Логики-сенсорики

О.Б.Слинько

Ключ к сердцу - соционика

Предисловие

В этой книге речь пойдет о соционике - новой науке о человеке. Истоки ее простираются далеко в прошлое. Многие положения соционики в той или иной мере предвосхищены в работах З. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Кречмера, А.Кемпинского и других исследователей. Однако возникновением соционики в том виде, который позволяет сочетать ее новой полноправной отраслью знаний, мы обязаны Аушре Аугустинавичюте. Именно она придала теории новое качество, равносильное замечательному научному открытию.

Основные результаты А. Аугустинавичюте содержатся в ее работах "Теория интертипных отношений" /1980, вторая редакция - 1982/, "Социон. Введение в науку о типах информационного метаболизма и о соционной структуре общества" /1982/, "Дуальная природа человека" /1983, в наиболее раннем варианте - 1978/. С этими работами можно ознакомиться в отделе рукописей библиотеки АН Литвы.

Концепцию А. Аугустинавичюте прекрасно дополняют размышления Н.Н.Медведева, изложенные в его также рукописных "Психологических очерках"/1987/.

Идеи, развитые в перечисленных работах, составляют фундамент соционических знаний. Данная книга в значительной степени основывается на этих работах. В то же время во многих случаях автор предлагает собственную интерпретацию основных вопросов соционики.

Объем книги не позволил рассмотреть ряд интересных результатов, каковыми являются кольца социального прогресса/А. Аугустинавичюте/, группа биполярных признаков в типологии личности, морфология малых групп /Г.Рейнин/ и т.д.

Автор выражает надежду, что эти и другие пробелы будут восполнены последующими публикациями по соционике.

Логики-сенсорики

Читатель не раз, наверное, замечал, что люди бывают очень похожи. И дело не столько во внешнем сходстве, сколько в сходстве характеров и... ещё чего-то неуловимого, но очень важного. Именно эта таинственная субстанция создаёт законченное впечатление, что перед вами человек, которого вы уже давно знаете, только в другом обличьи.

Соционика объединяет все похожие личности в группу, которая носит название "тип личности". И таких групп, оказывается, существует ровно шестнадцать. Любой человек может быть отнесён к одному из шестнадцати типов. Говорят, что соционика - это, прежде всего, типология личности.

В этой главе мы опишем несколько шкал оценки личности. Каждого конкретного человека можно отнести к тому или иному полюсу шкалы.

Так, например, люди различаются по направленности мышления. Одни хорошо разбираются во всём, что связано с человеком и отношениями между людьми. Назовём их этиками. Другие более свободно ориентируются в устройстве материального мира. Это - логики. Таким образом, наша первая шкала: этика-логика.

Человек может быть либо этиком, либо логиком, промежуточного состояния не существует.

Рассмотрим данный признак более детально.

Этик хорошо чувствует и понимает состояние другого человека: его настроение (приподнятое, угнетённое), чувства (любовь, гнев, антипатия), знает, что означают эмоции партнёра, творчески владеет своими собственными эмоциями. Этик видит, как относятся к нему и как складываются отношения между другими людьми. Всем этим вопросам придаёт первостепенное значение и не теряет к ним интереса, постоянно стремится к людям и не устаёт от общения с ними. Этик решает сложные проблемы человеческих взаимоотношений творчески и независимо, полагаясь в основном на собственное мнение.

Логик подобную независимость проявляет в других вопросах. Он - творческая личность во всём, что касается дела, деловой целесообразности, техники и технологии, построения систем, классификаций и иерархий. Логика интересует механизм явлений, порядок, который существует в природе и в обществе. В то же время логик старается избегать сложных в этическом плане ситуаций, так как считает, что человеческие страсти не несут конструктивного начала и являются помехой делу.

Надо сказать и о том, что этик обычно проявляет большой интерес к логическим вопросам. Он не творец в этой области, но стремится ее изучить и понять. Более того, свои логические знания он демонстрирует перед окружающими в первую очередь.

Логик, наоборот, при контакте с людьми изображает этическую роль. Он изучает нормы и правила межчеловеческих отношений осторожно исследует эту область, всё более расширяя круг своих познаний. Однако, если этическая ситуация не укладывается в рамки освоенных норм, логик теряется и не знает, как себя вести.

Следующая шкала: интуиция-сенсорика. Сразу оговоримся, что интуиция в соционике понимается не в общепринятом смысле.

Интуитив - человек, который видит то, что скрыто от глаз. Он осмысливает глубинные возможности и способности человека, внутреннее содержание предметов и явлений, чувствует их развитие во времени, обладает предчувствием и умеет заглянуть в будущее. Интуитив может отвлечься от конкретной, окружающей его в данный момент обстановки и унестись в мечтах в абстрактные теории и необычные идеи, в прошлое или в будущее, в любое место, где он был недавно или рассчитывает когда-либо побывать.

Интуитив и на реальную обстановку смотрит сквозь призму отвлечённых идей, испытывая неудобства в обыденных ситуациях из-за своей рассеянности, но словно по наитию выбирая единственно верный путь в трудных ситуациях. Помните Шурика ("Операция "Ы"), который переступал раскрытые люки, не глядя под ноги?

Сенсорик, наоборот, целиком погружён в данную конкретную обстановку, чрезвычайно ярко воспринимает каждую её деталь, впитывает в себя всё разнообразие и богатство форм, красок, светотени, звуков, запахов, вкусовых и тактильных ощущений. Сенсорик прекрасно ощущает пространство и себя в этом пространстве, двигается уверенно, умеет удобно расположиться, понимает, что такое комфорт и умеет его создать, всегда отдаёт себе отчёт в собственном самочувствии и вообще уверен во всех физических аспектах своего существования.

Третья шкала: интроверсия-экстраверсия. Люди делятся на интровертов и экстравертов. Опять-таки, в соционике эти понятия имеют несколько иной, чем в традиционной психологии, смысл, так что для обозначения данной шкалы иногда даже применяется другое название: интротимность-экстратимность.

Интроверт ориентирован более внутрь себя, нежели на внешнее окружение. Он хорошо понимает движения собственной души, он разбирается в сложном устройстве своего богатого, развитого внутреннего мира и опасается неожиданностей со стороны мира внешнего. Интроверт трудно заводит новые знакомства, он не сразу приживается в новом коллективе.

Экстраверт, наоборот, легко вступает в контакт с незнакомыми людьми, он как бы постоянно переносит себя во внешнюю обстановку, существует во внешнем мире, при этом редко задумываясь о противоречиях собственной души. Экстраверт часто бывает неожиданным сам для себя, однако хорошо разбирается, что и как должно происходить вокруг него.

Интроверт воспринимает установленные во внешнем мире связи и соотношения, он видит ситуацию каждого человека (или объекта) и свою ситуацию среди других людей. Интроверт уверен, что ситуация определяет внутренние качества человека. Например, интроверт скажет вам, что, только обучаясь в сильном вузе, можно стать хорошим специалистом.

Для экстраверта, наоборот, данностью являются внутренние качества людей и объектов. На ситуацию он может активно воздействовать, изменяя её. Экстраверт уверен, что место человека, его ситуация определяются степенью развитости, подготовленности этого человека.

Наконец, последняя шкала, с которой в этой главе познакомится читатель, называется так: рациональность-иррациональность.

Рациональные люди обычно заранее продумывают линию поведения, настраиваются на выполнение каких-то действий и стараются проделать всё, как задумали. В случае, если ситуация неожиданно меняется, рациональному трудно быстро перестроиться, он действует "по инерции" и из-за этого может в чём-то проиграть.

Иррациональный, наоборот, очень легко подстраивается под ситуацию, гибко меняет своё поведение, действует импульсивно, часто непоследовательно. Это о таких людях говорят: у них "семь пятниц на неделе"...

По А. Аугустинавичюте, рациональный рассматривает, прежде всего, функцию, предназначения какого-либо объекта и, исходя из этого, "додумывает", каким должен быть сам объект.

Иррациональный, наоборот, воспринимает в первую очередь свойства объекта, его форму и устройство, и затем решает, как этот объект можно использовать. Например, иррациональный может сказать: "Как не любить этого человека, он так умён..." В данном случае качества человека определяют отношения к нему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: