Система обучения русскому языку в современной школе, к сожалению, уделяет недостаточное внимание совершенствованию культуры звучащей речи. Значительная часть учебного времени на уроках русского языка уделяется вопросам орфографии и грамматики. Предполагается, что главное для учителя — развитие письменной речи учащихся, а устная речь может развиваться «сама собой». Это неверно. Во-первых, устная речь более частотна, то есть употребляется чаще, и владение ею — обязательное условие культуры человека. Во-вторых, умения в области письменной речи вырабатываются на основе речи устной. Вот почему М.А. Рыбникова рекомендует опережающее развитие устной речи — ее техники, произносительной стороны, постижения интонационного богатства.
Опрышко Наталья,
студентка Донского
педагогического колледжа
3. Согласны ли вы с мнением Демосфена, что без правильного дыхания не будет правильной дикции, а без дикции не будет верного интонирования фразы, следовательно, бессмысленно говорить о выразительности. Составьте рассуждение на эту тему.
|
|
4. Спишите текст. Каждое предложение разделите на смысловые группы — фразы. Границы фраз обозначьте знаком паузы. В каждой фразе выделите слово, на которое падает логическое ударение. Прочитайте вслух по смысловым группам (фразам) каждое предложение.
Окружающая залив предгорная низменность с обработанными рисовыми полями, затопленными водою, представляет прекрасное место жировки, на которое спускаются тучи прилетающих с моря гусей. Зимою незамерзающий залив бывает населен многими миллионами налетной птицы... Значительная часть обитающей в Кизыл-Агаче птицы остается в заливе на все лето... Ловля птиц сетями в районе массовых зимовок теперь запрещена законом, и каждый охотник, увидев расставленные сети, обязан их уничтожить. С целью охраны зимующей птицы объявлена полная неприкосновенность Кизыл-Агачского заповедника. Охота в пределах установленных границ закрыта строжайше и навсегда.
(И. Соколов-Микитов)
5. Проверьте слышимость вашего голоса на расстоянии. Соблюдая правила дыхания, произносите текст громко, собранно, медленно, плавно, размеренно. Добирайте воздух нижним дыханием на паузах, обозначенных вертикальной чертой (|). Вдох делайте перед началом и на знаке паузы.