Здесь имеется в виду, что это происходит после того, как человек начинает стремиться к постижению религии путём изучения, приобретения знаний и задавания соответствующих вопросов.
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.)сказал:
«Разве не могли они спросить, если не знали? Только вопросы являются средством против заблуждений»2.
Абу Дауд, ад-Даракутни и аль-Байхаки.
И Аллах Всевышний повелел проявлять доброту по отношению к просящему, давать ему то, о чём он просит, и не впадать из-за этого
в раздражение. Аллах Всевышний сказал:
«...что касается просящего, то не отгоняй (его)...» «Утро", 10.
Эти слова в равной степени касаются и тех, кто обращается с просьбами о полезном знании, и тех, кто просит об удовлетворении каких-либо мирских нужд.
К числу вопросов, которые подразумеваются в данном хадисе, относятся вопросы о том, какими именно являются атрибуты Творца. Что касается всех атрибутов, то дело с ними обстоит так, как сказал об этом имам Малик человеку, спросившему его о том, что именно подразумевается под утверждением (истива) на престоле. Он сказал: "Известно о том, что утверждение имело место, но, как именно это было, неизвестно. Вера в это обязательна, а вопросы об этом являются нововведением "2.
|
|
Если же кто-нибудь станет спрашивать о характере знания Аллаха или же о том, как Он творит и как управляет, ему следует сказать, что, подобно тому как сущность Аллаха Всевышнего не имеет себе подобий среди других сущностей, так и атрибуты Его не имеют подобий себе. Люди знают Аллаха и знают о Его атрибутах и Его деяниях, однако только Аллах может объяснить, что именно скрывается за всем этим.
Далее в этом хадисе посланник Аллаха, (с.г.с.) упоминает о двух великих основах.
Первая сформулирована в словах пророка, (с.г.с.) «...и поэтому если я запрету вам что-либо, то избегайте этого...» Таким образом, повиновение Аллаху и Его посланнику (с.г.с.), требует отказа от всех тех явных и тайных слов и дел, которые запретил пророк, (с.г.с.).
Налагая этот запрет, пророк, (с.г.с.), не сказал, что речь идет об удержании собственной души от дурного, ибо это доступно каждому и каждый может отказаться от всего того, что запретили Аллах и Его посланник (с.г.с.). Никто из рабов Аллаха не принуждается к совершению чего бы то ни было из числа абсолютно запретных вещей, поскольку дозволенного достаточно, чтобы вместить в себя всех людей со всеми их религиозными обязанностями, взаимоотношениями и любыми иными делами.
Что же касается мертвечины, крови и свинины, то если человек вынужден использовать их, это переходит в разряд дозволенного, поскольку необходимость делает запретное дозволенным. Объясняется это тем, что Всевышний ввёл определённые запреты для того, чтобы уберечь Своих рабов от всевозможных зол и несчастий и принести им пользу, однако если нечто может принести ещё большую пользу, в данном случае - позволить человеку сохранить жизнь, то, по милости Аллаха, последнему следует отдать предпочтение.
|
|
Однако это не относится к лекарствам, поскольку на лекарства действие установлений, касающихся необходимости, не распространяется. Поистине, Аллах Всевышний исцеляет подвергшегося испытанию различными средствами, не ограничиваясь одними только лекарствами. Если же преобладающим становится мнение о том, что прибегнуть к лекарству необходимо, то не следует использовать для этого запретные вещи наподобие вина, молока домашних ослов и прочего в отличие от такой ситуации, когда человек вынужден употреблять в пищу мертвечину, будучи полностью уверенным в том, что в противном случае его ожидает голодная смерть.
Вторая основа сформулирована в словах пророка, (с.г.с.): «...а если я повелю вам что-нибудь, выполняйте из этого то, что окажется вам по силам». На необходимость придерживаться этой великой основы указывают также и слова Аллаха Всевышнего:
«Бойтесь же Аллаха, как только можете...» «Взаимный обман", 16.
Таким образом, все веления шариата связаны с возможностями раба Аллаха. Это значит, что если он совершенно не в состоянии выполнять какую-нибудь из обязанностей, то выполнение её становится для него необязательным, если же он может выполнять её только частично, то эта часть рассматривается как поклонение, он должен будет выполнять это по мере возможностей, тогда как всё остальное становится для него необязательным.
К этой основе имеет отношение бесчисленное количество вопросов, касающихся фикха и установлений шариата. Так, например, больной может молиться стоя, но если это ему не под силу, то он может молиться сидя. Если он не в состоянии молиться сидя, то он может молиться лёжа на боку, а если ему не под силу и это, то он может делать знаки головой или хотя бы её частью. Что касается поста, то раб Аллаха обязан соблюдать его, пока он в состоянии делать это, а если его лишает сил болезнь и нет надежды на скорое исцеление, тогда он должен накормить одного неимущего за каждый пропущенный день поста. Если же есть надежда на скорое исцеление, тогда человек должен прервать пост и восполнить число пропущенных дней в другое время.
К этому же имеют отношение и такие ситуации, когда человек оказывается не в состоянии сделать так, чтобы никто не проходил перед ним во время молитвы слишком близко, или обратиться лицом к кибле, или уберечься от чего-нибудь нечистого: в подобных случаях установление об обязательности вышеупомянутых действий на него не распространяется. То же самое относится и к прочим установлениям и столпам молитвы и условиям омовения.
Так, например если человек не может использовать воду для омовения из-за её отсутствия или же из-за того, что использование воды может нанести ему какой-нибудь вред, тогда он может прибегнуть к очищению песком.
В том случае, когда человек не в состоянии совершить хаджж сам, он может послать вместо себя другого, если у него найдётся для этого достаточно денег.
Что касается побуждения к одобряемому шариатом и удержания от порицаемого им, то для человека, имеющего возможность делать это с применением силы1, подобное является обязательным, если же у него нет такой возможности, то он должен делать это своим языком, а если он не в состоянии делать и этого, тогда он должен сделать это своим сердцем1.
Если слепой, хромой или больной не выполняет такие религиозные обязанности, которые он выполнять не в состоянии или же выполнение которых сопряжено для него с невыносимыми трудностями, он не совершает никакого греха.
|
|
Если какие-нибудь расходы являются для человека обязательными, но он не в состоянии нести их в полной мере, то, расходуя свои средства, он должен прежде всего расходовать их на свою жену, детей, родителей и так далее по мере близости к нему тех, на кого он обязан расходовать свои средства, и так же следует раздавать садаку разговения (садакат аль-фитр).
То же самое относится и ко всему тому, что шариат объявляет обязательным или желательным. Иными словами, если человек в состоянии выполнить что-нибудь из этого только частично, то обязательным для него будет являться лишь то, что ему по силам, а то, на что он не способен, обязательным для него не является, и на всё это имеются указания в данном хадисе.
К этой же основе имеет отношение и всё относящееся к бросанию жребия. Если в каких-нибудь делах возникают сомнения и трудно сказать, кому принадлежит что-либо или кто имеет больше прав на это, мы пытаемся найти нечто такое, что даст преимущество одной из сторон. Если же ничего такого найти невозможно, то это становится необязательным, и тогда следует обратиться к жребию, поскольку в подобном положении ничего больше сделать нельзя. Все эти вопросы хорошо известны и изложены в трудах по фикху.
К этой же основе имеют отношение и все проблемы, связанные с делами управления, поскольку вручать бразды правления над чем-либо следует лишь человеку, обладающими такими качествами, которые обеспечат достижение поставленной цели. Если же это окажется невозможным в полной мере, то необходимо подобрать наиболее близкого к этому.
Указанием на рассматриваемую нами основу может служить не только данный хадис и цитированный выше аят, но и другие аяты Корана и хадисы, содержание которых свидетельствует о том, что Аллах и Его посланник, (с.г.с.), не желают создавать для членов исламской общины никаких затруднений. Так, например, Аллах Всевышний сказал:
«Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме того, что ей по силам»
|
|
«Корова», 286.
Аллах Всевышний также сказал:
«Пусть обладающий достатком расходует1 сообразно своему достатку, а ограниченный в средствах пусть расходует из того, что даровал ему Аллах. Аллах ни на кого не возлагает (больше того, что) Он даровал ему». "Развод", 7.
Аллах Всевышний также сказал:
«... и не создал Он для вас в религии никаких затруднений».
"Хаджж", 78.
Аллах Всевышний также сказал:
«Аллах не хочет создавать для вас затруднений...» «Трапеза", 6.
Аллах Всевышний также сказал:
«Аллах желает для вас облегчения и не желает для вас затруднения.» "Корова", 185.
Аллах Всевышний также сказал:
«Аллах хочет облегчить ваше (бремя)...» Женщины", 28.
И к рассматриваемой нами основе имеют отношение все те случаи, когда шариат облегчает для людей выполнение ими религиозных обязанностей. Подтверждением тому являются и соответствующие имена и атрибуты Аллаха, имеющие отношение к хвале, мудрости, широте милосердия, доброте, щедрости и проявлению милости. Воздействие этих великих и прекрасных имён распространяется не только на всё сотворённое и на управление этим, осуществляемое Аллахом, но и на Его законы, причём даже в большей степени, поскольку человек был создан для выполнения им установлений шариата, и это является наиболее действенным средством для достижения вечного счастья.
Аллах Всевышний создал людей для того, чтобы они поклонялись Ему, сделав это поклонение и соблюдение Его шариата путём к Его благоволению и проявлению Его щедрости. Обязав людей совершать все виды очищения, Аллах Всевышний сказал:
«Аллах не хочет создавать для вас затруднений, но хочет очистить вас и завершить милость Свою для вас, чтобы вы были благодарными». - Трапеза", 6.
И следы Его милостей и благодеяний проявляются в законоположениях, в том, что является обязательным, дозволенным, да и во всём сущем вообще.
Наивысшая хвала Аллаху, ибо лишь Аллах оказывает содействие!
1 Эти слова были сказаны пророком, (с.г.с.) в связи с тем, что во время одной из его встреч с людьми они стали настойчиво расспрашивать его о несущественных вещах.
1 То есть не спрашивайте пророка, (с.г.с.) несущественном и о том, что не касается вашей религии, так как подобные вопросы могут привести к тому, что вам будет вменено в обязанность то, что прежде было необязательным.
2 Этот хадис, передаётся со слов Са'да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах.
1 Здесь имеется в виду либо веление Аллаха пророку Мухаммаду, <;'«шГ'^,
обратиться с этим вопросом к другим посланникам во время ночного путешествия, либо веление спросить об этом тех людей, к которым были направлены эти посланники.
2 Этот хадис, передаваётся со слов Джабира бин Абдуллаха, да будет доволен им Аллах.
1 Аллах Всевышний сказал:
«Поистине, Господь ваш - Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней. Потом Он утвердился на престоле.» «Преграды", 54.
2 Имам Малик имел в виду, что при жизни посланника Аллаха, (с.г.с.) люди не задавали подобных вопросов, следовательно, пророк не одобрял этого.
1 Речь идёт о таких случаях, когда мусульманин может силой положить предел нарушению того или установления шариата, например, защитить слабого от притеснения со стороны сильного.
1 Имеется в виду, что если человек не может удержать другого от порицаемого или побудить его к одобряемому с помощью слов, то ему следует по крайней мере осудить его действия своим сердцем.
1 Здесь речь идёт о выплатах разведённой жене.