Сайфутдинов А.Ф.
Тема: ГЕНИЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ. Качества творческой личности
Глава 9
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ............................................................................................................................. 1
К ЧИТАТЕЛЮ.............................................................................................................................. 3
ГЛАВА 1 НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО!.................................................................................... 5
Эксперимент........................................................................................................................... 5
Алмазные этюды: На пороге пути......................................................................................... 5
Секрет творческой жизни....................................................................................................... 6
"Домашние" задачи.............................................................................................................. 10
Без права на ошибку............................................................................................................ 11
ГЛАВА 2 ПРИКЛЮЧЕНИЯ МЫСЛИ........................................................................................... 15
"Разведчики будущего"........................................................................................................ 15
За гранью возможного......................................................................................................... 15
Противник N 1....................................................................................................................... 19
Что такое красота?................................................................................................................ 21
Наука побеждать: принципы разрешения противоречий................................................... 22
1. Разделение противоречивых требований в пространстве......................................... 22
2. Разделение противоречивых требований во времени............................................... 24
3. Разрешение противоречий системными переходами................................................. 25
Алмазные этюды: поиски Цели........................................................................................... 26
ГЛАВА 3 СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ: КРЫЛЬЯ МЕЧТЫ.......................................................... 27
"Ивантозавр меченосный"................................................................................................... 28
Когда разговаривают пушки................................................................................................. 29
Меткий выстрел сэра Артура................................................................................................ 31
Зигзаги судьбы..................................................................................................................... 32
Царь Иван Пестрый.............................................................................................................. 33
Борьба за Мечту................................................................................................................... 34
Морская соль........................................................................................................................ 35
ГЛАВА 4 МАЯК-НЕВИДИМКА................................................................................................... 37
Вижу Цель!............................................................................................................................ 37
Выбор творческой Цели: первые шаги................................................................................ 39
1. Развитие поисковой активности и воображения........................................................ 39
Многообразие интересов.................................................................................................. 42
Сон наяву.............................................................................................................................. 42
3 Возникновение интереса к конкретной области науки или техники............................ 43
Наука побеждать: достижение ИКР....................................................................................... 45
Алмазные этюды: выбор Цели............................................................................................ 48
ГЛАВА 5 СТРЕЛЫ МЕЧТЫ...................................................................................................... 51
Выбор творческой Цели: от хобби к Цели.......................................................................... 51
4. Формирование главного вектора творческого поиска................................................ 51
Самообразование............................................................................................................. 52
Коллектив единомышленников....................................................................................... 54
Учитель............................................................................................................................. 55
5. Формирование творческой Цели................................................................................. 56
Наука побеждать: искусство использовать ресурсы.......................................................... 59
Алмазные этюды: затяжное приключение.......................................................................... 61
ГЛАВА 6 СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ: ПАМЯТЬ ЗЕМЛИ........................................................... 65
Bentosuchus sushkini............................................................................................................ 65
Жизнь в пути......................................................................................................................... 67
Палеонтология как точная наука.......................................................................................... 69
Черная Гоби.......................................................................................................................... 72
Будущее науки...................................................................................................................... 73
Братья по разуму.................................................................................................................. 74
ГЛАВА 7 НА ВОЛНАХ ТВОРЧЕСТВА....................................................................................... 75
Цели-фантомы...................................................................................................................... 75
История открытия атома...................................................................................................... 76
Ставка на... победу!.............................................................................................................. 77
Достижение недостижимого................................................................................................. 80
Метод последовательного приближения к Цели............................................................. 81
Переход в смежную область науки и техники................................................................. 81
Этапы творчества0 (этапы жизни идей)............................................................................... 82
Масса покоя равна нулю...................................................................................................... 84
Волны творчества................................................................................................................ 87
Несвободная свобода........................................................................................................... 88
Время, чтобы делать............................................................................................................ 89
Алмазные этюды: укрощение проволоки............................................................................ 91
ГЛАВА 8 СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ: ЧЕРЕЗ ПРОШЛОЕ К БУДУЩЕМУ..................................... 94
"Прелесть необычайного".................................................................................................... 94
Алмазные россыпи идей...................................................................................................... 95
Живая история...................................................................................................................... 97
В преддверии будущего........................................................................................................ 98
Завещание Эрф Рома........................................................................................................... 99
"Печаль моя светла..."........................................................................................................ 101
За порогом будущего.......................................................................................................... 102
ГЛАВА 9 СЛАГАЕМЫЕ ТАЛАНТА........................................................................................... 103
Поисковая активность........................................................................................................ 104
Стремление к осмысленному творчеству и верность....................................................... 105
выбранной творческой Цели............................................................................................. 105
Творческое мышление....................................................................................................... 106
Работоспособность............................................................................................................. 108
"Умение держать удар"....................................................................................................... 110
Высокая нравственность.................................................................................................... 112
Наука побеждать: задачи с двумя неизвестными............................................................. 113
Алмазные этюды: взгляд за горизонт............................................................................... 115
Стратегия открытия таланта............................................................................................... 117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................................... 120
Приложение 1 Система Целей творческой личности............................................................. 120
Приложение 2 Несколько упражнений по развитию творческого мышления...................... 124
Упражнение "Хорошо-плохо".............................................................................................. 124
Упражнение "Прогноз противоречий"................................................................................ 125
Упражнение "Робинзон"..................................................................................................... 126
Многоэкранная схема мышления....................................................................................... 126
Приемы фантазирования................................................................................................... 128
Эвроритм............................................................................................................................. 130
Приложение 3 Некоторые дополнительные рекомендации по развитию работоспособности 132
Рациональное планирование............................................................................................. 132
Организация личного информационного фонда............................................................... 133
Приложение 4 Литература по теории решения изобретательских задач.............................. 134
К ЧИТАТЕЛЮ
Талант, гений такими эпитетами награждают творцов наукии техники, добившихся выдающихся успехов в своей области. Акак они появляются? Ф.Гальтон в своей книге "Наследственный гений", изданнойв Нью-Йорке в 1869 году, доказывал: талант это уникальное явление, он передается только по наследству. Гипотеза и в наше время имеет огромное количество сторонников как среди самих творцов науки и техники, так и среди исследователейтворчества. Но... если она верна, то исследования природы таланта и многочисленные книги по творчеству теряют смысл:человеку талантливому они не нужны, а "потомственно бесталанным" ничем не помогут. Да и возникают новые вопросы. Почему в таком случае М.В.Ломоносов потомственный помор стал великим естествоиспытателем, а М.Фарадей сын кузнеца знаменитым физиком? Почему дети, ничем не выделявшиеся среди сверстников способностями и интеллектом, в дальнейшем становились выдающимися творческими личностями. Примером тому могут быть биографии Ч.Дарвина, П.Эрлиха, Г.Селье... Быть может, творческие способности присущи каждому нормальному человеку, и их можно открыть в себе и развить довысокой степени совершенства?! Анализ многих творческих биографий подтверждает это предположение. Перед вами книга об основных этапах становления творческой личности, о творческих качествах и путях их самовоспитания. Главные герои книги талантливые люди, а точнеетворческие личности, их открытия и изобретения. Цель книги изложение методики творческого самовоспитания, созданной на основе анализа многих творческих биографий. В книге обсуждаются пути и методы самовоспитания творческих качеств личности., проблемы правильного выбора первой и/или новой творческой Цели, приводятся конкретные рекомендации, упражнения и задачи. Читатель также может проверить свои силы в решении творческих задач науки и техники, используя приведенные в книгеэлементарные основы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), основы которой заложил Г.С.Альтшуллер. В книге рассказывается об одном эксперименте, связанном спрактической работой по развитию творческих качеств личностив детском изобретательском клубе "Эврика" (г.Новосибирск). Читать книгу можно по-разному. Первый путь ознакомлениес основными идеями книги, с биографической информацией, синтересными фактами из истории науки и техники. От тех, кто всерьез решит развивать свои творческие качества потребуетсяактивная работа с книгой: вдумчивая и самостоятельная работапо выполнению упражнений и рекомендаций, тщательный самоанализ действий и их результатов, активный поиск своей области творческих интересов с учетом предлагаемых рекомендаций. Такой режим работы потребует неоднократного обращения к книгев течение длительного времени и привлечения различной литературы, в частности, по ТРИЗ. Возможно, читатель, стоящий на пороге выбора жизненного пути, после прочтения этой книги поверит в свои скрытые возможности и решит связать свою судьбу с увлекательным миромтворчества. Что ж, он не пожалеет о своем выборе. Кроме авторских разработок, в книге использованы материалы исследований по творческим качествам личности автора ТРИЗ Г.С.Альтшуллера и инженера И.М.Верткина (Жизненная стратегия творческой личности. В сб.: Как стать еретиком. Петрозаводск: Карелия, 1991), материалы исследований по ТРИЗ Ю.П.Саламатова ("Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Книга для учителя" М.: Просвещение, 1990). Автор выражает глубокую признательность С.Д.Шемелину и В.Н.Полевой, с которыми он в течение многих лет сотрудничал в детском изобретательском клубе "Эврика", а также В.В.Митрофанову (решение исследовательских задач). Особую признательность автор выражает Ю.П.Саламатову. Без его ценных замечаний и советов при подготовке рукописи эта книга вряд ли была бы написана. Исследования по творческим качествам личности находятся вначальной стадии становления. Кроме описываемых в книге,возможны и другие пути решения обсуждаемой проблемы. Следовательно, излагаемый материал нужно воспринимать критически. Автор с благодарностью примет любые замечания, советы и предложения, касающиеся содержания книги, и надеется, что появятся желающие далее развивать и углублять это интересное направление исследований.
Светлой памяти И.А.Ефремова посвящается
ГЛАВА 1 НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО!
Эксперимент
Смотрите, она заваливается на бок!
Если она упадет вниз, мы лишимся установки!
Откройте окно и поправьте ее!
Мы не можем прерывать эксперимент.
Может быть повторить его в другой раз в более удобном месте?..
Другого раза не будет: холодов больше не ожидается. Придется ждать следующей зимы.
Рискнем продолжить!..
За окном на карнизе на высоте третьего этажа подобно знаменитой "падающей" Пизанской башне стояла десятикилограммовая установка. Часть ребят приникла к окну, некоторые нетерпеливо прохаживались, остальные молча сидели.
Зимой на карнизе намело снежный сугроб. Он-то и подвел нас. Следовало предварительно охладить внешний массивный корпус установки. А сейчас под ним медленно таял снег... Если наклон прекратится, то через час-полтора в камере будет достигнуто давление в тысячи атмосфер! Сейчас время для нас измерялось наклоном установки: упадет не упадет. Что перетянет наклон или холод?