Всевышний Аллах сказал, разъясняя эти виды: «Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством Откровения или через завесу. Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством Откровения то, что Он желает. Воистину, Он — Возвышенный, Мудрый».
Сура 42 «Совет», аят 51
Существуют следующие виды передачи Откровения.
1. Помещение Откровения в сознание пророка так, что у того неостаётся никаких сомнений в том, что внушённое его сердцу является Откровением от Всевышнего Аллаха.
Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Святой Дух вдохнул в сердце моё, что никто не умрёт до тех пор, пока не использует полностью удел свой, и пока не дойдёт он до предела своего. Так бойтесь же Аллаха и будьте умеренными в требованиях» [Ибн Хиббан; Ибн Касир. Тафсир]. А Ибн аль-Джаузи считал, что в Словах Всевышнего «иначе, как посредством Откровения» подразумевается внушение во сне.
Итак, Ибн аль-Джаузи высказал такое мнение. Внушение во сне, конечно же, входит в Откровение, и сны пророков — истина. Именно поэтому Ибрахим (мир ему) приготовился принести в жертву своего сына, как только увидел во сне, что делает это, — ведь он не сомневался в том, что увиденный им сон — это веление Всевышнего Аллаха.
Вот что сказал Всевышний об Ибрахиме и Исма'иле: «Когда он достиг того возраста, чтобы трудиться вместе с ним, он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что я зарезаю тебя. Посмотри, что ты думаешь?» Он сказал: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдёшь меня одним из терпеливых». Когда они оба покорились и он уложил его на бок, Мы воззвали к нему: «О Ибрахим! Ты оправдал сновидение». Воистину, так Мы воздаём творящим добро». Сура 37 «Выстроившиеся в ряды», аяты 102-105.
А 'Аиша сказала: «Откровение начало приходить к Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) в виде благих сновидений, и каждый его сон был подобен утренней заре» [Бухари; Муслим].
2. Обращение Всевышнего к посланнику через завесу. Например, Всевышний Аллах беседовал с Мусой. Он Сам не раз упоминает об этом в Своей Книге: «Когда же Муса пришёл в назначенный Нами срок к назначенному месту, Господь его заговорил с ним» (сура 7 «Ограды», аят 143).
Всевышний Аллах также сказал: «Когда он подошёл к нему, раздался глас: «О Муса! Воистину, Я — твой Господь. Сними же свою обувь. Ты находишься в священной долине Тува (Библейская Това). Я избрал тебя, и посему прислушайся к тому, что внушается тебе в Откровении. Воистину, Я — Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай молитву, чтобы помнить обо Мне». Сура 20 «Та, ха», аяты 11-14.
Кроме того, Всевышний говорил с Адамом (мир ему): «Он сказал: "О Адам! Поведай им об их именах"» (сура 2 «Корова», аят 33).
Всевышний также говорил со Своим рабом и посланником Мухаммадом (Да благословит его Аллах и приветствует) во время его вознесения на небеса.
3. Передача Откровения посланнику через ангела. Это именно тот вид передачи, о котором Всевышний сказал: «Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством Откровения то, что Он желает». Сура 42 «Совет», аят 51.
Этот посланец — Джибриль, но иногда это может быть и кто-то иной.