Последователи аль-Му'изза Ма'да ибн Тамима (или аль-Му'изза ли-дини-Лляхи аль-Фатыми) считают его и его потомков непогрешимыми.
Это утверждение, конечно же, ложное. Оно призвано ввести людей в заблуждение и заставить их поверить в то, что он — пророк, а его слова — религия, которую они обязаны исповедовать. На самом деле этот аль-Му'изз и те, кто называл себя Фатымидами, вовсе не являются потомками Фатымы. Они — потомки 'Убайдаллаха аль-Каддаха. Они приписывали подобную непогрешимость и своим имамам, и некоторым другим людям. Абу Хамид аль-Газали сказал о них в книге, которую он написал специально для того, чтобы опровергнуть их убеждения и доказать ложность и несостоятельность их мазхаба: «Внешне их мазхаб — рафидизм, а суть его — чистейшей воды неверие (куфр)». [Маджму' аль-фатава, т. 4, с. 320].
Непогрешимость имамов.
Шииты считают, что их двенадцать имамов непогрешимы подобно пророкам. Вот как разъясняет догмат о непогрешимости имамов один современный высокопоставленный шиит: «Имамы не могут допустить оплошность или сделать что-то не так по забывчивости или рассеянности. Мы убеждены также, что они знают всё о том, в чём польза и благо для мусульман» [Хомейни. Аль-Хукумат аль-ислямиййа, с. 91].
|
|
А Ибрахим аль-Мусави аз-Зинджани приводит слова ас-Садука: «Наше убеждение в отношении пророков, посланников, имамов и ангелов — что они непогрешимы и очищены от всякой скверны и что они не совершают ни великих, ни малых грехов. Они не ослушиваются Аллаха в том, что Он велит им, и делают всё, что им велено». ['Акаид аль-имамиййа аль-иснай 'ашриййа]. При этом он называет неверующими тех, кто не верит в непогрешимость имамов. Следом за сказанным выше он говорит: «Кто отрицает их непогрешимость в каких-то делах, тот обвиняет их в невежестве, а кто обвиняет их в невежестве, тот неверующий». Далее он говорит: «Мы убеждены в том, что они непогрешимы и совершенны и им даровано знание обо всём, у них нет пороков и недостатков, и они никогда и ни в чём не ослушиваются Аллаха».
А аль-Маджлиси говорит: «Шииты-имамиты согласны в том, что пророки и имамы непогрешимы и не совершают ни тяжких, ни малых грехов, ни намеренно, ни случайно или по ошибке, ни по забывчивости, до пророчества и имамства и после него, с момента рождения и до встречи с Всевышним Аллахом. Иного мнения придерживался только ас-Садук Мухаммад ибн Бабавейхи [аль-Кумми] и его шейх Ибн аль-Валид. Они допускают, что имам может совершить нечто неподобающее по оплошности или забывчивости, однако это — от Всевышнего Аллаха, а не от шайтана, и лишь в том, что не касается донесения Послания Аллаха до людей и разъяснения Его постановлений». [Маджлиси. Бихар аль-анвар, т. 25, с. 350-351]. Непогрешимость имамов у них — один из основных постулатов веры, поэтому тех, кто не признаёт её, они автоматически причисляют к неверующим. На непогрешимости имамов у шиитов основано много других положений. Например, слова имамов у них — это доказательство, не уступающее доказательству из Корана и Сунны. Шариат для них не завершился с кончиной Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует),а продолжал развиваться и дополняться вплоть до исчезновения (гайба) их двенадцатого имама. Более того, шииты убеждены, что они могут получать письма от отсутствующего двенадцатого имама через его «заместителей».
|
|
Они также считают, что имамы имеют больше прав быть халифами, чем кто-либо другой, в том числе Абу Бакр, 'Умар, 'Усман и остальные сподвижники.
Секрет непогрешимости*.
*[По:'Али Ахмад Салюс, с. 20; Аль-Имамат 'инда аль-джумхур ва аль-фирак аль-мухталифа, с. 20].
Пророки и посланники непогрешимы, поскольку их направляет Откровение Всевышнего: «Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь Откровение, которое внушается». Сура 53 «Звезда», аяты 3-4.
В чём же секрет непогрешимости имамов? Учёные шиитов-имамитов говорят, что Аллах поместил в тела имамов дух, посредством которого Он направляет их на истинный путь. Аль-Кулайни выделил в своей книге «Усуль аль-кафи» главы под названием «Упоминание о духах, которые в имамах» и «Дух, посредством которого Аллах направляет имамов». В последней главе приводится шесть сообщений. В одном из них имам Абу 'Абдаллах говорит о духе, упоминаемом в аяте «Таким же образом Мы внушили тебе дух от Нашего повеления» (сура 42 «Совет», аят 52): «Это одно из творений Аллаха, больше и величественнее Джибриля и Микаиля. Он был с Посланником Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует),сообщая ему Откровение и направляя его, а также с имамами после него».
А в предыдущей главе приводятся слова имама ас-Садика о том, что Святой дух постоянно сопровождает пророков, и как только умер Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует),этот дух перешёл к имаму. Святой дух не спит, не проявляет невнимательности и беспечности, не отвлекается, и имам видит посредством этого духа. ['Акаид аль-имамиййа аль-исней 'ашриййа, с. 161]. А в комментариях объясняется, что посредством этого духа имам видит сокрытые от его взора просторы земли, а также всё, что в небесах, то есть всё, что под Троном, и даже всё, что под землёй.
А в книге аль-Маджлиси «Бихар аль-анвар» в главе «Духи, которые в имамах» говорится, что Аллах поддерживает их посредством Святого духа. А вот что говорит Ибн Бабавейхи аль-Кумми в «Рисалят ли-с-Садук фи аль-и'тикад»: «Мы убеждены, что достоверные сообщения, передаваемые от имамов, согласуются с Книгой Аллаха по своему смыслу, поскольку они получены от Всевышнего Аллаха через Откровение». А аль-Кумми, автор книги «Ман ля йахдуруху аль-факих», одного из четырёх главных сборников хадисов джа'фаритов, говорит: «Шиитские учёные считают, что если пророк не оставил завещания [относительно своего преемника], то его пророчество и посланничество неполноценно, ведь он бросил свою общину на произвол судьбы». ['Акаид аль-имамиййа аль-исней 'ашриййа, с. 171].
Ложность их утверждения в отношении имамов подтверждается тем, что за непогрешимым обязательно следовать без всяких доказательств, а тому, кто непогрешимым не является, можно противоречить и возражать. Более того, это противоречие становится обязательным, если этот человек противоречит или поступает наперекор тексту Корана и Сунны. Аллах велел нам подчиняться Ему и Его Посланнику, а всем остальным Он велел нам подчиняться лишь в том случае, если человек этот велит нам подчиняться Его Посланнику, и если у нас возникают разногласия относительно чего-то, мы должны обратиться к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по конечному результату!» Сура 4 «Женщины», аят 59.
|
|
Если бы имамы были непогрешимыми, мы обязаны были бы обращаться со своими разногласиями к Аллаху, Посланнику и имамам. А поскольку нам не вменено в обязанность это, то это означает, что имамы не являются непогрешимыми.
'Али, его сыновья и все остальные отличались друг от друга своими знаниями и выносили разные фетвы — точь-в-точь, как это происходит с современными учёными. А если бы имамы были
непогрешимыми, противоречие одного из них другому было бы невозможным. Например, аль-Хасан (Да будет доволен им Аллах) придерживался иного мнения относительно сражения, чем его отец, и ему было не по душе многое из того, что делал его отец, и бывало, что 'Али (Да будет доволен им Аллах) потом изменял свои взгляды и соглашался с мнением аль-Хасана, и понимал, что было бы правильнее поступить по-другому, а не так, как он поступил... И у него были фетвы, которые он позже пересматривал и от которых отказывался, давая вместо них другие. А непогрешимый человек не может высказывать два противоположных мнения, если только одно не отменяет собой второе (насх). Например, аль-Хасан (Да будет доволен им Аллах) завещал своему брату аль-Хусейну (Да будет доволен им Аллах),чтобы тот не подчинялся жителям Ирака, и если бы аль-Хасан был непогрешимым, аль-Хусейн не имел бы права его ослушиваться [Маджму' аль-фатава].