Ф 4.2.3.-2014-06-02-01-03
Алматинский технологический университет
Факультет инжиниринга и информационных технологий
Кафедра профессионального обучения и общественных наук
УТВЕРЖДАЮ Декан ФИиИТ _______________ Адмаева А.М. «____» _________ 2015 г. |
СИЛЛАБУС
Код и наименование дисциплины:
Soc2104; Soc1107; Soc1104- «Социология»
Курс:1, 2
Кредит: 2
Семестр:1, 3
ФИО преподавателя: Тургараева Гульфара Махамбетовна
Офис кафедры: каб. 502, ГУК 1
Телефон: 293-52-84 (152)
Офис –часы: согласно графику
e-mail: sgd_atu.kz@mail.ru
Алматы, 2015
Пререквизиты курса
Для изучения социологии необходимы знания в области политологии, истории, основы государства и права, экономическая теория, обществознание.
Постреквизиты дисциплины
Социология развивается в интегративном взаимодействии с социогуманитарными дисциплинами, рассматривающими различные аспекты становления, функционирования и взаимодействия общества и личности – экономических дисциплин, правовых дисциплин, философии и других.
|
|
Краткое описание курса
Актуальность донного курса обусловлена, несколькими обстоятельствами: во-первых, изучение социологии является очень важным для общества, она представляет собой систему внутренне организованного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе. Во-вторых, социология с самого начала своего возникновения и по настоящее врем направлена на изучение общества как системы социальных взаимодействий индивидов и групп, как развивающейся социальной структуры. Во-третьих, социология пытается объяснить социальное неравенство, конфликты и противоречия между различными социальными группами, что особенно актуально в период бурных экономических преобразований обществ.
Цель преподавания дисциплины: «Социология состоит в том, чтобы сформировать у студентов первоначальное систематизированное представление о социологии как науке: развитии социологических исследований, основных отраслевых социологических теориях и их применении. Это важно для профессиональной ориентации студентов и последующего выбора ими элективных дисциплин.
Задачи курса:
-создать представление о динамике социальных изменений в мировых основании макро-имикросологических подходов;
-сформировать умение эффективной работы в современной организации
-ознакомление с основными социальных процессов;
-обучение студентов социологическому мышлению, умению практически использовать полученные знания для выделения и изучения актуальных общества
Освоение данного курса бакалаврами предполагает, что студенты будут обладать следующими компетенциями:
|
|
Знать:
• теоретические и прикладные основы и закономерности функционирования социологической науки;
• основные социологические понятия;
• основные направления и результаты современных исследовании и области социологии.
Уметь:
• самостоятельно анализировать процессы и явления, происходящие и общества
• корректно и аргументировано формулировать свою мысль в устной и письменной форме;
• динамично использовать альтернативные, новые или инновационные социологические подходы к решению профессиональных задач.
Владеть:
• навыками целостного подхода к анализу, проектированию и прогнозированию проблем современного общества;
• доступными источниками социологической информации, обобщать и анализировать данные;
• навыками межличностной и межкультурной коммуникации, основанными на толерантности и уважении;
Календарно-тематический план:
Недели | Аудиторные занятия | СРС (СРСП) Вид заданий и сроки выполнения | ||||
Назваание темы | Лекции | Прак | Лабор | Главы для чтения | ||
Часы | Часы | Часы | ||||
1. | Социология как наука | - | [3.4.8] | Тема СРСП 1.Основные социологические категории социальная группа, социальная организация и другие. 2.Место социологии в системе социальных наук. Форма контроля: Ответ представить в письменной форме 1. Тема заданий СРС: Основные понятия социологии: социальная группа, организация, институт, процесс и другие. Форма контроля: Составление глоссария. | ||
2. | Основные этапы становления и развития социологии | - | [2.3.7.8] | Тема СРСП: 1.Донаучный период социологии. 2.Социальные идеи мыслителей античности, средневековья и нового времени. Форма контроля: Ответ представить в письменной форме 2. Тема заданий СРС: Социологические концепции О.Конта, Э,Дюркгейма и других социологов классического этапа социологии (по выбору). Форма контроля: Написание эссе. | ||
3. | Современные социологические теории | - | [3.6.7] | 3. Тема СРСП: 1.Конфликтологическая парадигма. 2.Идеи Ч.Р.Миллса, Р.Дарендорфа, Л.Козера. Р.Дарендорф о власти и социальном конфликте. Форма контроля: Написание эссе. 4. Тема заданий СРС: Аннотация социологической статьи, книги. 5. Форма контроля: Ответ представить в письменной форме | ||
4. | Современные социологического исследования | - | [2.4..4.15] | Тема СРСП: 1.Выборка в социологическом исследовании. 2. Сущность выборочных обследований. Форма контроля: Ответ представить в письменной форме 6. Тема заданий СРС: Составление программы социологического исследования по актуальной социальной проблеме. 7. Форма контроля: Электронная презентация. | ||
5. | Методология социологического информации | - | [2.5.4] | Тема СРСП: Основные социологические методы и особенности их применения. Опрос как метод получения первичной социологической информации. Форма контроля: Ответ представить в письменной форме 8. Тема заданий СРС: Количественные и качественные методы социологического исследования: сравнительный анализ. 9. Форма контроля: Составление таблицы. | ||
6. | Общество и социальные взаимодействия | - | [2.9.5] | Тема СРСП. 1.Характеристики индустриальных и постиндустриальных обществ. 2. Особенности социальный взаимодействия. Тема заданий СРС: Социальные проблемы модернизационного развития Казахстана. Форма контроля: Дискуссия. | ||
7. | Социальные группы, организации и институты | - | [1.5.7] | Тема СРСП. 1.Понятие «социальная организация». 2.Теории организаций. Теория бюрократии М.Вебера. Форма контроля: Ответы представить в письменной форме Тема заданий СРС. Личный статусный и ролевой работы. Форма контроля: Представление в таблице. | ||
8. | Социализация личности | - | [2.1.7.8] | Тема СРСП: 1. Теории развития личности. 2. Дж.Мид о развитии личности. Форма контроля: Устный опрос в форме зачета. Тема заданий СРС: Социальная автобиография. Форма контроля: Письменная работа. | ||
9. | Социальное неравенство и социальная стратификация | - | [3.4.8.6] | Тема СРСП: Социальная структура общества и ее основные элементы: классы, группы, слои. Форма контроля: Ответ представить в письменной форме Тема СРС. Средний класс в Казахстане и критерии его выделения. Форма контроля: Обсуждение. | ||
10. | Культура и общество | - | [3.2.9] | Тема СРСП: 1.Структура культуры. 2.Субкультуры и контркультуры. Форма контроля: Ответ представить в письменной форме Тема заданий СРС: Молодежные субкультуры и их роль для молодежи. Форма контроля: Написание эссе. | ||
Социология семьи и гендера | - | [10.4.9] | Тема СРСП: 1.Понятия «пол» и «гендера». 2.Социологическая теория гендера. Гендерные роли. 3.Сущность, структура и функции современной семьи. Форма контроля: Устная беседа в форме вопросов и ответов Тема заданий СРС: 1.Новые семейные формы и общественная дискуссия. 2.Развитие гендерной политики в Казахстане. Форма контроля: Диспут. | |||
12. | Социология молодежи | - | [11.6.9] | Тема СРСП: 1.Молодежь в семейно-бытовой сфере. 2.Ценностные ориентации современной молодежи. Форма контроля: Письменный опрос через тестирование. Тема заданий СРС: Актуальные направления государственной молодежной политики в Казахстане. 10. Форма контроля: Круглый стол. | ||
13. | Социология девиантного поведения | - | [6.2.3] | 1. Тема СРСП: Актуальные проблемы девиации в казахстанском обществе: преступность, самоубийство, проституция, алкоголизм, наркотизм, и другие. 2. Форма контроля: Ответ представить в письменной форме 11. Тема заданий СРС: Социологическое исследование разных форм девиации в Казахстане. 12. Форма контроля: Подготовка презентации. | ||
14. | Социология труда и экономической жизни | - | [1.3.2.6] | 13. Тема СРСП: 1.Предмет экономической социологии. 2.Развитие социологических идей об экономической жизни: М.Вебер, Э.Дюркгейм, К.Маркс, К.Полланьи и другие. Форма контроля: Доклад. Тема заданий СРС: Социальные проблемы занятости и безработицы в Казахстане. Форма контроля: Доклад. | ||
15. | Образование и средства массовой информации | - | [6.2.3] | Тема СРСП: Символическийинтеракционизм о социальном конструировании образования. Форма контроля: Письменный опрос. Тема заданий СРС: Роль современных электронных технологий в развитии образования. Форма контроля: Доклад. | ||
Финальный экзамен |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
|
|
|
3.1. Основная литература
1. Әлеуметтану. 2-кітап/ Жалпы ред. М.М.Тажин.- Алматы, 2005. -268б.
2. Биекенов К.У., Биекенова С.К., Кенжакимова Г.А. Социология: учебник для студентов гуманитарных вузов. –Алматы: Lem, 2010.-380с.
3. Болатова А.Н., Исмагамбетова З.Н., Мырзабекова А.Ш. Социология. Караганда, 2011
4. Giddens A. Sociology. 6 edition. – Cambridge: Polity Press, 2009. – 1183p.
5. Қарабаев Ш.Қ. Әлеуметтану негіздері: Оқу құралы. – Алматы: Экономика, 2004. – 640б.
6. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие – М.: Институт социологии РАН. 2011. I CD ROM
7. Пузиков М.Ф. Социология как учебная дисциплина. Учебно-методический комплекс для студентов вузов. – Алматы, 2008. – 632с.
8. Садырова М.С. Әлеуметтану: өзекті мәселелер – Алматы: «Эверо», 2011. 284 бет.
9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности – 3-е изд., испр. – Москва: Омега-Л, 2007. – 567 с.
3.2. Дополнительная:
1. Абдукерова Г.О. Әлеуметтану. – Алматы, Қазақ университеті, 2011. – 192б.
2. Абдирайымова Г.С. Жастар социологиясы. 2-басылым. – Алматы: Қазақ университеті, 2012. – 224б.
3. Әженов М.С., Садырова М.С., Омарова А.Т. Білім социологиясы. Оқулық. – Алматы: «Эверо», 2011. – 400 бет.
4. Биекенов К.У., Садырова М.С. Әлеуметтану. Ұғымдар мен балалар. – Алматы: «Эверо», 2011. – 400 бет.
5. Долгоруков А.М. Практикум по общей социологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2006. – 296 с.
6. Жаназарова З.Ж. Отбасысоциологиясы: оқу құралы. – Алматы: Қазақ университеті, 2010. -240 бет.
7. Казымбетова Д.К. Введение в социологию: Учебное пособие. –Алматы, 2008. – 121с.
8. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 432с.
9. Нартов Н.А., Бельский В.Ю. Социология: Учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 511с.
Общая социология: Учебное пособие/ Под общ.ред. А.Д. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2007. -654с