В предлагаемой методике «Кораблекрушение» (Кьелл Рудестам, 1994) нужно оценить преимущества индивидуального или группового мышления при решении одной и той же задачи и проанализировать собственное поведение, например степень активности при отстаивании своей точки зрения, эмоциональные реакции, скорость решения.
Материал методики «Кораблекрушение»
Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. Ваша яхта медленно тонет, а местонахождение ее неясно из-за поломки основных навигационных приборов. Вам надо как можно скорее перебраться на спасательный надувной плот и захватить с собой необходимые для дальнейшего плавания предметы с яхты. Ниже дан список из 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. Имущество пассажиров и команды составляют мелочи, оставшиеся в карманах: несколько коробков спичек, пачка сигарет, несколько рублей.
Ваша задача - проклассифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру «1» у самого важного предмета, цифру «2» - у второго по значению и т. д.
Проведите эту операцию дважды: индивидуально и в групповом варианте (желательно размер группы ограничить 4-5 участниками).
Список предметов | Индив. решение | Групп. решение | |
Секстан. | |||
Зеркало для бритья. | |||
Пятилитровая канистра с водой. | |||
Противомоскитная сетка. | |||
Одна коробка с армейским рационом. | |||
Карты Тихого океана. | |||
Надувная подушка (плавательное средство). | |||
Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси | |||
Маленький транзисторный радиоприемник | |||
Репеллент, отпугивающий акул | |||
Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика | |||
Одна бутылка рома крепостью 80 градусов | |||
Пятнадцать метров нейлонового каната | |||
Две коробки шоколада | |||
Рыболовная снасть |
В результате каждый испытуемый составляет два списка нужных предметов: индивидуальный и групповой. При сравнении этих списков с правильными контрольными ответами каждый испытуемый определяет степень своих ошибочных действий. Для этого подсчитывается разница между номером предмета в индивидуальном или групповом списке и номером контрольного списка. Чем больше разница, тем больше цена ошибки. Например, если испытуемый ставит для карт Тихого океана цифру «5», считая их достаточно необходимыми, а в контрольном списке они стоят на цифре «13», цена ошибки составляет 13-5=8 баллов. Подсчитывается также общая сумма баллов по обоим спискам. Если сумма оказывается больше 60 баллов, испытуемым угрожает неудачное плавание.
Как уже указывалось, каждый испытуемый оценивает преимущество индивидуального или группового мышления, а также - с помощью метода самонаблюдения - свое поведение при проведении дискуссии.
Ответы к методике «Кораблекрушение»
1. Зеркало для бритья, так как оно необходимо для сигнализации днем (солнечные зайчики).
2. Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси, которую можно зажечь и привлечь внимание в ночное время суток.
3. Пятилитровая канистра с водой - необходима для утоления жажды.
4. Коробка с армейским рационом.
5. Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика: используется для сбора дождевой воды и обеспечивает защиту от стихии.
6. Две коробки шоколада.
7. Рыболовная снасть - на всякий случай, вероятность улова съедобной рыбы не стопроцентна.
8. Пятнадцать метров нейлонового каната - используется для связывания снаряжения.
9. Плавательная подушка в роли спасательного круга.
10. Репеллент для отпугивания акул.
11. Бутылка рома для использования в качестве антисептика.
12. Маленький транзисторный радиоприемник для прослушивания передач и музыки.
13. Карты Тихого океана - без соответствующих навигационных приборов в них не разобраться.
14. Противомоскитная сетка - в Тихом океане нет москитов.
15. Секстан - без таблиц и хронометра он бесполезен.
Цель работы: Исследование общих способностей и уровня креативности.