Императивные нормы | Диспозитивные нормы |
Ага (у) Атеизм (тэ, - изм) Афера (фе) Астматик Альтернатива (тэ) | Агрессия - (доп.) агрессия (рэ) Авансировать-доп. (ньсь) |
Беспрецедентный (де) Бессребреник (ре) Блёкнуть (лё) Бижутерия (тэ) Бизнес (нэ) Бог (у) | Бактерия - (доп.) бактерия (тэ) Бандероль (ньде) - (доп.) бандероль (ндэ) Бассейн и бассейн (сэ и се) Берёста - (доп.) береста Блёклый - (доп.) блеклый |
Военачальник | Вожжи (жи) - вожжи (жы) |
Генетика (генэ) Горячечный (шн) Гротеск (тэ) | Гречневый-(доп.) гречневый (шн) |
Дебют (де) Декор (дэ), но декорация (де) Демагог (де) Деспот (де) Дециметр (дэ) Диета (диэ) Диспансер (сэ) Дуршлаг (рш) Доплатит - не доплотит | Далеко - далёко Двоечник (шн и доп. чн) Дегустация (дэ и де) Дедукция (дэ и доп. де) Декада - (доп.) декада (дэ) Декан - (доп.) декан (дэ) Демография (дэ и де) Демократия (дэи де) Дискутировать и доп. Дисскусировать Дожжёт - не дожгёт Дождь (до/щ/ и до/шт/ь) Достаточный - (доп.) (шн) Дребезжать (жьжь) (доп.) (жж) Дрожжи (жи) и дрожжи (жы) |
Заем (не займ) Зачерпывать Зев | |
Издеваться - издёвка Инцидент Истекший (срок) | Истёкший кровью |
Кофе (фе) Компьютер (тэ) Компетенция (те) Компрометация (без н) Консервы (се) Капитализм (изм) Купе (пэ), но купейный | Калоша и галоша Комбайнер и комбайнёр Конгресс (ре и доп. ре) Кредо (рэ и ре) Крем (рэ и ре) Копеечный (шн и чн) |
Лазать - лазаю Лазить - лажу Ландшафт (нш) Лосось - лососёвый | Либретто - либретто (рэ) |
Манжета Мягкосердечный Мен/э/стрель | Международный (ый и ий) Местоименный - (доп.) местоименный |
Одеколон Одноимённый Остриё Отель (тэ) | Орангутан и орангутанг |
Плеск Покамест Потенция (тэ) Презент Пресса Пустячный (шн) Пюре (рэ) | Претензия – (доп.) претензия (тэ) Петербургский и петербуржский |
Сосиска (ск) Стресс (рэ) Секс (сэ) | Сессия (сэ) и сессия |
Тезис (тэ) Темп (тэ) Теннис (тэ) Тенденция (тэ) Тенор (те) Термос (тэ) Террариум (тэ) | Тоннель (нэ) и туннель (нэ) Терапевт (тэ и те) |
Что (што) Чтобы (штобы) | |
Шоферы Шинель | Шуточный и шуточный (шн) |
Щёлочка | |
Энергия (нэ) | |
Яблочный (чн и шн) |
Лекция 8
|
|
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Нормы ударения в современном русском языке многолики и нелегки для ус-воения...Ударение усваивается вместе со словом подобно тому, как усваивается значение слова: надо запомнить, перевести в речевой навык свойственное слову ударение, как надо усвоить, перевести в навык смысловое значение...
Б.Н. Головин
План
1. Понятие ударения. Особенности его проявления в русском языке.
2. Языковые требования к постановке ударения в русских словах в зависимости от частеречной принадлежности.
|
|
3. Акцентологический минимум.
4. Методические рекомендации к изучению акцентологических норм.
Ударением — и это общеизвестно — называют силовое выделение голосом одного (иногда двух) из слогов в слове в процессе его произношения. По данным Л. Хаймена, обследовавшего 444 языка, в 25% из них ударение падает на первый слог, в 20% — на конец слова, в 18% — на предпоследний слог, и лишь в 33 % языков ударение свободное (БЭС. Языкознание / Под ред. Ярцевой В.Н.) В.А. Редькин, описавший законы русской акцентологии (акцентология — раздел языкознания, изучающий нормы постановки ударения в русских словах), определил ударение как динамическое выделение одного из слогов слова вследствие изменения напряженности артикуляции. Графически акцент в русских словах не отмечается. Исключение могут составить те случаи, когда следует различать одинаково написанные словоформы: уже и уже, позднее и позднее, больших и больших, и делается это не в текстах, а в словарных статьях. Если предположить, что у слова есть душа, то ее показателем, видимо, следует считать ударение. Почему? Ответ на этот вопрос и прост и сложен одновременно.
Итак, почему же мы считаем возможным, вслед за исследователем русского ударения Н.А.Федяниной, назвать ударение душой слова? «Отнимите у слова ударение, — писала она, — и его не станет. Поставьте в слове неправильное ударение — разрушится все слово». Так ли это? Чем, например, отличаются слова замком и замком? Звонком и звонком? Жара и жара? Пора и пора? Конечно же, смыслом. Но ведь различный смысл этих слов зависит, прежде всего, от того, какой слог выделен в качестве ударного. Таким образом, различный смысл — это следствие действия того акцентологического закона, который мы называем выделением слога в слове, то есть ударением.
«Побалуйся чайком», — приглашает герой рекламного ролика, и слышанное много раз сочетание воспринимается как естественная языковая норма. А ведь эта форма норме-то и не соответствует. «Новорожденных в этот день поздравил губернатор», «Новый обув-ный магазин открылся на центральной улице города», «Оптовый рынок приглашает покупателей» — слышится из уст дикторов центрального и местного телевидения. А уж кому же, как не им, быть специалистами в области употребления языковых норм!? Ведь средства массовой информации всегда использовали эталонную языковую норму, были на страже правильности речи. Таким образом, указанные нами выше слова должны были бы звучать только так: баловаться, балуй, новорождённый, оптовый, обувной. Более того, эти слова подчиняются императивной языковой норме, обязательной для всех на том или ином этапе развития языка.
Ударение в русском языке разноместное, то есть способно падать на любой слог в слове: подать, подать, подавать, перепродавать. Оно подвижно, то есть может легко перемещаться с одного слога на другой: тренер, но тренировка, тренировать, нос, но на носу; окно, но окна. Оно свободно, то есть не фиксируется в определенном месте слова (так, как, например, во французском языке — на последнем или в чешском — на первом слоге): вечер — вечерний — вечера, дом — дома — домовой.
Но ударение в русском языке в состоянии:
— полностью изменить смысл слова: виски — виски, косит — косит, развитый — развитый, лавровый — лавровый;
— уточнить форму: посыпать — посыпать, разрезать — разрезать;
— изменить стилистическую окраску слова: прожил — прожил, задал — задал, деньгами — деньгами, гуся — гуся, угля — угля;
— указать на степень употребительности слова и его происхождение: апостроф (греческое), форзац (немецкое), раджа (индийское), маркетинг (английское).
Самое удивительное, что 96% слов русского языка имеют фиксированное ударение, то есть не меняющееся при изменении форм слов. И лишь 4% слов, существующих в системе, создают проблемы говорящим. Как правильно: отключит или отключит? Костюмированное или костюмированное? Квашение или квашение? Сироты или сироты? Звонит или звонит? Приняла или приняла? А главное, почему один из вариантов является неверным? Что нарушается? Смысл? Нет, смысл слова остается тем же, а вот отношение к человеку, неверно произносящему данные единицы, то есть не владеющему речевой акцентологической нормой, у окружающих может измениться.
|
|
Колебания в ударении определяются влиянием на литературный язык не только языковых моделей, но и влиянием диалектов. Неверная постановка ударения — следствие элементарной безграмотности.
Языковая система четко определяет постановку знака ударения в словах в соответствии с общепринятой нормой и языковой моделью. Так, существительные мужского рода, имеющие беглые гласные «о»* «е», при склонении произносятся с ударными окончаниями: отца, отцу, отцом. У существительных, оканчивающихся в предложном падеже на «у», «ю», окончания тоже всегда ударны: в Крыму, в углу, в полу. Всегда будут под ударением суффиксы существительных мужского рода: -ист (таксист), -ант, -янт (дуэлянт, музыкант, спекулянт), -ёр (суфлер, стажер, дирижер), -ионер (акционер, милиционер), суффикс -анин (ростовчанин, англичанин), -онок, -ёнок (волчонок, котенок), суффиксы существительных женского рода -овк, -ёвк (листовка, путевка, ночёвка), -ур (литература, адвокатура), суффиксы существительных среднего рода -ение, -ание (движение, стремление, страдание), суффикс -ечк (словечко, колечко).
Ударение в русском языке ставится на слоги перед суффиксом -ств (богатство), -ышк (крылышко, солнышко). Ударным может быть и окончание, если в слове используется суффикс -от (красота, доброта), суффикс -изн (кривизна, белизна), суффикс -отн (беготня). Всегда ударно окончание «а» у существительных во множественном числе (города, пояса).
Столь же системно представлено ударение в именах прилагательных. Имена прилагательные с суффиксами -ова, -ева (синеватый, зеленоватый), -ит (сердитый), -овит (ядовитый), -ическ (хронический), -ин (куриный), -ат (косматый), -ач, -яч (бродячий), -ичн (единичный) имеют постоянное ударение. Всегда ударно окончание «ой» (родной, большой), а слова с суффиксами -чив, -лив, -тельн имеют ударение на гласном, предшествующем суффиксу (усидчивый, строительный, талантливый). Прилагательные, образованные от существительных при помощи суффиксов -ск, -еск, обычно сохраняют ударение существительных (апрель — апрельский). В прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом -оньк/еньк ударение обычно падает на гласный, предшествующий суффиксу (маленький, добренький). Прилагательные с мягкой основой (синий, вечерний, лисий) не имеют ударения на окончании. В сравнительной степени имен прилагательных с суффиксом -е ударение всегда падает на основу, а с суффиксом -ее — на основу при условии, что в краткой форме женского рода ударение не переходит на окончание (красива — красивее) и на суффикс -ее, если в краткой форме женского рода ударно окончание (умна — умнее).
|
|
В глаголах совершенного вида с приставкой вы-ударение всегда будет падать на приставку (вырос, вылететь, выскочу). Если в слове есть суффикс -ыва\-ива, то ударение будет падать на гласный, предшествующий суффиксу (устраивать, обосновывать), в глаголах на -ничать сохраняется ударение производящего имени (нервный —нервничать, разбойник — разбойничать). Глаголы на -ировать и -изировать в основном имеют ударение на и (планировать, транспортировать, механизировать, демократизировать). Глаголы на -ствовать обычно имеют ударение на гласном, предшествующем суффиксу (путешествовать, философствовать), а глаголы, оканчивающиеся на -ти, всегда имеют ударное окончание (растут, цветут, метут). Глаголы с суффиксом имеют ударение на основе, если обозначают неоднократное действие (крепнуть, ввергнуть), и ударение переносится на суффикс, если действие однократное (вздремнуть, моргнуть).
В причастных формах ударение в большинстве случаев сохраняется там, где оно ставится в глаголе (рисуют — рисующий, любить — любимый, прочитать — прочитавший, закончить — законченный, пропеть — пропетый).
Деепричастия тоже сохраняют место ударения того глагола, от которого они образованы (рисую — рисуя, говорят — говоря, рисовал — рисовавший, говорил — говоривший).
Как видим, система достаточно точно отражает те связи, которые обязательно присутствуют в любой системной организации. Но мы уже отмечали, что языковая система консервативна и направлена на сохранение норм употребления слов и их сочетаний, она не статична, так как принимает новое, уточняет, изменяет определенные показатели, то есть предусматривает взаимодействие разных способов языкового выражения. Система отбирает то, что считает важным и нужным, и в то же время выполняет роль фильтра, пропуская в употребление все самое яркое и точно передающее особенности современного звучания, задерживая все функционально излишнее. Неудивительно поэтому, что некоторые слова и словоформы (это те 4 %, о которых мы говорили выше) имеют сдвиги в ударении при словоизменении. Эти сдвиги тоже представляют собой своеобразную систему: поле — поля, море — моря (во множественном числе ударение перемещается на окончание, образуя омографическую форму); новости — новостей, области — областей, дочери — дочерей (в родительном падеже во мн.ч. ударение перемещается на окончание); дал — дала, принял — приняла (в глаголах прош. в. ж.р. ударение переходит на окончание); сомкнуть — сомкнутый, но тронуть — тронутый (в причастиях, образованных от глаголов с ударным -ну ударение продвигается вперед на один слог, а если -ну без ударения, то остается на месте).
Мы совсем не ставили своей целью указать все существующие в системе совокупности ударений словоформ всех слов, относящихся к той или иной части речи. Это уже сделано учеными, представлено в грамматиках и монографических изданиях. Нам только хотелось представить акцентологию современного русского языка как четкое структурное образование, подчиняющееся своим законам и допускающее лишь относительную свободу выбора для говорящих в определенный период времени, на определенном этапе развития языка.
Соотнесите содержание лекции со схемой, отражающей основные положения лекции.