Виды примирения

Сообщается, что Амр ибн 'Ауф Аль-Музанни, да будет доволен им Аллах, сказал:

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Примирение между мусульманами допускается, если только дело не касается такого примирения, по условиям которого запретное объявляется дозволенным, а дозволенное — запретным, и мусульмане могут выдвигать любые условия, кроме тех, которые объявляют запретным дозволенное или объявляют дозволенным запретное" 183.

В этом благородном хадисе посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит как о всевозможных видах примирения, так и о действительных и недействительных его условиях, и это имеет отношение к такому количеству различных видов знания, что перечислить их или наметить какие-то границы просто невозможно.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что за основу подхода к примирению (или же достижению соглашения по тому или иному вопросу) следует брать то, что примирение является допустимым и в нем нет ничего дурного, если только условия его не требуют запрещения дозволенного или разрешения запретного. Эти слова касаются всех случаев, иначе говоря, действие их распространяется на все виды примирения. Примирение является благом, поскольку приводит к прекращению раздоров и способствует поддержанию чистоты сердец и очищению совести.

К этому имеют отношение случаи достижения примирения по имущественным вопросам, когда человек признает свой долг, после чего договаривается с покупателем об этом, отдавая часть долга или приходя к согласию с ним каким-нибудь иным образом.

Что же касается примирения в случае непризнания, то здесь имеются в виду такие случаи, когда один человек заявляет, что ему что-то должны или что ему что-то принадлежит, а другой это отрицает, но потом они приходят к примирению, договариваясь о том, что один из них отдаст что-либо другому или признает свой долг, или приходя к взаимоприемлемому соглашению, или договариваясь о прощении долга, или находя какое-нибудь иное решение. Все это делать разрешается.

То же самое относится и к достижению примирения в тех случаях, когда неизвестно, кому именно принадлежат те или иные права. Примером может служить такое положение, когда по прошествии долгого времени поддержания деловых отношений между двумя людьми оказывается неясным, принадлежит ли право на что-либо одному из них или обоим сразу, или же оказывается неясным, какой частью имущества имеет право распоряжаться человек, и партнеры приходят к примирению, договариваясь между собой по данному спорному вопросу и стремясь решить дело по справедливости.

Наилучшим решением в подобных случаях будет взаимный отказ от любых претензий по отношению друг к другу или временное совместное управление ими наследством, вакфом или иным видом имущества, имеющем отношение к долгам или какой-нибудь собственности, после чего им следует прийти к примирению друг с другом, найдя такое решение, которое, по мнению обоих, является наиболее справедливым и правильным.

К этому же имеет отношение и примирение между супругами после споров о правах, которыми обладают оба супруга, например в тех случаях, когда дело касалось или касается расходов, одежды, жилища и прочих вещей. И если в подобном случае положение потребует, чтобы один из них не слишком настаивал на соблюдении части своих прав ради сохранения остального, или ради сохранения брака, или ввиду того, что это уже не приносит никакой пользы, или по каким-нибудь иным причинам, и человек пойдет на это, будет хорошо, так как о подобных случаях Аллах Всевышний сказал:

"... не будет на них греха, если они примирятся друг с другом (ведь) примирение лучше".

"Женщины", 128

То же самое относится и к тем случаям, когда речь идет о примирении при разборе судебных дел о воздаянии равным184 за убийство или нанесение увечья, когда стороны договариваются о замене его выплатой определенной суммы денег или иной компенсацией или когда судья старается примирить тяжущиеся стороны, исходя из сложившейся ситуации и стараясь соблюсти интересы обеих сторон.

Ко всем вышеупомянутым случаям имеют отношение слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: "Примирение между мусульманами допускается".

Однако если соглашение о примирении предполагает объявление запретным дозволенное или разрешение запретного, то, в соответствии с указаниями, которые содержит в себе хадис, часть которого была цитирована нами выше, оно становится недействительным. Таковыми являются соглашения о примирении, в соответствии с которыми предполагается обращение в рабство свободных людей, или разрешение заключения запретного брака185, или притеснение других людей. Именно поэтому Аллах Всевышний говорит в связи с этим следующее:

"...примирите их между собой по справедливости и будьте беспристрастными. Поистине, Аллах любит беспристрастных!"

"Комнаты", 9

Если речь идет о вынужденном примирении, когда человек не желает этого, например, когда дело касается женщины, которую намеренно притесняет ее муж, чтобы избавиться от нее, или когда примирение достигается за счет третьего лица без его разрешения, такое примирение является запретным и неправильным.

В этом хадисе посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщает о том, что мусульмане вправе выдвигать свои условия, если только они не подразумевают разрешение запретного или запрещение дозволенного. Это является великой основой, поскольку условия представляют собой ничто иное, как требования, предъявляемые одной из договаривающихся сторон другой стороне и соответствующие ее интересам, что является допустимым и становится обязательным, если другая сторона соглашается с выдвинутыми требованиями и признает их справедливость.

Так, покупатель вправе выдвинуть условие о соответствии приобретаемого товара определенным требованиям. Например, он может указать, что ему нужен иноходец, или дойное животное, или сокол, пригодный для охоты, и так далее.

Покупатель может выдвинуть условие, в соответствие с которым деньги за купленный товар (или часть их) будут выплачены в течение определенного срока. Что же касается продавца, то он может выдвинуть условие, в соответствии с которым он получает право использования проданного товара в течение определенного срока. На таких условиях Джабир ибн Абдулла Аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, продал своего верблюда пророку (мир ему и благословение Аллаха), условившись с ним, что он будет пользоваться этим верблюдом до возвращения в Медину186. Точно так же можно выдвигать условия о проживании в доме, или пользовании лавкой, или использовании сосуда или чего-нибудь иного в течение известного срока.

Действительными и необходимыми являются условия, касающиеся залога, гарантий и поручительства.

То же самое касается и условий, выдвигаемых партнерами и имеющих отношение к совместному пользованию одним и тем же имуществом: все они являются действительными за исключением тех, которые объявляют дозволенным запретное и наоборот, и тех, которые имеют отношение к приобретению неизвестного товара или сделкам, связанным с опасностью (гарар).

То же самое касается и условий, выдвигаемых завещателями своего имущества или денежных средств для использования их в качестве вакфа187 или завещающими свои средства в пользу определенных лиц: все они являются действительными, если в них нет ничего запретного.

И, наконец, то же самое касается и условий, которые могут ставить друг другу супруги, например, когда жена выдвигает условие относительно дома, или страны проживания, или определенных расходов, или чего-нибудь в том же роде, и эти условия более всех прочих заслуживают того, чтобы их выполняли.

183 Этот хадис Ат-Тирмизи приводит полностью, а Ибн Маджа — с некоторыми сокращениями.

184 "Кисас" — отмщение; разряд наказаний за убийство, увечье или нанесение иных телесных повреждений.

185 Например, когда, вопреки установлениям шариата, кади заключает между бывшими супругами брак после тройного развода.

186 Об этом сообщается в одном из хадисов, который приводит Аль-Бухари.

187 "Вакф" — неотчуждаемое имущество, завещанное на благотворительные цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: