Ранний период, который характеризуется влиянием «натуральной школы» | 1847 -1851 | Сосредоточенность на нравственной проблематике, социальные стороны жизни анализируются через призму нравственных проблем; преобладают семейно-бытовые конфликты; напряженная интрига сочетается с неторопливостью развертывания событий. | «Семейная картина», «Записки замоскворецкого жителя» «Свои люди – сочтемся!» и др. |
Период увлечения идеями славянофильства (сотрудничество с журналом «Москвитянин») | 1852-1854 | Доминирует идея национальной самобытности русского человека, патриархальная семья представляется моделью идеального общественного устройства, где отношения между людьми должны основываться на признании авторитета старших, их житейского опыта, на народных представлениях о нравственности: человек не должен противопоставлять себя общему. Пьесы преимущественно нравственно-бытовые. | «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется», «Бедность не порок» и др. |
Предреформенный период, характеризующийся сближением с революционерами-демократами | 1855- 1860 | Расширение охвата жизни общества, изображается не только купечество, но и представители чиновничества и др. Изменяются представления Островского о мироустройстве, он больше не верит в патриархальную утопию. Нарастание психологизма. | «Доходное место», «Воспитанница», «В чужом пиру похмелье», «Гроза» и др. |
Поздний период творчества, пореформенный период | 1861-1886 | Развитие и расширение тенденций предшествующего периода. В этот период создаются социально-бытовые комедии из жизни купечества, цикл пьес «из жизни захолустья», цикл исторических пьес, наблюдается обращение к фольклорной традиции. Главная заслуга – разработка положений психологической драмы, стремление к предельной концентрации действия в пьесах. | «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешенные деньги», «Бесприданница», «Снегурочка», «Лес», «Волки о овцы» и др. |
«Гроза»
Образ Катерины: борьба нравственного чувства и страсти
Духовное богатство, поэтичность, романтическая возвышенность натуры | Страх перед силой и глубиной чувства к Борису |
Высоко развитое чувство справедливости | Сомнение в правомерности своих поступков, борьба с собой |
Бескомпромиссность, невозможность жить «не по совести» | Страх перед неизведанным чувством, неконтролируемой страстью |
Нетерпимость ко лжи и обману | Чувство вины перед Тихоном |
Стремление к счастью и свободе | Ощущение несоответствия своего поведения нормам христианской морали |