Аяте Аллах предостерег нас от раскольничества о них.
Ибн аль-Каййим сказал: «Раскольничество заключается в том, что имена и качества Аллаха не
Признают и отрицают, или не признают их значение и делают бессмысленными, или искажают их
Истинный смысл и изменяют его путем аллегорического толкования, или дают эти имена творениям».
Необходимо знать, что Всевышний Аллах абсолютно не похож на Свои творения ни сущностью,
Ни качествами. Он сказал: «____________Нет ничего, подобного Ему» (Совет, 11). Отрицание же или неверное
Толкование качеств Аллаха приводит к отклонению от дороги посланника Аллаха, да благословит его
Аллах и приветствует, что и постигло джахмитов, мутазилитов и многих других.
Ибн аль-Каййим сказал, что имена и качества Господа можно подразделить на несколько групп:
— относящиеся к Его сущности, такие как Сущий (Зат), Существующий (Мауджуд);
— относящиеся к Его качествам, такие как Всеведущий (аль-Алим), Всемогущий (аль-Кадир),
|
|
Всеслышащий (ас-Сами'), Всевидящий (аль-Басыр);
— относящиеся к Его деяниям, такие как Творец (аль-Халик), Наделяющий благами (ар-Раззак);
— отрицающие Его недостатки и подчеркивающие Его совершенство, такие как Святой (аль-
Куддус), Совершенный (ас-Салам);
— объединяющие несколько атрибутов и не ограничивающиеся одним, такие как аль-Маджид
(Славный), аль-Азим (Великий), ас-Самад (Вечный). Например, имя аль-Маджид (Славный)
Объединяет несколько качеств совершенства и подчеркивает обширность, величие и изобилие. Аллах
сказал: «...Владыка Трона, Славный...» [Зу-ль-Арш аль-Маджид] (Башни, 15). Он
— Владыка Трона обширного, величественного, славного;
— образующиеся в результате упоминания одного из качеств после другого, то есть благодаря
Добавлению второго к первому. Например, «Самодостаточный, Восхваляемый» (аль-Гани аль-Хамид).
Самодостаточность
— это качество совершенства, так же, как и хвала. Однако вместе они образуют третье
Совершенство. Это относится ко всем подобным именам Аллаха, упомянутым в Коране, таким как
Всепрощающий, Всемогущий (аль-Гафур аль-Кадир), Восхваляемый, Славный (аль-Хамид аль-
Маджид), Могущественный, Мудрый (аль-Азиз аль-Хаким).
Как на то указал Ибн Касир, у Аллаха есть и неизвестные нам имена. Он опирался на следующий
Хадис Ибн Масуда от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Если кого-либо
из вас охватит тревога или печаль, и он скажет: "О Аллах! Я — Твой раб, сын Твоего раба, сын
Твоей рабы. Мой хохол [душа. — Ред.] — в Твоих руках. На мне утверждено Твое постановление,
и справедливо ко мне Твое предопределение. О Аллах! Я прошу Тебя всеми именами, присущими