Показатели качества

Показатели качества – количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки. Основные разновидности показателей качества приведены в табл.7.

Показатели качества в квалиметрии группируются в областях, установленных РД 50-64-84. К ним относятся показатели назначения, показатели надежности, показатели технологичности, показатели эргономические и эстетические, показатели экономические и др.

Физические величины используются для описания свойств, в совокупности определяющих качество. Но понятия физическая величина и показатель качества не тождественны. Физические величины отражают объективные свойства природы, а показатели качества – общественную потребность в конкретных условиях. Так, например, масса – физическая величина, а масса изделия – показатель его транспортабельности; скорость – физическая величина, а скорость автомобиля – показатель его назначения.

Показатели назначения определяют основные функциональные свойства продукции и обуславливают диапазон ее применимости, например у автомобиля: объем двигателя, скорость.

Показатели надежности характеризуют способность продукции к сохранению работоспособности при соблюдении определенных условий эксплуатации и технического обслуживания, выражают свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости.

Показатели технологичности связаны с совершенством конструктивно-технологических решений продукции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании.

Таблица 7

Основные типы показателей качества

Признак классификации Показатели
Отношение к свойствам продукции Назначение, надежность, технологичность, эргономические, эстетические, стандартизации, патентно-правовые, экономические
Количество отражаемых свойств Единичные, комплексные, интегральные,
Метод определения Инструментальные, расчетные, статистические, органолептические, экспертные, социологические, комбинированные
Стадия определения Проектные, производственные, эксплуатационные, прогнозируемые
Размерность отражаемых величин Абсолютные, приведенные, безразмерные
Значимость при оценке качества Основные, дополнительные

Эргономические показатели характеризуют приспособленность продукции к антропометрическим, физиологическим, психофизическим и психологическим свойствам потребителя, проявляющимся в системе «человек – изделие – окружающая среда» Например, показатель соответствия технического средства размерам тела человека или показатель соответствия технического средства возможностям органов зрения человека.

Эстетические показатели связаны со способностью изделия к выражению красоты в предметно-чувственной форме. Отражают свойства гармоничности, оригинальности, информационной выразительности, совершенство внешнего вида, например, показатель четкости исполнения фирменных знаков, указателей, упаковки или показатель тщательности покрытий и отделки.

Показатели стандартизации характеризуют соответствие продукции стандартам, например, насыщенность стандартизованными унифицированными составными частями: коэффициент применяемости и др.

Патентно-правовые показатели характеризуют наличие новых решений, степень защиты авторскими свидетельствами и патентами, возможность реализации технического средства за рубежом: показатель патентной чистоты, показатель патентной защиты.

Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции.

Как и физические величины, показатели качества имеют размерность или могут быть безразмерными. На них в полной мере распространяются все положения теории размерностей.

Количественной характеристикой показателей качества, как и физических величин, является размер. Размер не зависит от выбора единиц, а числовое значение показателя качества как раз и определяется выбором единиц измерения.

Значения показателей качества, как и значения физических величин, могут быть абсолютными, относительными и приведенными. Абсолютные значения показателей качества могут быть как размерными, так и безразмерными, а относительные и приведенные – только безразмерными.

Показатели качества делятся на единичные, комплексные и интегральные. Единичные показатели относятся к одному из свойств, определяющих качество, комплексные – сразу к нескольким свойствам. Комплексные показатели качества могут быть связаны с единичными через функциональные зависимости, отражающие объективные законы природы, а могут быть их некоторой комбинацией. Обобщенный показатель качества относится к совокупности свойств продукции, по которой оценивается ее качество.

Комплексные показатели качества, относящиеся к определенной группе его свойств, называются групповыми. Разновидностью комплексного показателя качества, позволяющего с экономической точки зрения определить оптимальную совокупность свойств изделия, является интегральный показатель качества.

Примером интегрального показателя качества транспортных средств могут служить удельные затраты на 1 километр пробега.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: