Сообщается, что Абдулла ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Все предопределено, и в том числе — слабость и проницательность".
Малик, Аль-Бухари и Муслим
Этот хадис содержит в себе одну из шести великих основ веры, которой является вера в предопределенность благого и дурного, приятного и неприятного, общего и частного, минувшего и будущего. Суть этой основы состоит в признании рабом того, что знание Аллаха объемлет собой все и что Он заранее знал о благих и дурных делах Своих рабов, а также обо всем том, что с ними будет происходить, и изначально занес это на Сохраняемую Скрижаль, о чем Всевышний сказал так:
"Разве не знаешь ты, что Аллаху ведомо о том, что на небе и на земле? Поистине, это есть в Писании 029, поистине, это для Аллаха легко!"
"Хадж", 70
Далее, в свое время Аллах осуществляет предопределенное Им в соответствии со Своей мудростью и Своей волей, которые охватывают собой все то, что было и что будет, а также все творение и управление им. Однако Аллах не только сотворил и рабов, и их дела, и их свойства, но также наделил их способностью к действиям и волей, благодаря чему они действуют по своему выбору, тогда как Всевышний не принуждает их к совершению тех или иных действий. Он — Тот, Кто сотворил их способность к действию и их волю, и Он является Творцом причины и причины причин. Таким образом, действия и слова людей являются результатом их способности к совершению действий и их воли, созданных Аллахом, Который создал и все прочие их явные и тайные способности. Однако Всевышний облегчает каждому путь к тому, для чего он был сотворен.
|
|
Тому, кто обращается к своему Господу и устремляется к Нему, Аллах внушает любовь к вере и украшает ее для сердца такого человека, в то же время внушая ему отвращение к неверию, нечестию и ослушанию. Всевышний причисляет его к тем, кто следует правильным путем, и, благодаря этому, милости, оказываемые Аллахом такому человеку, становятся совершенными во всех отношениях.
Если же человек обращается к кому-нибудь иному, помимо Аллаха, и приближается к шайтану, являющемуся врагом Аллаха, то Он не облегчает для него всего этого, нет, Аллах просто вверяет его тому, к чему он направился, оставляет его без помощи и вверяет такого человека его собственной душе, в результате чего тот начинает блуждать и сбивается с пути. При этом человек не сможет привести никаких доводов в качестве оправдания перед своим Господом, поскольку Аллах даровал ему все средства, чтобы он мог выйти на путь истинный, а он сам предпочел заблуждения правильному пути, в чем ему остается винить только самого себя и никого больше.
|
|
Аллах Всевышний сказал:
"Некоторых вывел Он на правильный путь, а некоторым суждено было заблуждение, поистине, избрали они (для себя) покровителями шайтанов, (отвергнув) Аллаха".
"Преграды", 30
Аллах Всевышний также сказал:
"Явились к вам от Аллаха свет и ясное Писание, которым Аллах ведет путями мира следующих тому, что угодно Ему, выводя их из мрака к свету с позволения Своего и направляя к прямому пути".
"Трапеза", 15—16
Предопределение охватывает собой все обстоятельства, в которых оказывается раб, а также все его действия и качества, и в том числе — слабость и проницательность. Это — два противоположных друг другу качества, поскольку первое, то есть слабость, приводит к разочарованию и потерям, а второе помогает проявлять усердие в изъявлении покорности Милостивому. При этом под слабостью здесь подразумевается то, за что раб Аллаха заслуживает порицания, иначе говоря, отсутствие воли и лень, а не та слабость, причиной которой является отсутствие способности. В этом и состоит смысл другого хадиса, в котором сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
"Что касается счастливых, то для них будет облегчено совершение дел счастливых, что же касается злосчастных, то для них будет облегчено совершение дел злосчастных" 030.
Аль-Бухари и Муслим
Таким образом, счастливым облегчается совершение того, что приводит к счастью, а происходит это благодаря их собственной проницательности, а также содействию Аллаха и оказанию им Его милости. О проницательном и слабом были сказаны и такие слова: "Проницательным является обвиняющий (во всем) самого себя и старающийся ради того, что будет после смерти. Слаб тот, кто следует страстям своей души и при этом обращается со своими пожеланиями к Аллаху".