(план анализа)
№ | Компонент информационно-образовательной среды | Примеры ресурсов | Роль в образовательном процессе |
1. | Технологические средства информационных и коммуникационных технологий (компьютеры и др.) школы | ||
2. | Система электронных ресурсов, обеспечивающих управление образовательным процессом | ||
3. | Электронные образовательные ресурсы школы | ||
5. | Система педагогических технологий, обеспечивающих обучение в ИОС школы | ||
6. | Выводы | ||
7. | Рекомендации по развитию ИОС школы |
Справочный материал:
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
мониторинг здоровья обучающихся;
современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения.
Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации (Федеральный государственный стандарт ООО, 2010).
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Уровнево-критериальная характеристика сформированных компетенций (по результатам педагогической практики)
Для оценивания результатов процесса целенаправленной профессиональной подготовки будущего бакалавра в период педагогической практики используются следующие уровнево-критериальные характеристики оценивания компетенций студентов-бакалавров:
1) проективные – способность самостоятельно определять цели и задачи педагогического процесса, проектировать результат педагогической деятельности, определять способы его достижения, привлекать учащихся к целеполаганию, творчески и самостоятельно планировать педагогическую работу, осуществлять выбор оптимальных форм и методов обучения и воспитания, адекватно использовать ТСО, ИКТ и инновационные технологии и т.д.;
2) коммуникативные – способность взаимодействовать с основными субъектами учебно-воспитательного процесса: устанавливать контакт с учащимися, родителями, учителями-предметниками, практическим психологом, социальным педагогом, педагогами системы дополнительного образования, формировать у учащихся чувство сопереживания и сопричастности в совместной деятельности и т.д.;
3) организаторские – способность создавать для учащихся ситуацию успеха, оказывать им необходимую психолого-педагогическую поддержку, организовывать свою деятельность и деятельность учащихся в соответствии с НОТ;
4) информационные – способность отбирать необходимую информацию, логично, доступно, образно и проблемно излагать материал, побуждая слушающих к дискуссии, корректировать изложение материала в зависимости от реальной ситуации, вызывать интерес слушателей;
5) аналитико-диагностические – способность осуществлять аналитико- диагностическую деятельность и определять на ее основе эффективность собственной профессиональной деятельности и учебно- воспитательной работы в целом, анализировать недостатки, обучать учащихся анализу и самоанализу деятельности и поведения;
6) саморегуляционные – способность проявлять выдержку, толерантность, уверенность в своих действиях в затруднительных и конфликтных ситуациях, перестраивать свою деятельность в случае непредвиденных обстоятельств, стимулировать самоорганизацию деятельности учащихся.
Уровни развития педагогических компетенций можно определить следующим образом:
1) нулевой: студент не владеет педагогическими компетенциями, пытается интуитивно осуществить профессиональные действия, но безуспешно;
2) репродуктивный: студент сознательно стремится применять знания на практике, допускает ошибки и недочеты, свидетельствующие об отсутствии системности и гибкости мышления, действует на основе примеров и образцов;
3) продуктивный: студент проявляет самостоятельность в выборе и осуществлении профессиональных действий на основе теоретических знаний и практических образцов, в целом успешно справляется с основными профессиональными действиями;
4) творческий: студент стремится осуществлять профессиональную деятельность на основе собственных моделей, может научно обосновать свои действия, демонстрирует свободное владение педагогическими компетенциями.