Всеобъемлющие благие качества

Сообщается, что Абу Зарр Аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, сказал:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Бойся Аллаха, где бы ты ни был. Совершив дурное, сделай вслед за этим хорошее, и оно сотрет собой дурное. И придерживайся благонравия с людьми".

Ахмад, Ат-Тирмизи и Аль-Хаким

В этом великом хадисе посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит как о праве Аллаха, так и о правах Его рабов. Право Аллаха, которое обязаны соблюдать Его рабы, состоит в том, что им следует бояться Его должным образом и страшиться Его гнева и Его наказания, что выражается в отказе от запретного и исполнении обязательного.

Эти слова заключают в себе наказ Аллаха первым и последним053, как заключают они в себе и наказ каждого Его посланника своему народу, ибо каждый из них говорил: "Поклоняйтесь Аллаху и бойтесь Его!"

О качествах, которые свидетельствуют о благочестии, Аллах Всевышний сказал так:

"Не в том благочестие, чтобы вы обращались лицами к востоку и западу, нет, благочестие (состоит в том, чтобы) уверовать в Аллаха, и в Последний день, и в ангелов, и в Писание, и в пророков, и в том, чтобы, несмотря на свою любовь к (имуществу), расходовать его на близких, и сирот, и неимущих, и путников, и просящих подаяние и на (освобождение) рабов, и совершать молитву, и давать закят; (благочестивы) верные заключенному ими договору и проявляющие терпение в нужде, в беде и во время опасности. Это — те, которые правдивы, и это — богобоязненные".

"Корова", 177

И Аллах Всевышний также сказал:

"Спешите же (заслужить) прошение Господа вашего и к раю (равному) по ширине небесам и земле и уготованному для богобоязненных...".

"Семейство Имрана", 133

А затем Он упомянул о качествах, свидетельствующих о богобоязненности. Аллах Всевышний сказал:

"... которые расходуют в богатстве и бедности, и сдерживают свой гнев и прощают людям (ведь) Аллах любит тех, кто творит добро".

"Семейство Имрана", 134

Таким образом, характеризуя богобоязненных, Аллах указал, что они обладают истинной верой, с которой сообразуются их явные и тайные дела, выполняют свои религиозные обязанности, совершая молитвы и расходуя свои средства, проявляют терпение в беде, нужде и в опасности, прощают людям, сносят причиняемые ими обиды, оказывают им благодеяния и спешат получить прощение и покаяться, если совершат что-нибудь неподобающее или

обидят самих себя. Что же касается пророка (мир ему и благословение Аллаха), то он заповедал каждому рабу Аллаха придерживаться богобоязненности всегда, везде и в любом положении, поскольку каждый человек крайне нуждается в благочестии и не может обойтись без него ни при каких обстоятельствах.

Однако, поскольку раб Аллаха неизбежно будет допускать те или иные упущения в том, что касается благочестия, пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел заниматься тем, благодаря чему эти упущения можно устранять и стирать, иными словами совершать что-то доброе после совершения дурного. Под "добрым" здесь подразумевается все то, что приближает к Аллаху Всевышнему, а важнейшими из добрых дел, устраняющих дурное, являются искреннее покаяние, мольба о прощении и обращение к Аллаху, что подразумевает поминание Аллаха, любовь к Нему, страх перед Ним, надежду на Него и постоянное стремление к Нему и к Его милости. К числу добрых дел, которые искупают собой дурное, относится также установленное Аллахом расходование средств и совершение молитв.

Кроме того к числу добрых дел, устраняющих собой дурное, относятся поступки тех, кто прощает людей, оказывает благодеяния не только людям, но и всем живым существам, утешает испытывающих печаль, облегчает участь оказавшихся в трудном положении и устраняет все вредоносное, а Аллах Всевышний сказал:

"Поистине, добрые дела устраняют дела дурные".

"Худ", 114

Что же касается пророка, то он сказал:

"Пять (ежедневных) молитв, пятничная молитва и (пост в) рамадан — искупают (прегрешения, совершенные) между ними, если только не было тяжких грехов".

Ахмад, Муслим и Ат-Тирмизи

А сколь много других аятов и хадисов, в которых указывается, что добиться прощения можно благодаря совершению благих дел!

Кроме того, Аллах сделал средством искупления прегрешений всевозможные бедствия, поскольку какая бы печаль, огорчение или неприятность ни постигли верующего, будь это даже колючка, вонзившаяся в его тело, Аллах обязательно прощает ему за это его прегрешения. Таким бедствием может стать невозможность осуществления желаемого или же любая из скрытых или явных неприятностей, имеющих отношение к телу, сердцу и не зависящих от воли раба Аллаха. Вот почему пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел совершать хорошее после дурного, если речь идет о собственных действиях раба.

Упомянув о праве Аллаха, иначе говоря, дав завет не отступать от благочестия, что подразумевает убежденность в истинности догматов религии и совершение, сообразующихся с ее установлениями, явных и тайных дел, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "... и придерживайся благонравия с людьми".

Наилучшее проявление благонравия состоит в том, чтобы ты не наносил людям никаких обид сам и прощал им те обиды, которые они наносят тебе, а также оказывал им благодеяния словом и делом. К числу наиболее характерных признаков благонравия относится также проявление кротости и терпения по отношению к людям, отсутствие раздражения, приветливое выражение лица, обходительность в речах и способность говорить собеседнику то, что может доставить ему радость и избавить его от скованности и отчужденности. Если шутки могут пойти на пользу, то можно шутить, но слишком увлекаться этим не стоит, так как шутка в речах подобна соли в еде, а это значит, что и ее избыток, и ее недостаток одинаково нежелательны.

К числу наиболее характерных признаков благонравия относится также способность разговаривать с каждым — с малым и старым, умным и глупым, знающим и невежественным — как подобает, иными словами в соответствии с его положением.

Тот, кто по-настоящему боится Аллаха и придерживается благонравия во взаимоотношениях с людьми независимо от их принадлежности к той или иной группе, — обрел все благое, ибо такой человек соблюдает и право Аллаха, и права людей, а также ввиду того, что он вошел в число тех, кто должным образом поклоняется Аллаху и оказывает благодеяния рабам Аллаха.

053 То есть всем людям вообще.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: