Праксис— спос-ть вып последоват комплексы движ и совершать целенапр действ по выработанному плану. При осущ сл двиг актов работа скел муск д происх в прав послед-ти при одноврем соглас сокращ многих мыш групп. возник в пр-се проф обучения.
Слож действ форм на основе кинестезии — непрерывно поступ инф-ии от проприорец при вып-ии любых движ. Знач роль принадл и зрит ан-ру. В обуч и вып слож двиг актов чел важн знач имеет речь(уст,пис)] р-ва праксиса, связ с пат кинестетич ан-ра,зав и от пор реч ф-ий. С др стор, для осущ реч ф-ий необх праксис реч органов.
Апраксия хар утратой навыков, выраб в пр-се индивид опыта сл целенапр действий (быт, производств и др.) без выраж признаков центр пареза или нар коорд движ.
Виды апраксии:
1)Идеаторная апраксия обусл утратой плана или замысла сложн действий, при этом наруш послед-ть отдельн движ (н-р,по просьбе показ,как закур папиросу, б-ой чиркает ей по коробку,потом достает спичку и протяг ее ко рту). Б-ые не м вып ряд словесных заданий,ос-но символич жестов (грозить пальцем и др.), но способны повтор, подражать действиям исследующ. Возник при пораж надкраевой изв тем доли домин полуш(у правш—лев) и всегда двустор. 2)конструктивная апраксия страдает правильное направление действий; б-ым трудно конструировать целое из частей, н-р сложить из спичек заданную геом фиг(ромб, квадрат). Очаги пор в угл изв тем доли дом полушария. Апраксич расстройства также двусторонние.
|
|
3)Моторная апраксия, или апраксия выполнения Дежерина, отлич наруш не только спонтанных действий и действ по заданию, но и по подражанию. Она часто одностр (н-р, при пораж мозол тела она м возн только в лев верх кон).
1 - прецентр изв пр полуш(зона верх кон); 2 — пат очаг, разруш мозолистое тело; 3 — кора лев тем доли; 4 — корково-спинномозг путь; 5 — перифе мотонейр шейн утолщения.
4)кинестетическая апраксия пор тем доли близ пост-центр изв выз апр в связи с нар кинестезии. Произвольное движ б-ой м производить только при постоянном зрит контроле.
5)пространственная апраксия При очаг на стыке тем, вис и зат долей(зона статокинестетического ан-ра) возник наруш пространств соотнош при вып слож двиг актов. Б-ой не м придать выпрямленной кисти гориз, фронт или сагит пол-е, нарис изображ, ориентир в пр-ве, попасть в нужную точку. При письме делает простр ошибки,тк не м прав соотнести части сложно постр букв и проявляя признаки зеркального письма.
6)оральная апраксия При пор ниж уч-ов постцентр изв дом полуш(у правши — лев) развив, обычно сочетаясь с мот аф-ой афазией. Б-ой не м найти позиций реч ап-та, нужных для произнес соответств звуков, смешиваются близкие по артикуляц звуки, наруш письмо.
|
|
7) При пор лоб доли (зона эфф-ых систем) происх распад навыков сл движ и программы действий с нар спонт-ти и целенаправл-ти (лоб апраксия). Б-ой склонен к эхопраксии (повторяет движ исследующ) или инертным стереотипным движ, кот он не исправл и не замечает. Затрудн в вып-ии нетипичных запрограммир действий: н-р,в ответ на один стук поднять пр, а в ответ на 2 стука поднять лев верх кон
Исслед гнозиса и праксиса произв с пом-ю спец заданий. Предлаг предм, окружающ б-го, и проверяется их узнавание по чувственным восприятиям (зрит, слух, осязат, вкус, обон).
*Проверка гнозии собств тела (выявл астереогноза, аутотопагнозии, пальцевой агнозии, псевдомелии и тд).
*Спос-ть производить прост действия: закр глаза, высунуть язык, придать языку пол-ие «трубочкой»,растопы рить пальцы, образовать пальцами руки фигуру кольца.
*Действия с реальн предметами: зажечь спичку, посолить хлеб, налить воды в стакан, причесаться расческой.
*Действия с воображаемыми предм: показать, как ловят мух, забивают гвоздь, пьют из стакана, едят суп и т. п.
*Жесты: как грозят пальцем,, посылают воздушный поцелуй и др. Подражание действиям врача.
*Транзитивные действия: показать указат пальцем той или другой руки правый или левый глаз и т. п.
*Исследе спос-ти произв прост арифм действ в уме и пис.
*Вып-е заданий по конструиров фигур (складывание спичек, кубиков).