Приводя эти слова Ибн Аббаса, автор стремился показать, что нет оправдания тем людям

которые обращаются к мнениям [мазхабам. — Ред.] ученых и довольствуются их словами, не зная их

доказательств [аятов Корана и достоверных хадисов Посланника, да благословит его Аллах и

приветствует, на которые они опираются. — Ред.], хотя имеют возможность изучить их. Ведь

Всевышний сказал: «...Если же вы спорите о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и

Посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Это — самый лучший и самый

прекрасный способ разрешения!» (Женщины, 59). Мусульманские ученые постоянно исследуют и

Стараются самостоятельно решать некоторые вопросы юридическо-теологического характера.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если судья [ученый. — Ред.]

Вынес самостоятельное решение и оказался прав, то он получит двойное вознаграждение, а если он

Ошибся, то только одно» (аль-Бухари 13/268, Муслим (1716) от Амра ибн аль-Аса). Однако когда

Ученые встречают доказательства из Книги Аллаха и Сунны Его посланника, да благословит его

Аллах и приветствует, они придерживаются их и отказываются от результатов собственных

Умозаключений. В эпоху праведных имамов — Малика, Ахмада, аш-Шафии, Абу Ханифы и других,

Да смилостивится над ними Аллах, ученые по несколько лет разъезжали по различным городам,

Собирая хадисы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и изречения его

Сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Затем они аккуратно упорядочивали их в своих трудах,

Приводя их иснады и тексты, доказывая их достоверность или слабость. Правоведы каждого мазхаба

Писали свои труды, в которых приводили доводы муджтахидов, что облегчило труд ученым

Последующих поколений. Каждый имам, вынося религиозное постановление (хукм), приводил его

Доказательства из Корана и Сунны.

Еще раз возвращаясь к словам Ибн Аббаса, мы видим, что каждый, до кого дошли

Доказательства, но он отказался от них, следуя мнению своего имама, должен быть опровергнут и

Предупрежден за противоречие ясным доказательствам. Таково единогласное мнение всех

Мусульманских ученых-салафов. Имам Ахмад передал и другое высказывание Ибн Аббаса: «Слова

Каждого из нас, кроме Пророка, могут быть приняты или отвергнуты». Следовать же

Самостоятельным мнениям ученых можно только в вопросах иджтихада. по которым нет достоверных

Текстов из Корана и Сунны.

**Суфйан ас-Саури — имам, аскет, страстно любивший поклонение Аллаху, верный в передаче

Священных текстов, один из величайших правоведов. Его мазхаб хорошо известен и ученые часто


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: