При скрещивании растений тыквы с белыми и желтыми плодами все потомство имело плоды белой окраски. При скрещивании полученных растений между собой наблюдалось следующее расщепление: 204 растения с белыми плодами, 53 — с желтыми и 17 — с зелеными плодами. Определите генотипы родителей и их потомства.
Запишем условную схему скрещивания: Р желтоплодное X белоплодное белоплодное р9 204 белых; 53 желтых; 17 зеленых.
Расщепление 204:53:17 соответствует примерно отношению 12:3:1, что свидетельствует о явлении эпистатического взаимодействия генов (когда один доминантный ген, например А, доминирует над другим доминантным геном, например В).
Отсюда белая окраска плодов определяется присутствием доминантного гена А или наличием в генотипе доминантных генов двух аллелей АВ; желтая окраска плодов определяется геном В, а зеленая окраска плодов генотипом аавв. Следовательно, исходное растение с желтой окраской плодов имело генотип ааВВ, а белоплодное — ААвв. При их скрещивании гибридные растения имели генотип АаВв (белые плоды).
При самоопылении растений с белыми плодами было получено:
9 растений белоплодных (генотип А!В!),
3 — белоплодных (генотип А!вв),
3 — желтоплодных (генотип ааВ!),
1 — зеленоплодное (генотип аавв).
Соотношение фенотипов 12:3:1. Это соответствует условиям задачи.
Критерии оценки работы:
Оценка «5» -
в работе используются знания вне школьной программы, показано владение специальным аппаратом;
материал изложен грамотно и логично, оформление решения задач и структура работы соответствуют стандарту.
Оценка «4» -
в работе не полно используются знания вне школьной программы, показано владение и специальным аппаратом;
материал изложен грамотно и логично, оформление решения задач и структура работы соответствуют стандарту.
Оценка «3» -
в работе не используются знания вне школьной программы, не показано владение и специальным аппаратом;
материал изложен грамотно и логично, оформление решения задач и структура работы соответствуют стандарту.
Оценка «2» -
в работе не используются знания вне школьной программы, не показано владение и специальным аппаратом;
материал изложен грамотно и логично только частично, оформление решения задач и структура работы соответствуют стандарту не полностью.