Естественные свойства

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Десять вещей являются естественными: подстригание усов, отращивание бороды, (использование) зубочистки, промывание носа водой, подстригание ногтей, омовение суставов пальцев 065, убирание волос под мышками 066, сбривание волос в паху и подмывание".

Муслим

Передатчик этого хадиса сказал: "И я забыл, что было десятым, но, должно быть, речь шла о споласкивании рта".

Под естеством (фитра) подразумевается то состояние, в котором Аллах сотворил Своих рабов, сделав их по самой их природе склонными к этому. Здесь имеется в виду любовь к благому и предпочтение его, а также отвращение к дурному и отвержение его. Он сотворил их чистыми и готовыми к восприятию благого, проявлению искренности по отношению к Аллаху и приближению к Нему. Есть два вида установлений Аллаха, имеющих отношение к естественному порядку.

Соблюдение установлений первого вида очищает сердце и дух, и под этим подразумевается вера в Аллаха и все то, что ей необходимо присуще, а именно: страх перед Аллахом, надежда на Него, любовь к Нему и обращение к Нему.

Аллах Всевышний сказал:

"Обрати же лик свой к религии, будучи ханифом 067 (и сообразуясь с) естеством 068 (что дано тебе) Аллахом, Который сотворил людей так, а творение Аллаха не подлежит изменению. Это и есть прямая 069 религия, но большинство людей не знает! Обращаясь к Аллаху, бойтесь Его, совершайте молитвы и не будьте в числе многобожников...".

"Румы", 30-31

Это очищает и развивает душу и сердце, избавляет их от болезней, и украшает их прекрасными качествами, и все это относится к основам веры и делам сердца.

Что же касается установлений второго вида, то к ним относится все связанное с очищением внешним и устранением всего грязного и нечистого. Об этом и говорится в рассматриваемом нами хадисе. Это входят в число достоинств религии ислама, так как все это предназначено для очищения различных частей тела и направлено на поддержание их здоровья и обеспечения их функций.

По общему мнению алимов, такие действия как споласкивание рта и промывание носа являются обязательными в случае большого или малого осквернения. Очищение носа и рта было вменено в обязанность в связи с тем, что в этих местах часто скапливается грязь, вследствие чего для очищения полости рта следует использовать зубочистку070, о которой посланник Аллаха сказал:

"Зубочистка служит для очищения рта и угодна Аллаху" 071.

Аш-Шафи'и, Ахмад и Ан-Наса'и

Вот почему использование ее вменяется в обязанность шариатом во время омовения, перед молитвой, при пробуждении ото сна, в случае приобретения зубами желтого цвета, изменении состояния рта072 и в прочих случаях.

Что касается подстригания усов так, чтобы открылась верхняя губа, или же полного удаления их, то это также следует делать для поддержания чистоты и предохранения от выделений из носа, поскольку если волосы станут закрывать собой губу, они будут вступать в непосредственное соприкосновение со всем тем, что ест или пьет человек. Кроме того, слишком длинные усы искажают облик человека, хотя это и нравится тем, кто не обращает внимания на подобные вещи. Иначе обстоит дело с бородой, которую Аллах сделал признаком мужского достоинства и красоты. Вот почему благодаря наличию бороды мужчина сохраняет свою красоту и в старости. Из этого следует сделать соответствующие выводы, обратив внимание на тех, кто не подчиняется пророку (мир ему и благословение Аллаха) и бреет бороду, поскольку лицо такого человека обезображивается и утрачивает свою красоту. Особенно это заметно в старости, так как безбородый мужчина становится похожим на старуху, утратившую свою красоту и привлекательность с возрастом, даже если в юности она была одной из красивейших женщин. Это становится заметным для других, однако привычки и слепое подражание заставляют одобрять дурное и считать дурным хорошее.

Что касается подстригания ногтей, удаления волос под мышками и промывания суставов, то в этих местах человеческого тела также скапливается грязь, и поэтому необходимость поддержания чистоты этих мест и удаления всего того, что может доставлять всевозможные неприятности, невозможно отрицать. То же самое относится и к удалению волос в паху.

Что касается подмывания или же удаления нечистот после удовлетворения большой или малой нужды, то это является необходимым и относится к числу обязательных условий очищения.

Таким образом, теперь тебе известно, что все вышеупомянутое способствует совершенствованию внешнего облика человека и поддержанию тела в чистоте, препятствуя всему вредоносному и отвратительному; если же говорить о чистоте, то она — от веры.

Смысл всего сказанного состоит в том, что все внутренние и внешние аспекты шариата сообразуются с естеством человека, а соблюдение шариата помогает ему очиститься от всего порочного и украшает его прекрасными нравственными качествами, источником которых являются догматы веры, единобожие, проявление искренности по отношению к Аллаху и возвращение к Нему. Если же говорить о теле, то выполнение установлений шариата позволяет очищать его от всего грязного и нечистого и устранять все причины, способствующие этому. Таким образом, выполнение установлений шариата позволяет очищаться и внешне, и внутренне, и поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

"Чистота — половина веры" 073.

Муслим

А Аллах Всевышний сказал:

"Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся".

"Корова", 222

И весь шариат в целом представляет собой ничто иное, как очищение, развитие, совершенствование, побуждение к достойным делам и удержание от всего низкого, а Аллах знает об этом лучше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: