Образ Наташи Ростовой в системе образов романа. | Наташа является духовным центром семьи Ростовых (спасение Николая после карточного проигрыша, спасение матери после гибели Пети, дружба с Соней и др.) Встреча с Наташей позитивно влияет на всех персонажей, которые с ней сталкиваются (от строгой дамы, на лице которой появление Наташи с куклой вызывает естественную живую улыбку, до князя Андрея, который пробуждается к жизни под влиянием случайно услышанного монолога Наташи лунной ночью в Отрадном) |
Наташа как воплощение истинной красоты и естественности | Наташа живет не рассудком, а чувствами. Она исполнена созидательной энергии, соединенной с чутким сердцем и природной добротой. Наташа художественно одарена от природы, у нее прекрасный голос, она замечательно танцует. Не будучи красавицей, она всем кажется прелестной. |
Жизнь Наташи как стремление к любви | Полноту жизни Наташа ощущает только тогда, когда жизнь наполнена любовью (Наташа и Борис, Наташа и князь Андрей, Наташа и Анатоль Курагин, Наташа и Пьер). |
«Русская душа» Наташи Ростовой | Наташе присуще чувство внутренней сопричастности духу русского народа (сцена пляски Наташи, сцена святок, сцена с подводами для раненых и др.) |
Образ Наташи в эпилоге | Наташа предстает в ином обличии, т.к., с точки зрения Толстого, женщина должна быть матерью и являться духовным центром семьи |
«Диалектика души» как основной способ изображения человека в романе
|
|
«Диалектика души» - это прослеживание закономерностей возникновения одних мыслей и чувств на основе других, прослеживание самого процесса течения и развития мысли.
Приемы изображения внутреннего мира человека в романе:
- внутренний монолог (например, внутренний монолог князя Андрея перед Бородинским сражением, внутренний монолог Наполеона на Поклонной горе);
- авторский комментарий к рассуждениям персонажа (например, комментарии, которыми постоянно сопровождаются размышления и поступки князя Василия Курагина);
- портретная характеристика (Толстой не дает развернутых описаний, главным образом обращает внимание на те детали, которые обнаруживают черты характера, таким образом расщепляя портрет на хар`актерные детали (например, «наглые глаза» Долохова, «перепрыгивающие щеки» князя Василия и др.);
- психологически окрашенная пейзажная живопись (например описание лунной ночи в Отрадном, описания дуба);
- повторяющаяся деталь (особо важные психологические детали подчеркиваются неоднократно (например, лучистые глаза Марьи, мраморные плечи Элен и т.д.))
- богатство и многообразие речевых средств (речь Толстого разнообразна – это речь историка, философа, обличителя, художника-психолога, в речевую ткань романа включены элементы разговорного языка выходцев из различных слоев общества – от крестьянства до дворянства);
- своеобразный синтаксис (громоздкие синтаксические конструкции позволяют тоньше и непосредственнее передавать ход мыслей и переживания героя).
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА