Нынешним немецким поэтам не следует опускать глаза перед выдающимися личностями прошлого.
«Искусство ничего не создает во время войн и революций», — утверждал Бальзак.
Воюющая же Германия опровергает это заявление: ее поэты «поют» и во время войны. Современная немецкая поэзия может с гордостью занять свое место в ряду других — касается ли это вопросов отыскания собственной сущности, придания ей соответствующей формы, способности самовыражения и передачи ценностей, духа и склонностей народа — с учетом трудностей в гармонизации его опыта без каких бы то ни было параллелей, а также реалистического показа чрезвычайной обстановки и неординарных событий, умения превращать пронзительные крики боли в выражение радости и способности поднять народный дух. Она стремится прежде всего понять душу своего народа, чувствовать то, что чувствуют все, и выражать это своими средствами.
Она должна помочь народу направить всю свою созидательную энергию на раскрытие, укрепление и сохранение немецкого образа жизни. Но как это поможет немецкой поэзии завоевать мир, не потеряв при этом душу?
|
|
Немецкий поэт, как правило, лучше своей репутации. Не будем называть имен. Тот, кто сегодня вынужден молчать, завтра может обрести голос. Хеббель*, мыслитель среди поэтов, говорил:
Вы сеете в поле зерно,
Как вдруг заснежит
И ничего не видно.
Надейтесь на солнце:
Оно вновь засияет!
* Хеббель Фридрих (1813 — 1863) — немецкий поэт-романтик и драматург. (Примеч. авт.)
Подобно Шиллеру в его время, нынешняя немецкая поэзия внушает людям и миру надежду, считаясь с их оценками. Она их уважает, но не боится.
Немцам обычно ставят в упрек их самобытность, однако они прекрасно осознают существование других народов и пытаются понять их сущность.
Шекспир принадлежит нам в той же степени, что и англичанам. Мы его хорошо знаем, а спектакли его ставим даже лучше, чем они. И мы считаем, что в нынешнем 1940 году мы, немцы, ближе к духу стиля и языка Елизаветы и английского гения Шекспира, чем современные англичане, за троном которых находится и управляет чуть ли не всем миром Шейлок, образ которого столь впечатляюще вывел Шекспир.
Гёте, будучи человеком весьма сложным и самонадеянным, смог впитать в себя многие чужестранные идеи и положения и разработать концепцию мировой литературы, согласно которой большая мировая литература происходит из различных корней, но ветви ее развиваются в возвышенной атмосфере, принадлежащей всем и простирающейся вплоть до далеких звезд космоса.
Благодаря этому поэт завоевал широкую известность. А так как прозвучало магическое слово «известность», самое время посмотреть не только на ее отдельные аспекты, но и сквозь них.
|
|
Человека, слава которого распространяется среди иностранцев и которого противопоставляют собственному народу и отечеству, да и сам он их отрицает, не признавая особого духа, можно считать жалким призраком и даже Геростратом, не выполняющим никакой миссии.
Слава поэта должна отражать народ, страну и рейх, а не только его лично. В противном случае он должен отделаться от нее, как сбрасывают загрязненную рубашку. Немец в наш воинственный век заслуживает славы и почести, если выступает в качестве обвинителя мира и бичует его за нарушение чужих прав и насилие, за несправедливость и преступное поведение, если бросает луч света, ярко освещая все вокруг, и благодаря силе своих аргументов и голосу правды вынуждает противника против своей воли признать его правоту...
Чемберлен* на смертном одре разделял такую точку зрения, считая, что в мире произошло обновление и замена существовавших порядков новыми гораздо хуже старых. Он написал поэму, отображающую нового человека в новом государстве. И этим человеком был Адольф Гитлер. Этот благородный герой, разъезжая по своей стране, задавался вопросом: «Скоро ли появятся книги, повествующие о жизни?» И получил ответ, что такие книги есть и будут, но что жизнь в них вдыхает человек. Это, по сути дела, была модель будущей Германии. Как дух опережает действие, так и утренний ветерок предвещает восход солнца.
* Чемберлен Хьюстон Стюарт (1855 — 1927) — английский поэт, признавший в Гитлере еще в 1923 г. будущего лидера немецкого народа. Его книга «Основы XIX века» была взята на вооружение германскими националистами, а затем и национал-социалистами. (Примеч. авт.)
Еще не приступив к действиям, великий немецкий государственный деятель, своего рода поэт и мыслитель, попытался прояснить для самого себя, как должны обстоять дела в этом мире. В связи с этим следует упомянуть Ницше, сказавшего:
«Я люблю того человека, который с силой бросает слова о своих делах с тем, чтобы они достигли цели».
И пока в Германии жив дух Гитлера, не следует опасаться трагических событий и ультимативных действий, зная, что его акции будут носить доверительный, надежный характер и двигать жизнь вперед. Не только отдельные индивидуумы, но и простой народ не должны погибнуть...
В Германии все возможно, но только не крах самого ее существования. Чтобы предотвратить такую трагедию, самое страшное из всех бедствий, необходимо исходить из принципа бытия и признания силы поэзии. Поэзия и сама жизнь должны быть единым целым! А европейская миссия немецкой поэзии является миссией германского рейха. Империя поэзии заключена в германском мире, и ее святыня находится в Веймаре.
Новый человек вышел из глубины народа. Он выдвинул новые тезисы и новые заповеди, создав тем самым новый народ, подняв его из тех же глубин, из которых поднимаются великие стихи, — от матерей, от крови, от земли.
Учитывая глубокое понимание сути вопроса, европейская миссия немецкой поэзии — то же самое, что и европейская миссия немецкого народа и его фюрера. Не суть важно, приятны ли для других или нет наш новый тип и форма, созданные в духе Фауста энергией народа. Поначалу, как мы убедились, новые дух и облик нашего народа и государства не были поняты остальным миром, оказавшись все же ошеломляющими и превосходящими их во всех отношениях в решающий момент войны. Точно так же мы полагаем и чувствуем, что физические и духовные составляющие нашей поэзии покажутся другим неожиданными и невероятными, хотя и будут нести в себе правду. Ведь поэтические произведения черпают свою сущность из тех же источников — государственных и военных ценностей. В «Истине и Поэзии» Гёте сказал, что жизнеутверждающее начало в немецкую поэзию привнесено Фридрихом Великим.
|
|
Однако еще больший вклад и большую силу в наш народ и соответственно в немецкую поэзию внес
Адольф Гитлер в присущей ему манере — своим трудом и деяниями.
Если Фридрих Великий, монарх далекого прошлого, друг рационалиста Вольтера, смог оплодотворить своими свершениями нашу поэзию, то Адольф Гитлер, сын народа, вышедший из самой его глубины, закаленный нуждой и лишениями, хорошо знающий все человеческое, солдат-доброволец Первой мировой войны, смотревший в лицо смерти, способный пойти на риск, но и осмотрительный, избранник скандинавской богини судьбы Норны, обладающий силой воли, энергией и знанием людей, видящий перспективу, хороший оратор и человек действий, может дать ей еще больше. Каждый может почувствовать, какое громадное чувство удовлетворения и расово обоснованную форму сути он внес в народ, и прежде всего в интеллектуалов. Либо они принадлежат народу, либо не представляют собою ничего!
Коли судьба соблаговолила дать нам великого фюрера, то не оставит нас и без великого поэта!
Из глубины нашего сердца мы благодарим фюрера, не теряя надежды увидеть в нем будущего великого поэта.
Судьба будет на стороне Гитлера, как Гёте стоял на стороне Фридриха Великого. Мы очень хорошо знаем, что гении не появляются, когда они нужны: духовному началу не прикажешь. Но так же как крупные поэты появились в елизаветинскую эпоху, вызванные победой англичан над испанской армадой, так и наша победа даст рост новой поэзии. Великие поэты сформируются, подобно кристаллам, в результате состязательности всех слоев народа, широкой образованности, стремления к идеалам и духовности.
Наш будущий поэт будет обладать тем же, чем и великий Веймирец в свою эпоху, а еще у него будет народная сущность. Вместо социальных слоев общества, состоящих из многих «я», народ предстанет как единое целое и родная для него стихия.
А что же нам делать в это время? Мы все служим лучшему из лучших. Он должен олицетворять всю сумму достоинств великих людей (не будем называть их поименно). Он должен быть своеобразным королем
|
|
духа, собирателем ценностей, но готовым отдавать. Безмятежный Зигфрид, побеждающий драконов, бросающий камни в грабителей и поющий песни, соревнуясь с лесными птицами, вечно молодой, как герой Гёте.
Поэт, стремящийся к совершенству, должен работать над собой, как в свое время Гёте, оттачивая свое мастерство и поднимаясь на новые высоты. Тогда лучшие представители народа признают его величие и поставят в один ряд с создателем Фауста.
Тогда европейская миссия немецкой поэзии может быть осуществлена в новом времени и пространстве! Так что же нам делать в ожидании этого?
«Мы будем приветствовать фюрера(» — таково общее мнение народа, желающего отблагодарить его за свое спасение и выразить ему свою любовь.
Следуя нашему обычаю, поприветствуем и поэта, пока еще неизвестного, но который обязательно появится под воздействием свершений Адольфа Гитлера, как это в свое время произошло с Гёте под влиянием личности Фридриха Великого. Он не станет Гамлетом, убегающим сам от себя, так как будет жить и творить в прекрасные времена.
И он будет полезен своему времени. Он не будет, подобно Вертеру, страдать от бедствий окружающего его мира, не окажется не соответствующим взглядам и требованиям своих соотечественников, как Гиперион, и не будет чувствовать себя на суде, подобно Вилтфеберу. Ибо благодаря деяниям фюрера отечество преобразится настолько, что ни сами правители, ни поэт не станут трагическими фигурами. Их бытие будет свободным и радостным, являя остальному миру прекрасный жизненный пример!
Пока же такой поэт не появился, будем воздавать должное великому мастеру из Веймара.
(Из выступления Бурте в 1940 году на совещании поэтов великогерманской империи.)