Введение

Вопросы для самоконтроля 58

Литература....................................................................................................... 59


ПРЕДИСЛОВИЕ

Преподавание в высшей школе предполагает постоянное обновление содержания курсов с учётом результатов научных исследований и процессов, происходящих в современном обществе. Данное учебное пособие дополняет разделы «Теория познания и философия науки» и «Социальная философия» по дисциплине «Философия» (интегрированный модуль «философия») для студентов очной и заочной формы обучения всех факультетов и фиксирует регулятивно-эвристический потенциал метатеоретических принципов в проектировании общественных организаций, устанавлявая таким образом междисциплинарные связи между предметными полями дисциплин «философия» и «менеждмент».

ВВЕДЕНИЕ

Научное познание все чаще связывается с необходимостью разработки проектов, параметры которых не самоочевидны. Более того, в определённом смысле такого рода проекты и сопряжённые с ними проектные исследования становятся доминирующими объектами современной науки. Это, в свою очередь, предполагает проведение специальных методологических исследований, направленных на осмысление их принципов и приёмов. В частности, создание проектных систем и оперирование с ними в ходе практической реализации оказываются тесно связанными с анализом метатеоретического уровня науки и доминирующими формами рациональности.

Наука рассматривала себя в качестве объекта методологической рефлексии уже на первых этапах своего развития. Однако первоначально работа в этом направлении ограничивалась, как правило, изучением методов, форм познания, а также эмпирического и теоретического уровней исследования. Необходимость анализа метатеоретического уровня знания была зафиксирована только на современном этапе. Исследования в этом направлении проводились как в отечественной, так и в западной философии науки. В настоящее время изучение данного слоя знания, результаты которого адекватно представили бы его структурную организацию, динамику и функции в научном познании, продолжает оставаться одной из важнейших актуальных задач методологии науки.

Известно, что изменения, происходящие в метатеоретических основаниях научных исследований, вызываются как эволюцией системной организации объектов науки, так и социокультурной ситуацией. Со многими объектами современной науки недопустимо свободное экспериментирование ввиду небывалой масштабности и необратимости возможных трудно предсказуемых, но объективно обусловленных, последствий такого рода действий. Моральные нормы и требования экологической безопасности также становятся априорными установками научной деятельности. Соответственно необходима явная фиксация и экспликация ряда новых норм и требований в качестве обязательных методологических принципов.

Философские основания науки, которые представляют собой часть философского знания, оказывающую непосредственное воздействие на реальный процесс развития науки в определенный исторической период, также влияют на становление этих регулятивов и одновременно являются формой их рефлексивного осмысления. В настоящее время из этой сферы в практику научных исследований продолжают активно транслироваться как известные ранее принципы историчности, гуманизации, экологичности, синергетичности, так и возникшие сравнительно недавно и активно стимулируемые запросами проектных исследований принципы поливариантности, диалогичности, социальной ангажированности.

Изучение метатеоретического слоя научного знания характерно как для отечественной, так и для западной философии науки. Зафиксированы различные формы и уровни этого знания. Проделана существенная аналитическая работа по выявлению его структуры, критериев научности, механизмов когнитивной и социокультурной обусловленности и способов функционирования в научном познании. В результате этих исследований ранее расплывчатые представления о предпосылочном знании были конкретизированы в виде трёх главных компонентов оснований науки: нормы и идеалы исследования, научная картина мира и философские идеи и принципы, с помощью которых обосновываются картины мира и выявляются идеалы и нормы познания.

Долгое время проектирование было лишь частью инженерной деятельности, поэтому и рассматривалось только в качестве этапа этой деятельности.

В литературе по социальной проблематике слово «проект» в словосочетаниях «общественный проект», «проект общественного устройства» встречалось достаточно давно, но использовалось по аналогии с терминами «технический проект», «архитектурно-строительный проект» и не получило широкого распостранения. Социальные проекты могли претендовать на статус «научности» только в том случае, если строились по образцу технических проектов. Поэтому социальное проектирование активно использовало стандарты построения, приемы, методы, процедуры, наработанные в техническом проектировании.

Принципиальное сведение социального проектирования к техническому длительное время было характерно и для западной философии науки. Предпринимались попытки зафиксировать во всех видах проектирования единую основу. Рост влияния социальных наук стимулировал дальнейшее развитие социального проектирования, но развивалось оно в направлении детальной проработки проектировочного аппарата конкретных достаточно локальных систем.

Тем не менее, несмотря на определенные положительные результаты в социальном проектировании, на современном этапе мы можем зафиксировать отказ от исследований в этой области. Произошло это, как нам видится, по следующим причинам: во-первых, так и не удалось создать инструментарий социального проектирования, качественно отличный от того, что был разработан в техническом проектировании. Это привело к тому, что социальное проектирование так и осталось дополнением, поддержкой по отношению к основному техническому проектированию. И, во-вторых, в современной ситуации проектирование социального объекта невозможно без учета характера и условий среды, в которую он погружен, а среда эта характеризуется не в меньшей степени естественнонаучными и техническими параметрами, чем социальными свойствами. И в этой связи, социальное проектирование сталкивается с проблемой недостаточной квалификации в прогнозировании, объяснении и интерпретации влияний внешней среды.

Новым этапом проектирования становится социотехническое проектирование, объект которого предстает как сложноструктурированный, включающий в себя и социальные, и технические характеристики, включенный в среду, в которой он должен будет функционировать. Выдвижение социотехнического проектирования в качестве основной формы осуществления проектной деятельности способствовало наблюдающейся ныне тенденции повышения его роли в науке.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: