Когда говорят, что язык ничего не боится, это, наверное, не совсем точно. Разве может, например, человек не бояться увечий, которые делают его инвалидом и мешают жить полноценной жизнью? Разве можно не бояться грязи и гадости?! А чем лучше этот «новояз» с его блатным налетом и странными смысловыми ассоциациями?
Уважающий себя человек, я думаю, никогда не позволит себе обращаться с языком бесцеремонно. Желание скрыть те или иные мысли за искусственно выдуманным языком вызвано стремлением быть не таким, как все, и только. Но если задуматься: зачем не по-русски говорить о том, что на нашем родном языке можно выразить ясно и понятно?
Русский язык называют могучим и великим. А, на мой взгляд, он еще и дивный, певучий, нежный. «В нем — вся наша Россия, — говорил И.А.Ильин, — и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и стихийность, и четкость, и простота, и размах, и паренье, и мечтательность, и сила, и ясность, и красота. Все доступно нашему языку, и потому он властен все выразить, изобразить и передать. В нем гуденье далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нем — ласковые шорохи и хрусты. В нем — травянистые шелесты и вздохи. В нем громы небесные, и рыки звериные, и вихри зыбкие, и плески, чуть слышные. В нем — вся поющая русская душа».
|
|
Так зачем же придумывать слова-калечки, если в языке уже есть все, чтобы выразить тончайшие оттенки человеческой мысли и чувств? Не надо бояться быть несовременным. Следует бояться быть ограниченным и глупым. А где, как не в речи, проявляется и ум, и глупость, и широта мысли, и ее ограниченность?
То, что делают сейчас с любимым мною языком, навевает грустные мысли. Но мне хочется верить, что у таких же, как я, молодых людей быстро пройдет желание коверкать и портить свою речь подобными изобретениями, а язык сам отбросит то, что ему не надо. Кто же любит мусор в своем доме?!
Ткаченко Елена,
студентка Донского
педагогического колледжа
- Докажите, что в речи отражаются не только интеллект человека, но и его характер, темперамент, нравственные качества, социальное положение, уровень образованности и культуры. Подтвердите примерами из художественной литературы.
- Согласны ли вы, что правильное усвоение родного языка запрограммировано природой и социумом, но овладеть языковой системой можно лишь в результате постоянной работы под своей речью? Приведите примеры из жизни.
- Согласны ли вы с утверждениями Сократа и О. Хайяма о языке? Составьте рассуждения по следующим высказываниям:
1) Заговори, чтобы я тебя увидел.
(Сократ)
2) Когда заговорим, друг друга мы оценим. Мы все, когда молчим, не более чем тени.
|
|
(О. Хайям)
5. Прислушайтесь к речи окружающих вас людей. Всегда ли их высказывания соответствуют культуре речи? Чем вы можете объяснить ими нарушение норм речи?
6. Обратите внимание на рекламные слоганы. Назовите удачные и неудачные, на ваш взгляд, образцы рекламы. Аргументируйте свою точку зрения.
7. Опираясь на полученные знания, определите тип своей речевой культуры.
8. Прочитайте пословицы. Какие нарушения норм языка и речи они высмеивают?
Язык без костей: что хочет, то и лопочет.
Говорить на разных языках.
Переливать из пустого в порожнее.
Лучше оступиться, чем оговориться.
Язык мой — враг мой: вперед ума глаголет.
Много говорено, да мало сказано.
Кто в лес, кто по дрова, кто рубль, кто полтора.
Осла узнаешь по ушам, а дурака по речам.
Начал во здравие, а кончил за упокой.
Много сказано, да послушать нечего.
9. Прочитайте письмо читателя А. Усманова в газету «Известия». Согласны ли вы с его мнением?