианские святыни. И вот мой следующий рассказ, где попытаюсь донести то, что увидел, что почувствовал.

Как и в первый раз, так и сейчас, поездка получилась в самую настоящую зиму. Всегда встает вопрос, как одеться, чтобы было комфортно чувствовать себя в разных климатических условиях.

Как правило, в туристических поездках по землям Эллады за ослепительным сиянием классического периода Древней Греции, как-то теряются следы тысячелетнего периода Византийской эпохи. Но именно в греческом ареале, на этой земле, промыслом Божиим произошла великая встреча христианской проповеди галилейских апостолов с отточенной диалектикой эллинизма и с не менее отточенной практикой римского права, в результате которой образовалась Великая Христианская империя, изменившая всю дальнейшую судьбу человечества и оставившая бесценное святоотеческое наследие последующим христианам. С этой земли благодать Святого Крещения перешла к славянским народам и на Русь.

По прошествии столетий после падения Византии русский паломник, путешествуя по современной Греческой земле, с удивлением открывает для себя, как тесно до сих пор переплетены пути наших православных народов. Мудрая русская пословица говорит: «тот родной, кто по вере одной» – снова убеждаешься в этом, прикасаясь к православным святыням Греции.

Что знаменательно в Греции - это единение государства и церкви. Православие здесь государственная религия. И это видно сразу, как попадаешь в эту страну. Наш самолет приземлился в столице Греции в городе Афины. Город расположен на берегу Эгейского моря. Погода была переменчивой, то светило солнышко, то кропил дождь. В целом было тепло: плюс семнадцать градусов. Выйдя из аэропорта, мы очутились на парковочной площадке, где нас ждал уже автобус. В этой поездке нашим гидом был священник отец Дионисий. В свое время он учился в Афинах в богословской школе. Очень грамотный и начитанный молодой человек в совершенстве владеющий греческим языком.

Греция не богатая страна, но в нее вложили много денег, когда там были олимпийские игры. Построили новый аэропорт, провели прямые дороги сквозь горный массив. Построили самый длинный современный мост в Европе. Когда едешь по дорогам Греции, то видишь вдоль дороги маленькие часовенки, они как игрушечные, в них находятся иконы и светит лампадка. Очень мне это понравилось. Человек собирается в дорогу, зажжет лампаду, приложится к иконе и, помолившись, отправится в свой путь. Таких часовен очень много, они расположены почти через каждый километр, а где-то еще чаще. Наш путь по дорогам Греции составил около четырех тысяч километров. Порой это тяжелые серпантинные дороги в горах. Конечно же надо отметить красоту этих гор. Заснеженные вершины, чистое голубое небо, поражают человеческое воображение. И вообще климат здесь мягкий, много зелени, кругом оливковые плантации. Ведь эта страна славится своим оливковым маслом. Здесь, так же как и в Израиле, растут экзотические пальмы. Наше путешествие было необычное. Много времени уходило на дорогу. Мы были в горах, побывали на трех морях, посетили не один остров, попали в шторм, а когда летели на самолете, то попадали в зону турбулентности, где самолет так трясло. Сплошные впечатления для человека, который живет в Поволжье, и никогда этого не видел.

В Афинах мы разместились в отеле, выйдя на балкон своего номера, можно обозревать, как кипит жизнь в этом городе.

Путешествуя по Афинам, мы побывали в Ареопаге, на месте, где проповедовал апостол Павел. Это возвышенное каменистое место, глядя с которого можно обозревать почти весь город с его историческими постройками. Сохранились древние сооружения еще языческой Греции, не просвещенной христианской проповедью. Отсюда видны руины древнего Парфенона. Сколько прошло веков, сколько сменилось поколений, а эти камни стоят, как молчаливые свидетели всех тех событий, которые происходили здесь.

Как уже было сказано православие здесь государственная религия, и все вопросы по строительству или реставрации храмов, их финансированию, решает само государство. В Греции очень много храмов, некоторые из них уже очень старые, но ни одного запущенного или ветхого мы не увидели.

Незабываемые впечатления произвели на меня посещение острова Корфу (Китира), тут мы посетили храм Митрополии, где находятся мощи праведной Феодоры Царицы Греческой. И, конечно же, храм Святого Спиридона Тримифунтского, где покоятся его святые мощи. Сам остров славен и тем, что здесь воевал с французами и одерживал победы русский флот под началом адмирала Федора Ушаков, ныне он прославлен в лике святых угодников Божиих. Сохранились крепости тех времен. Тут же памятник полководцу, его самого здесь помнят и уважают. У мощей Святителя Спиридона предполагалось служить молебен с акафистом. Наш гид отец Дионисий, всегда возглавлявший молебен, на этот раз извинился и сказал, что не может, ему надо отлучиться. А затем обратился ко мне с просьбой, чтобы я подменил его. Я был в недоумении: как так, мне хотелось просто помолиться, где-то в уголке храма, а тут такое благословение. Но что делать, пришлось служить. Дело в том, что служить и читать акафист у самих мощей святого было для меня большим дерзновением. Храм посещает много паломников, при нас была постоянно очередь. Мощи святого находятся в красивой гробнице, при нас её открыли, и мы могли видеть лик Святого, он нетленен, но потемнел от времени. Гид говорил, что когда-то мощи пытались сжечь враги Православия, но Господь не допустил. Мне пришлось встать у иконостаса старинного храма и начать молебен с акафистом. Греки священники в это время подошли ко мне и подвели меня к самим мощам Святого и поставили в изголовье ему. От волнения и трепета я чуть не заикался, ведь передо мной грешником великий святой, простец, молитвенник и Чудотворец, любитель нищих и убогих. И он не отверг меня грешника, сподобил молиться в его храме вместе с ним. Чтобы прославить Святого пред теми, кто не слышал о нем ничего, следует привести здесь его жизнеописание.

Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце третьего века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306-337), он был избран епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях Первого Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим Ариеву ересь. Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: «Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупил Своими страданиями первородный грех и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно». В результате беседы противник христианства сделался его ревностным защитником и принял Святое Крещение. После разговора со святителем Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал: «Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне предоставляли. Но когда вместо доказательства от разума из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил сам Бог».

На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его; мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна,- сказал тогда святитель Спиридон,- так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино».

Святитель с большой любовью заботился о своей пастве. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, исцелялись больные, изгонялись демоны. Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничество святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной, но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери. Как-то спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути неожиданно разлившимся от наводнения ручьем. Святой приказал потоку: «Стань! Так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти, и спасен был муж, ради которого спешу». Воля святителя была исполнена, и он благополучно перешел на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил Святого Спиридона и отпустил его друга.

Известен из жизни святителя и такой случай. Как-то он зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал Богослужение. Провозгласив «Мир всем», он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему». Хор этот был велик сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении невидимый хор пел «Господи помилуй». Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся по близости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но когда они вошли церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление. Святой Симеон Метафраст, описатель его жития, уподоблял святого Спиридона патриарху Авврааму в добродетели гостеприимства. И часто уподобляют святого Спиридона пророку Илии, ибо так же по молитве его во время засух, часто угрожавших острову Кипр, шел дождь. Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь и в молитве предал душу свою Господу (около 348 года). В истории Церкви святитель Спиридон почитается вместе со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским. Память его совершается 12/25 декабря и вторично в субботу сырную.

Молясь в храме Святого Спиридона, чувствовалась особая Благодать, душа умиротворялась, и можно было почувствовать внутреннюю тишину. Конечно же, были и искушения, куда без них. Здесь в храме можно поставить большую около метра белую свечу, и это я попытался сделать. Но за неудобства установить её я весь облился парафином. Сильно расстроился, ведь как мне ходить пред людьми в таком виде. К моему удивлению у одной женщины из наших паломников оказался утюг, и вечером в номере я решил проблему пятен.

Еще поразила меня на этом острове простота его жителей. Весь товар, сувениры, продукты расположены на витринах у магазинов, но продавцов не видно, они в самом помещении. Улицы здесь пустынны, и за товаром никто не наблюдает. Я тут же вспоминаю нашу Россию, где товар на рынках покрывают сеткою или привязывают веревкой. И смотрят в оба, чтобы мелкие воришки не расхитили его. Здесь же люди доверяют друг другу и полагаются на волю Божию. Улочки между зданиями очень узкие, наверно для того, чтобы летом в тени зданий спасаться от жары и зноя. На улице есть церковная лавка здесь можно купить все необходимое: иконы, крестики, миро и.т.д. Недалеко от храма есть кафе, здесь на свежем воздухе можно перекусить - попить хорошего кофе, тишина, никакой суеты. Вот так запечатлелся для меня этот остров Корфу. Все наши передвижения по морям от острова к материку были на специальных паромах.

На большом полуострове Пелопоннес на берегу Ионического моря находится портовый город Патры. Должен заметить, что Греция состоит из множества островов и полуостровов. В городе Патры в большом величественном Соборе находятся мощи, а точнее голова Апостола Андрея Первозванного. Следует немного описать жизнь и труды Святого.

Святой Апостол Андрей, покровитель города Патры, был одним из учеников Христа. Он принадлежал к самому ближнему кругу – двенадцати апостолам, и первым из них был призван Господом (Лк 1, 40). По этой причине он именуется «Первозванным».

Апостол Андрей и его брат Петр родились в галилейском городе Вивсаиде (Израиль), который расположен на берегу Генисаретского озера. Другие два ученика Христа – братья – апостолы Иоанн и Иаков – были родом из тех же мест. Эти четыре Апостола наиболее выделяются среди двенадцати. Святой апостол Андрей поначалу был учеником Иоанна Крестителя. Он же первый последовал за Христом. Это произошло после того как Иоанн, увидев Спасителя, сказал: «Се Агнец Божий» (Ин.1,36). Впоследствии Андрей привел ко Спасителю и своего брата Петра.

После Пятидесятницы, согласно с Господней заповедью (Мф.28,19), святой Андрей отправился в длительное апостольское путешествие с Евангельской проповедью. Дошел он и до наших мест.

Согласно преданию, апостол Андрей по Днепру (современная Украина) поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев, благословив это место и предсказав принятие христианской веры будущим поколениям Руси. По этой причине апостол Андрей особенно почитается в России. Его апостольский путь считают крайне утомительным, даже по современным меркам.

В Патрах Апостол совершил множество чудес и исцелений, благодаря которым многие язычники обратились в христианство. Среди прочих христианство приняла Максимилла, жена тогдашнего римского проконсула г. Патры Эгеата, которую святой апостол Андрей исцелил от неизлечимой болезни. Все свершившееся и особенно обращение в христианство Максимиллы привело Эгеата в неистовство. Он повелел схватить Апостола, предать его мучениям и подвергнуть казни через распятие. Распятие произошло около моря («на краю песка морского»), на том месте, где сейчас расположен старый храм апостола Андрея Первозванного и он обычно проповедовал Христа. Согласно распространенной версии, мученичество Святого произошло в 66г. по Р.Х.во время правления императора Нерона. Предание гласит, что Святой был распят головой вниз.

Мощи Апостола являются национальной и общехристианской святыней, защищающей и хранящей этот город, как и весь греческий народ, от всех невзгод и напастей. Мы знаем, что святой также покровительствует нашему русскому морскому флоту, об этом свидетельствует так называемый андреевский флаг, используемый на наших кораблях. Внутри упомянутой церкви за мощевиком, в котором находится честная Глава, стоит крест, на котором Апостол принял мученическую смерть. Благодаря усилиям высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Патрского, крест был перенесен в город Патры в 1979 году из Франции. Храм был освящен 26 сентября 1974 года. Он является крупнейшим храмом во всей Греции и может в себя вместить более 7000 человек. По правую сторону храма находится источник, расположенный в сводчатой пещере. Святая вода из источника служит для освящения и благословения верующих. Прямо под мраморной плитой находится широко известная надпись: «Да омоем наши грехи, а не только лица».

Также на полуострове Пелопоннес мы посетили горный греческий монастырь Мега Спилео, который находится высоко в горах. Монастырь сооружен прямо в горнем массиве. Здесь находится Чудотворный образ Божией Матери, который, был слеплен из мастики самим апостолом Лукой. Здесь же есть мощевая комната, где находятся мощи многих святых. Перечисление всех имен праведников, частицы святых мощей которых хранятся здесь, может занять не одну страницу.

Приложившись к многочисленным святыням, мы отправились из города Патры по морю на большом пароме в Италию в город Бари к Святителю Николаю Чудотворцу. Наш путь проходил через два моря из Ионического в Адриатическое в настоящий шторм. Громадный корабль раскачивало, словно маленькую лодку. И вот тогда я понял, что такое морская болезнь. Голова кружилась, подташнивало, а одному из паломников стало плохо, подскочило давление и его всего трясло. Полы под собой приходилось ловить, в коридорах передвигается, чуть ли не по стенкам. Но мы адаптировались, и даже сходили на ужин в местное кафе. Сожалею, что не знаю иностранного языка, и из-за этого попадаю впросак. Элементарно, чтобы купить поесть,нужно знать цены, а мы их не знали. Набрали, что хотели, и у кассы обомлели, услышав, сколько мы должны заплатить. Урок на будущее, Европа очень дорогая, и если не знаешь языка, то, чтобы разобраться в этих тонкостях, хотя бы посоветуйся с гидом. Каюта, в которой нас расселили, была четырехместная и расположением кроватей, а также по ограниченности места напоминала купе в поезде, но только без окна. Единственное отличие - это присутствия туалета и душевой кабинки. Паром очень большой, он перевозит вместе с людьми автотранспорт, в том числе большие и длинные фуры.

Наше путешествие на корабле длилась всю ночь. В связи со штормом мы немного опаздывали на службу в г. Бари.

Греция и Италия находятся в одной еврозоне. У них единая валюта евро. Можно без всяких препятствий посещать все страны Евросоюза находящееся в Шенгенском соглашении. Вот и мы без всяких трудностей сошли с нашего корабля на Итальянскую землю. Здесь в порту города Бари нас ждал автобус и новый гид - женщина итальянка. Она много рассказывала нам о городе, о Святителе Николае, о Базилике Святителя Николая и об исторических событиях, происходивших на этой земле. Мы молча слушали и боялись, что не успеем на службу.

Но не надо было малодушничать. Святитель Николай не оставил нас не утешных.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийский, чудотворец, прославился как великий угодник Божий. Он родился в г. Патаре Ликийской области (на Южном побережье Малоазийского полуострова) и был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтецы, а затем возвел в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему готовить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. По кончине архиепископа Иоанна Святой Угодник Божий был избран епископом Мир Ликийским после того, как одному из епископов Собора, решавшему вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий – св. Николай. В 325 году свт. Николай был участником Первого Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со св. Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунским и другими из 318 отцов Собора на еретика Ария. В пылу обличения свт. Николай, пламеневшей ревностью о Господе, при всех ударил лжеучителя по лицу, за что был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили св. Николая во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение Святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане.

Еще при жизни Святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую славу доставило ему избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. По молитвам свт. Николая город Миры был спасен от тяжкого голода. Он был милосердным и нищелюбивым. Не раз спасал он утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах. Достигнув глубокой старости, свт. Николай мирно отошел ко Господу. Мощи Святителя были положены по смерти его в Мирах Ликийских и скоро прославлены были от Господа благодатным истечением целебного мира. В 1034 г. сарацины овладели Ликией и городом Миры. Спустя 50 лет свт. Николай внушил в ночном видении одному пресвитеру в г. Бари (на юге Италии) перенести его мощи в этот город из Мир Ликийских. Жители г. Бари немедленно снарядили посольство в Миры, которое взяло мощи Святителя и перенесло их к себе 9 мая (22 мая по новому стилю) 1087 г., в церковь Св. Иоанна Предтечи. Множество чудес ознаменовало это перенесение. По прошествии нескольких лет построен был в Баре великолепный храм, в который и были перенесены мощи свт. Николая и положены под Престолом, где они почивают и ныне, являя чудодействия на пользу верующих.

Вспоминаются те моменты перед нашей поездкой, когда мои дети, играя недалеко от храма, нашли иконы на мусорной свалке. Три иконы Святителя Николая, и одна - Честному Животворящему Кресту Господню. Я был в недоумение: как так - на праздник Воздвижения Креста Господнего явлено нам такое знамение. Мы с любовью приняли этот дар Божий как благословение в поездку к Святителю Николаю.

Конечно, до глубины души возмущаешься над таким отношением к Святыне. У кого не дрогнула рука совершить такой кощунственный поступок. Неужели, если икона пришла в ветхость, то ее можно так просто выбросить на свалку в мусорном ведре. Тут и показатель отсутствия веры и страха Божия. Вряд ли после такого дерзкого поступка в жизни этого человека может быть что-то хорошее. Надо знать, что в таких случаях, когда святые предметы: иконы, кресты или духовные книги приходят в негодность, то их надлежит принести в церковь.

Вернемся опять к поездке. Мне хотелось побывать на святых местах в Иордании и на Синае в Египте. Супруга меня отговорила, когда узнала, что есть поездка на святые места Греции и Италии. Она и убедила меня ехать именно в этом направлении. Наша семья очень любит Святителя Николая. И когда мы узнали, что поездка будет именно в праздник Святого, то мы однозначно решили, что мне надлежит отправиться именно туда.

Наш автобус подъехал к базилике святителя Николая, было довольно прохладно. Это большой и просторный храм, очень отличающийся своей архитектурой как от традиционных византийских, так и от католических. Он похож на большой дом с покатой крышей. В принципе, его и построили так, чтобы он не напоминал храм. В то время была опасность, что мощи могут похитить, их всячески укрывали. Здание базилики было построено так, чтобы глядя с моря (а храм находится почти у самого берега), никто не смог разглядеть в нем церковное строение.

Нас предупредили, чтобы мы были внимательны к своим вещам, здесь могут орудовать мелкие воришки. В Италии к уголовной ответственности дети не привлекаются.

«В базилику Св. Николая практически ежедневно прибывают российские паломники. Одной из нынешних проблем стало сочетание католических богослужений с богослужениями православных – русских, греков, румын и т.д. Протоиерей Владимир Кучумов, настоятель подворья Московского Патриархата, почти каждый день приводит в базилику группы паломников. Монахи–доминиканцы охотно делают все возможное, чтобы удовлетворить молитвенные нужды православных братьев в обретении необходимого места и времени. Уже составлены ждущие одобрения проекты вентиляции крипты и создания отдельного входа с целью дать возможность католикам и православным служить тут одновременно, но не вместе.

Отец Джерардо Чоффари, историк базилики, ведущий эксперт «Свято-Николаевского мира» и знаток русского языка, написал немного страниц о вековых паломничествах в Бари, преимущественно русских людей. Однако современный этап кардинально отличается от предыдущих: русское паломничество превратилось в почти ежедневный феномен, растущий в геометрической прогрессии. Возращение русского подворья Московскому Патриархату еще более увеличило поток паломников, который будет все возрастать.

Паломники, с таким благочестием прибывающие из далекой России для поклонения мощам Св. Николая, увозят с собой флаконы с миром – как возобновленное благословение, как малое «перенесение». Приор Базилики Св. Николая отец Дамиано Бова.

На праздник прибыло очень много паломников со всего света, особенно очень большая группа была с Украины, во главе со своими епископами и священниками. У входа в базилику и в саму крипту с обеих сторон стоит храмовая охрана чем-то напоминающая мушкетеров в больших шляпах с черно-зелеными перьями. Убранство храма традиционно католическое. В середине храма стоят скамейки, а дальше в восточном направлении можно увидеть алтарную часть только без иконостаса. Сами мощи находятся под храмом, место это называется крипта. В храме с левой стороны от входа большая фигура в полном святительском облачении Святого Николая, здесь же можно поставить свечи. А справой стороны имеется комната со старинной церковной утварью, все это можно посмотреть. В храме у выхода с правой стороны находятся красивые деревянные кабинки для исповеди. Длинная очередь образовалась с правой стороны при входе в крипту. Мы же священники поспешили войти в крипту через другой вход.

Служба уже началась, народ нас теснил, но с Божьей помощью мы смогли пробраться вперед к алтарю. Сам алтарь загорожен кованой железной решеткой. Здесь нас встретила уже наша русская охрана и воспрепятствовала нашему продвижению. Мы были возмущены: как так, мы через всю Европу несли свое священническое облачение, прибыли на службу, а нас не пускают. Немного понаблюдав, увидели, как поступают другие священники и последовали их примеру. Мы быстро направились в ризницу и облачились во все священнические одежды, а затем пошли в алтарь на службу. Нам уже никто не препятствовал. Мы помолились и помянули всех тех, кто нас просил и оказал нам спонсорскую помощь. Причастившись прямо на гробнице Святителя Николая, мы были безмерно рады.

«Твое святое тело, блаженно в Мирах почивающее, источает непрестанно благоуханное миро, что у всех, кто к Тебе припадает, дурной запах страстей убивает, о Николае, и толпы бесов изгоняет.

Некогда святая рака твоих останков, о Николае, благоухала в Мирах ароматом твоих чудес, а ныне поспешает озарить и обогатить всю Италию вместе Сицилией и Калабрией, безвозмездно и обильно подавая исцеления. Воистину Твои мощи суть источник здравия для тех, кто к ним припадает и славит».

После литургии очередь ожила, все начали прикладываться к гробнице святого, которая находится под престолом и отмечена маленьким круглым окошечком. Приложились и мы. В самой крипте в правом углу за решеткой находится каменный столб, который по преданию плыл за кораблем, когда перевозили мощи Святителя в Бари. На улице напротив входа в храм стоит памятник Николаю чудотворцу. Здесь же недалеко на площади у самой базилики церковная лавка, где можно приобрести святое маслице и миро Святителя Николая. Я так же направился в церковную лавку, чтобы приобрести святыни. В лавке также полно народу, очень сложно что-то выбрать для покупки. Но миро и маслице покупаешь без особых проблем. Стоя в очереди, ко мне обратилась девушка с просьбой дать ей совет, как ей поступить. Она одним днем прилетела в Италию в г. Бари из России, на праздник к святому Николаю и боялась не попасть к нему и не приложиться к его мироточащим мощам. А уже вечером самолет, и она даже не знает, где находится аэропорт. «Я сам здесь первый раз в своей жизни, - сказал я ей, - ну давайте попробуем, что у нас получится». Мы направились к выходу из крипты итальянскому охраннику, я как мог, объяснил, что девушка опаздывает на самолет, он без проблем пропустил нас. Зато наши блюстители порядка возмутились, но пропустили. Став около гробницы святого, девушка плакала, я сказал ей: «Вот твой долгий многочасовой путь мы прошли за несколько минут, теперь приложись к мощам святого и думай, как возвращаться домой». Мне думается за отважный поступок одним днем побывать на празднике у святого, сам Святитель Николай, будучи милосердным, помог этой девушке осуществить ее благую миссию. На святых местах порой происходят разные интересные и назидательные истории, только надо суметь их увидеть.

«Блаженни милостивии, яко тии помиловани будут», - говорит нам Господь через святое Евангелие. Хотим милости Божией, тогда научимся быть милосердными сами. Чем больше человек расточает свои материальные блага на дела милосердия и любви, то есть на благотворительные цели, тем больше приобретает и в этой и будущей жизни. Чем больше скапливает и наживается порой неправедным путем, тем быстрей нищает. Сколько припоминается случаев, когда состоятельные люди в результате сложных жизненных обстоятельств теряли все, что наживали долгими годами. Таков закон духовной жизни. Милостынею, данной от доброго сердца освящается все состояние благочестивого человека. Не тот богат, кто имеет большие материальные блага (дома, машины, счета в банках), а тот, кто имеет духовные богатства (милосердие, любовь и смирение). Ведь духовные богатства останутся с ним навсегда. А все свои материальные богатства, накопленные здесь в земной жизни, мы не сможем перенести в жизнь вечную, разве только через руки нищих. Все эти богатства прах земной. Господь определил быть в этой жизни людям богатым и быть бедным. И все это для того, чтобы богатый мог своим имением служить бедному, а бедный в свою очередь был благодарен Богу и молился за своего благодетеля. Здесь как раз и прослеживается взаимосвязь любви, милосердия и благодарности. Господь хочет, чтобы мы научились любить друг друга и бескорыстно служить друг другу. Святые угодники Божии знали эту духовную премудрость и старались жить по заповедям любви, а вследствие этого стяжали дары чудотворения. И сейчас говоря о Святителе Николае, об этом дивном угоднике Божьем проникаешься благодатными чувствами умиления. Святой Угодник Божий, жизнь которого прошла в служении Богу и людям делами милосердия и заступничества, не перестает после своей блаженной кончины помогать людям. Мы все чувствуем его незримое присутствие и благодатную помощь.

По Божественной литургии и экскурсии по храму, у нас было свободное время, и мы немного прогулялись по улочкам города Бари. Было видно, что город предпраздничным настроение, кругом красивые Рождественские елки, наряженные разноцветными игрушками. Кукольные инсценированные сценки на тему Рождества Христова. На балконах домов видны куклы Санта Клауса, который как бы по лестнице забирается в чей-то дом. Конечно, интересно смотреть на Рождество без снега и морозов. Дело еще в том, что Рождество Христово у них в Италии и Греции справляют двадцать пятого декабря. А наше путешествие почти попадало на их сочельник. Когда мы немного прогулялись, нас вновь собрали на площади у храма и объявили, что мы все едем на праздничный обед.

Нас привезли в уютный ресторан, где мы отведали итальянской кухни, тут же справляли праздник ребята из грузинской диаспоры. Было уютно и радостно, мы понимали, что время нашего знакомства с Бари подходит к концу, а как не хотелось уезжать.

Мы также побывали на Русском подворье Московской Патриархии, заказали там обедни и сорокоусты. Перед отплытием из Бари мы прогулялись по местному «Арбату». Здесь много шумной молодежи, часто встречаются афро-итальянцы, все куда- то спешат, совершают разные покупки. Мы дружелюбно пообщались с местными жандармами и даже сфотографировались с ними.

Вот мы опять на пароме, и наш путь лежит обратно в Грецию.

Прибыв в Грецию, мы отправились в Метеоры. Метеоры переводится как «парить между небом и землей». Здесь в Метеорах высоко в горах располагаются древние монастыри, они чем-то напоминают ласточкины гнезда. Здания обителей буквально срослись с непреступными скалами. Сами же горы образованы древними морскими отложениями и это видно, когда подходишь близко. Видно, что они округлые и не имеют острых углов.

Раньше здесь было до двадцати четырех монастырей, но в результате турецкого владычества и бомбардировок во время второй мировой войны многие монастыри были разрушены.

Под Метеорскими горами расположился небольшой красивый и очень уютный городок Каламбака, в нем мы и остановились на ночлег. Местные жители во время войны буквально спасли оставшиеся здесь монастыри.

Действующих монастырей осталось только шесть. Четыре мужских обителей и две женские. Мы смогли побывать только в трех. Первый монастырь - Великий Метеор, основыван в четырнадцатом веке выходцем с Афона, верным учеником отцов–исихастов, преподобным Афанасием. В то же время в далекой лесной и снежной Московии преподобный Сергий собирал свое братство близ Радонежа. Преподобный Афанасий принес в Метеоры Святогорский устав. Шестнадцатый век был рассветом Метеорского монашества. Метеорские монастыри были недоступны многим из-за своей неприступности, ведь дороги к монастырям появились лишь в двадцатом веке, а женщин раньше вообще не допускали сюда. Здесь сохранились в своей первозданности древние росписи и фрески. Конечно, можно представить, какой титанический труд выполнили монахи-подвижники. Чтобы построить эти обители сначала строили башни-подъемники. А затем десятилетиями подымали строительный материал на вершины скал и только потом начинали строительство. Для передвижения монашествующих служили те же самые подъемники. Сейчас же можно увидеть обычный лифт.

Мы подошли к первой нашей обители, к храму Святителя Николая. Двери монастыря были закрыты и все наши усилия достучаться были напрасны. Мы хотели уже уходить, но тут одна женщина предложила нам всем пропеть тропарь святителю Николаю, и - о чудо! - двери нам открыли, и мы смогли спокойно войти в древний монастырь. В монастыре мы увидели много старинных фресок. От них веяло молитвенным духом многих веков. Здесь в храме хранится частичка мощей святителя Николая, и мы вновь приложились к честным мощам угодника Божия.

Очень красивый вид открывается с высоты монастыря, чувствуешь, что паришь над землей на высоте птичьего полета. И перед тобой раскрывается вся природная красота этой дивной греческой земли.

Рассуждая о молитвенных трудах и подвигах метеорских монахов, незримо проводишь параллель с нашей современной жизнью.

Мне думается, удел простого современного человека это осознание своей греховности и всецелое покаяние. Мы уже не можем нести духовные подвиги в той полноте, в которой их несли святые угодники Божии. Настолько мы стали немощны духовно и физически, что даже пост становится для некоторых уже подвигом. Что можно говорить о совершенном воздержании, ночных молитвах и поклонах, которые совершали святые. Мы стали теплохладными в духовной жизни, а святые горели верою и любовью к Богу. Что делать, как спастись в современном мире? Это очень важный вопрос. Сейчас нет открытых гонений на церковь. Если кто сходит в храм помолиться, то никто его за это не осудит и не выгонит с работы, как раньше в советское время. Есть свободный доступ к таинствам церкви и простор для духовной деятельности, но что-то мы не видим особой активности в народе. Храмы, особенно сельские, начинают пустеть. Пожилые прихожане умирают, а молодежь живет другими ценностями, которые навязывает им греховный мир. И что церковь воспевает как добродетель: целомудрие, кротость, смирение, послушание, то мир осмеивает как слабость и отсталость. Самое страшное, если так будет продолжаться, заключается в том, что все храмы опустеют, и некому будет молиться Богу о спасении рода человеческого. Все будет поражено духовной проказой, мир превратится в ад на земле. В таком мире будет жить очень страшно. В мире, где нет веры, любви и справедливости, где царствуют страсти греховные, без духовного нравственного закона люди просто превратятся в словесных животных. Не дай Бог этому произойти. Чтобы этого не произошло, мы должны начать именно с себя изменять свою жизнь. Надо заглянуть внутрь себя и увидеть свое подлинное духовное состояние и начать наводить порядок. Надо понять: если в нашей жизни нет любви, то все наши духовные труды напрасны, они не имеют никакой ценности. Значит все надо делать с любовью Христовой, будь то пост, молитва, милостыня. И конечно, стараться жить без вражды, осуждения, обид и злобы - это вроде бы просто, но в жизни очень тяжело для некоторых, почти невозможно преодолеть эти дурные пороки. Бывали случаи в моей пастырской практике, когда человек строго постится, постоянно пребывает в храме, читает молитвы, подает милостыню, но когда стоит вопрос о примирении с соседкой, то тут же возмущение, гнев и крик: «В аду буду гореть, но не примирюсь». Что здесь можно сказать? Человек просто не уяснил, что самое главное в духовной жизни. Главное же это любовь. Без любви все бессмысленно.

Мы посетили эти величественные монастыри, приобрели множество святынь. И конечно, были очень рады этим событиям в своей жизни.

Далее мы направляемся на остров Эвбея к святому угоднику Божиему Иоанну Русскому. Много чудес и исцелений происходят по молитвам к Святому Угоднику. На остров мы добрались, когда было уже темно. Проехав многие километры горной серпантинной дороги, которая вилась буквально у самой пропасти, даешься диву опытности нашего водителя. Одно неверное движение и мы можем слететь в горное ущелье и разбиться. Вот когда по-настоящему, неподдельно, начинаешь молиться. Добравшись до места, мы расположились в паломнической гостинице, а чуть позже отправились на поздний ужин в местное кафе. Здесь нас так радушно приняли, так сытно накормили и угостили, что всю усталость будто рукой сняло. Мы почувствовали себя как дома. А радушные хозяева кафе все обижались, что мы плохо едим, и все предлагали добавку. Чувствуется простота и любовь, гостеприимство этих людей. Воистину, мы были утешены.

Затем после ужина мы отправились прогуляться и осмотреть местные достопримечательности. На ночлег мы остановились как раз напротив храма Иоанна Русского. Напротив храма сооружен Рождественский вертеп, где можно увидеть Богомладенца Христа, Матерь Божию, Иосифа Обручника, пришедших со своими дарами волхвов, пастушков с овечками и ангелов Божиих, и все это выполнено с красивой оригинальной подсветкой. Идя по улице, видишь сувенирные лавки - палатки, заполненные разным товаром, в том и числе и продуктами. Время позднее, хозяев уже нет, а палатки просто затянуты целлофановым тентом, видать просто от дождя. Мы опять изумились такой простоте. Люди не прячут свой товар под семью замками, как у нас в России, он у них лежит на улице и его даже никто не охраняет. К сожалению, есть с чем сравнивать, может пора и нашему народу перенять такой жизненный пример, где нет воровства и грабежей. Ведь наша с вами жизнь зависит только от нас от наших дел и поступков. Может благодать святого духа, исходящая от мощей, множество Святых, которыми изобилует земля Греции, или многовековые христианские традиции, передаваемые из поколения в поколение, воспитали духовно-нравственные основы этого народа.

Как назидательно и благодатно познавать жизнь святых угодников Божиих. Здесь живой пример для подражания и верный путь ко спасению. И хочется еще раз прославить угодников Божиих пред теми, кто о них ничего не слышал и не знал. Здесь уместно привести краткое жизнеописание святого угодника Божия Иоанна Русского.

Родина Святого - Украина. Дата его рождения приблизительно 1690 год. В период войны, которую вела Россия с 1711 по 1718 год, он был уже воином в царской армии Петра Великого. Турецкие войска победоносно продвигались, наводя на людей страх и ужас. Воин Иоанн участвует в боях, защищая свою родину. Воспитанный в православном духе своими родителями, он глубоко скорбит, видя жестокости войны, гибель тысяч молодых людей, детей, женщин, стариков. В битве за освобождение Азова воин Иоанн с тысячами других своих соотечественников был захвачен в плен и переправлен в Константинополь. Из Царьграда он попадает в город Прокопион, что в Кесарии Капподакийской в Малой Азии и оказывается в подчинении у некоего Аги, содержавшего лагерь янычаров. Иоанн испытывает на себе психологическое давление, ненависть турок. Он – «киаф», т.е. неверный, он достоин мук. Его подвергают жестоким палочным побоям, оплевыванию, сжигают ему волосы и кожу на голове, бросают в навоз и, наконец, определяют жить на конюшне среди домашних животных. Иоанн выдерживает все мучения смиренно, с достоинством, в этом проявляется непреклонный христианский характер. Ярче солнца воссияло богатство его внутреннего мира, который с детства был открыт Христу. На побои и издевательства турок он отвечал словами апостола Павла: «Кто может оторвать меня от любви Христа. Я верю и имею любовь ко Господу моему Иисусу Христу, единому Сыну Божиему, и ничто не может меня заставить отвратиться от Бога. Я пленный. Потому и слушаю приказаний хозяев относительно моей работы. Но в вере ко Спасителю Христу вы мне не хозяева. Я помню терновый венец и крестную смерть Господа и готов и сам к еще большим и ужасным мучениям. Я готов умереть, но не отказаться от Христа».

Святой Иоанн принимает жестокие условия мученической жизни, живет в конюшне. Это напоминает ему вертеп Вифлеема. Он молится, постится и сам совершает службы, своей жизнью он умилил турок Ионии, в восхищении они стали называть его «вели» - т.е. святой. Он чудесным образом, с помощью ангела Господня, отправляет еду на медном подносе из Прокопиона в Малой Азии в Мекку. Турецкий Ага съел плов горячим. А через три месяца блюдо с фамильным знаком Ага привез в свой дом. Это чудо, сотворенное святым с Божией помощью, умирило ненависть турок. Духовное и нравственное влияние святого укротило зверства иноверных. Святой Иоанн имел единственную опору и одно утешение во всех выпадавших на его долю испытаниях. Он прибегал к молитвам, всенощным бдениям и причащался Святых Таин. Святое Причастие каждую субботу было великим отдохновением для Иоанна. В последний день в своей земной жизни 27 мая 1730 года Иоанн призвал к себе священника, и тот принес ему Святые Дары в полом яблоке. Причастился он прямо в конюшне, в последний раз, и его временный плен и жизненные трудности завершаются. Святой Иоанн, приняв Причастие, перешел в вечность. Священник и христиане города Прокопиона получили от турок разрешения забрать и похоронить тело усопшего. Со слезами и благолепием вчерашний раб был погребен христианами – турками, армянами, как архиерей. На руках несли тело святого в окружении свечей и кадильниц на христианское кладбище.

Священник, каждую субботу исповедавший и причащавший Иоанна, увидел святого во сне в ноябре 1733 года. Святой сказал старцу, что его тело благодатью Божией осталось целиком нетленным, таким, каким его погребли три с половиной года назад. Священник пребывал в сомнении, и вот по Божественной благодати небесный свет появился над могилой святого в виде огненного столпа. Христиане решаются открыть могилу. И, о чудо! Тело святого оказалось абсолютно нетленным и благоухающим. Это благоухание сохраняется вплоть до наших дней. Тогда с благоговением верующие взяли тело (святые мощи) и перенесли его в храм, который когда-то посещал святой. С того дня вот уже 258 лет это святое тело – часть литургической жизни церкви Христовой.

Утром, позавтракав, мы отправились в храм Иоанна Русского на молебен. Красивый величественный храм. В 1930 году храм был заложен, а 1951 году строительство его было завершено и с тех пор здесь хранятся святые мощи.

В1962 году по решению Церкви и государство был подписан закон, на основании которого создано Общества во имя святого Иоанна, построено два пансионата. Один для приема паломников, другой для целей Общества. Создано два приюта для сирот, одна богадельня в Халкиде и одна - в Нэа Артаки, студенческое общежитие, детский лагерь на 1 тысячу мест и другие учреждения.

Войдя в притвор храма, видим церковную лавку, здесь можно заказать обедню, приобрести свечи, иконки и емкости для святого маслица. В храме с левой стороны находится рака с мощами Святого. Народу было мало, и мы спокойно могли приложиться к святыне и лицезреть нетленные мощи Святого. Здесь же рядом с мощами Святого находится его чудотворная икона, вся увешанная дарами благочестивых паломников. Эти дары в виде золотых крестов и цепочек, а также жестяных металлических пластин с разными изображениями людей, в знак их любви и благодарности за его бесконечную целительную помощь. Здесь же можно из святой лампады набрать оливковое маслице, а затем приложить к раке Святого.

Мы отслужили молебен Святому, приложились к его мощам, и, помолившись от всей души, отправились на святой источник св. Иоанна Русского. Сам источник находится на улице по левую сторону храма, здесь мы набрали святой водички и вновь отправились в путь.

Святой Иоанн - прекрасный пример жизни человека «в Бозе», ибо он открывает своими чудесами божественную силу и ведет нас к духовому познанию святой жизни, столь благостной для человека. Мы не только рождены для этой жизни, мы принадлежим и будущей жизни, вечной, небесной. Душа наша бессмертна, вечна.

Святой Иоанн своими чудесами привносит в души верующих небесный свет, Божественную силу, примером своей веры и самоотверженности, силу нравственности, силу, которая побеждает узы материи, преодолевает все преграды и создает вечные и великие перемены в характерах людей, возрождает души. Своими чудесами, своим всегдашним предстательством Святой Иоанн помогает людям приобрести внутреннею свободу. Ту душевную свободу, которая возрождает людей и целые народы.

Сотни тысяч человек ежегодно с благоговением, в молчании приходят к святым мощам – к этой великой святыне Православия. И всем дается животворное дыхание благодати, которую Святой Иоанн получил от Всемогущего Бога.

Многие утверждают, что в жизни все предрешено. Что злой человек творит зло, а добрый добродетели, потому что свыше дана им такая судьба. И что бы ты ни делал, если быть тебе подлецом, то подлецом и умрешь. Если принять это утверждение, тогда встает вопрос о справедливости посмертного воздаяния Богом за жизненные дела и поступки человека. То есть, если Господь справедлив, за что тогда отправлять грешников в ад, если уже давно предрешено, что они будут грешниками. А зачем награждать праведников за их добродетельную жизнь, ведь это было прописано заранее в их судьбе. Такое утверждение может ставить под сомнение справедливость Божьего суда. А призыв церкви к покаянию, и к жизни по заповедям Божиим бессмыслен. Такое суждение кощунственно, потому что ставит под сомнение справедливость Божию. Те люди, которые принимают такое суждение, просто напросто оправдывают свои грехи. Мол, я не виноват в своих грехах, это мне так Господь мою судьбу предрешил. Сколько церковь знает святых угодников, которые раньше были грешниками, но от своей греховной жизни отошли, уверовав во Христа Спасителя, омывшись слезами покаяния, обрели своими духовными трудами святость. А благоразумный разбойник, распятый рядом со Христом, уверовал, раскаялся и обратился ко Христу: «Помяни мя Господи, когда приидеши во Царствие Твое». И Господь ответил: «Истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю». Наша жизнь или, как некоторые говорят, судьба в наших руках. Господь не запрограммировал людей - одних на добро, а других на зло. Он видит жизнь каждого из нас, и чем она закончится. У нас есть выбор между добром и злом, светом и тьмою, мы сами определяем себе дальнейшую участь. Господь дал нам свободу выбора. Вот и святые в своей жизни сделали свой выбор.

Конечно же, человек более склонен ко греху, чем к добродетели. И если духовно не трезвиться и не бодрствовать, то жизнь, полная соблазнов, может увлечь человека далеко в греховные дебри. Мало того, что человек склонен ко греху, сам падший ангел как рыкающий лев ходит рядом, готовый в любой момент поглотить, соблазнить человека и ввергнуть его в греховные страсти и похоти. Святые вели непрестанную духовную брань и с немощами своей плоти, и с бесовским племенем. Только так, а не иначе можно идти правильным жизненным путем духовной борьбы ко Христу.

За время нашей поездки мы побывали в разных уголках Греческой земли, все просто не описать. Побывали даже в Дельфах - колыбели греческой языческой культуры, здесь мы видели древний амфитеатр и стадион для подготовки спортсменов. Так же видели развалины языческих храмов, возраст этих построек шесть веков до рождества Христова. Видели знаменитую гору Олимп, высота которой две тысячи девятьсот семнадцать метров над уровнем моря.

В последний день перед нашим отлетам мы прогулялись по Афинам, познакомились с бытом местных горожан. Узнали такие обыденные вещи как обеденный перерыв, который длится у них с часу до четырех дня, так как летом невыносимая жара. И в пик этой жары люди направляются домой для отдыха. И это вошло в их жизнь, и даже зимой такая традиция сохраняется. На всех окнах массивные жалюзи, опять же для спасения от жары. Это можно заметить во многих странах Средиземноморья. Здесь в особом почете такое транспортное средство как мотоцикл, дороги буквально забиты мотоциклистами.

Пришло время прощаться с уже такой родной для нас Грецией. Много еще осталось мест, где мы не смогли побывать за время нашей поездки. Не были на Святой горе Афон, не посетили Салоники, где находятся мощи Дмитрия Салунского. Не смогли попасть на остров Эгина к мощам Нектария Эгинского. Но мы не унываем, на все воля Божия, кто знает, может, все еще впереди.

По приезду домой мы почувствовали, что маслице и миро от Святых угодников имеют целительную силу.

Раздав многочисленные святыни и, конечно же, миро и святое маслице родственникам и прихожанам, услышал благодарственные отзывы. Многие применяли их в лечебных целях и получили облегчения в своих болезнях. И просили вновь благословить им святое маслице. Слава милостивому Богу и святым угодникам Его, через которых ниспосылаются благодатные целительные дары, врачующие нас грешных.

Эта книга, прежде всего, адресована вам, моей многолюбимой пастве. Это мое пастырское обращение, моя проповедь к вашим сердцам. Желание каждого священника, чтобы его духовные чада, вверенные ему Богом, обрели спасение и жизнь вечную. Искренне желаю обрести спасение всем, в том числе и самому. Пастырь спасается именно через спасение своих пасомых. Спасается твой прихожанин благодаря твоим духовным трудам: отрада тебе и утешение, а если кто отходит от спасительного лона церкви Христовой, то это крайне прискорбно священнику. Мне хотелось бы, чтобы читающие эту книгу прославили Творца за всю эту многогранную красоту сотворенного Им мира. И все же задумывались о бренности нашего земного бытия и устремляли свой взор, свои жизненные силы именно ко спасению своей души. Жизнь коротка, нельзя бесцельно растрачивать драгоценное время, данное нам Богом для нашего с вами спасения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: