Этапы работы над проектом
Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы - решение. Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
_ определение руководителей проектов;
_ поиск проблемного поля;
_ выбор темы и её конкретизация;
_ формирование проектной группы.
ПОИСКОВЫЙ
_ уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;
_ определение и анализ проблемы;
_ постановка цели проекта.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ
_ анализ имеющейся информации;
_ сбор и изучение информации;
_ поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений),
построение алгоритма деятельности;
_ составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
_ анализ ресурсов.
ПРАКТИЧЕСКИЙ
_ выполнение запланированных технологических операций;
|
|
_ текущий контроль качества;
_ внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ
_ Подготовка презентационных материалов;
_ Презентация проекта;
_ Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение
в банк проектов, публикация).
КОНТРОЛЬНЫЙ
_ анализ результатов выполнения проекта;
_ оценка качества выполнения проекта.
ПОИСКОВЫЙ ЭТАП
Все темы можно условно объединить в три группы:
фантастические -темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
экспериментальные -темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
теоретические -темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.
Требования к теме:
· актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества;
· содержательность, информативность и разработанность в науке;
· возможность поиска достаточного количества литературы, наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес;
· формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему. Подобная «проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии работы или в его подзаголовках;
· название работы может и не включать в себя слово проблема, но, тем не менее,
проблемность должна подразумеваться;
|
|
· тема должна быть конкретной.
Ситуация может приобрести проблемный характер если:
_ имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить,
_ требуется установить сходства и различия,
_ важно установить причинно-следственные связи,
_ необходимо обосновать выбор,
_ требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из
опыта — теоретическими закономерностями,
_ стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.
Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее
решение должно быть важно для учащегося.
Действия ученика:
- Обсуждает тему.
- Определяет свои потребности.
- Принимает в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы проекта и
аргументирует свой выбор.
- Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему.
- Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.