Как показывают исследования, конфликты возникают чаще всего из-за недостатков в сознании и поведении людей, отрицательных черт их характера. К этой же группе причин относятся психологические особенности членов коллектива, особенно психологическая несовместимость, и различный уровень нравственной и профессиональной подготовленности кадров. Может иметь место и взаимное непонимание людей, когда справедливые и полезные замечания воспринимаются как посягательство на авторитет, как обида из-за непонимания могут возникнуть неприязненные отношения между различными группами людей - передовиками и отстающими, опытными работниками и новичками и т. д.,
3. Недостатки в организации производства, главным образом в нормировании груда, в использовании моральных и материальных стимулов, начислении заработной платы, организации работы (нехватка материалов, заготовок, инструмента, приспособлений и др.), в наличии простоев, неудовлетворительных условий труда и пр.
Влияние конфликтов на деятельность коллектива.
|
|
Конфликтная ситуация нарушает обычный, рабочий ритм жизни коллектива. Взаимоотношения людей в коллективе и его социально-психологический климат во время конфликтов в большей или меньшей степени становятся ненормальными. Эффективность деятельности коллектива падает.
При изучении психологических явлений в коллективе установлено, что потери от конфликтов и послеконфликтных переживаний составляют до 15% рабочего времени. Немаловажное значение имеют и моральные последствия конфликтов. Выше уже указывалось, что люди переживают конфликты по-разному. При пассивной форме (депрессия) человек охвачен чувством печали, бессилия, а иногда отчаяния. Эти люди утверждаются в мысли, что изменить существующее положение невозможно, а на себя они смотрят как на неполноценных, неудачников. Инициатива и работоспособность у таких людей снижается. Если человек переживает конфликт в другой, агрессивной форме и вербует себе сторонников, то в конфликт втягиваются все новые работники, конфликт ведется аморальными средствами, сопровождается взаимными оскорблениями. Даже после разрешения конфликта его последствия долго дают о себе знать, так как в этом случае подрывается авторитет руководителя или сотрудников, а отношения товарищества и взаимопомощи восстанавливаются нескоро.
Предупреждение конфликтов.
В производственном коллективе конфликты возникают в результате не антагонистических противоречий, а в рамках общности коренных целей всех его членов. Поэтому они не являются неизбежными, их можно предупредить. Для этого надо знать обстановку в коллективе, видеть возникающие противоречия, возможные формы их развития, причины возникновения конфликтных ситуаций и пути их предупреждения. Самым надежным способом является создание в коллективе здорового социально-психологического климата. В таких коллективах возникающие противоречия разрешаются бесконфликтно, при взаимном уважении сторон.
|
|
Различают следующие основные направления в работе по предупреждению конфликтов.
1. Правильный подбор кадров и их расстановка с учетом психологической совместимости и других факторов. Особое значение при этом имеет максимальное сближение формальной и неформальной структур.
2. Четкая организация труда. Как уже отмечалось, недостатки в этой области являются основной причиной возникновения конфликтов. Исследования показали также, что в коллективах, где лучше организован труд, более высокая дисциплина, правильно используются моральные и материальные стимулы, появляется большая удовлетворенность работников своим трудом, возникает меньше конфликтов. Если труд ритмичен, его условия нормальные, заработок удовлетворяет работающих, го причин для возникновения конфликтов не создается.
3. Организация досуга и быта. Этот фактор является одним из важнейших для создания благоприятного социально-психологического климата и, следовательно, уменьшения числа конфликтов.
4. Совершенствование стиля руководства. Руководители, ориентирующиеся прежде всего на человеческий фактор, добиваются лучших производственных результатов, чем те, которые главное внимание обращают на техническую сторону дела Авторитет руководителя помогает ему быть арбитром при возникающих противоречиях, принимать справедливые решения и не допускать возникновения конфликтных ситуаций.
5. Тесное взаимодействие с общественными организациями. Работа по предупреждению конфликтов дает ожидаемые результаты лишь там, где общественное мнение является реальной силой, направленной против недостатков.
Преодоление конфликтов.
Если конфликт не удалось предотвратить, то руководителю необходимо разрешить его с наименьшим ущербом для коллектива. Преодоление конфликтов включает ликвидацию двух факторов: причины и последствия конфликта Истинную причину противоречия нередко бывает очень трудно установить, так как часто участники конфликта сознательно или бессознательно скрывают настоящую его причину и выдвигают друг против друга обвинения в недостатках производственного и личного характера Дня разрешения конфликта зачастую бывает достаточно, установив первопричину, устранить ее.
Для преодоления конфликтов очень важно устранить психологические барьеры между конфликтующими и склонить их к взаимопониманию. Нередко бывает, что выяснение истинных отношений между конфликтующими прекращает конфликт.
Результат разрешения конфликта - установление истины и восстановление справедливости. Это должно быть показано всему коллективу и конфликтующим, так как имеет большое воспитательное значение. Стремление сгладить противоречия в ущерб основополагающим принципам, примиренчество за счет замалчивания истины, нежелание выделить виноватых и правых дает отрицательные результаты. Если не правы обе стороны, следует указать, в чем состоит неправота, как оценить случившееся с принципиальных позиций.
Преодоление конфликта - очень сложное и тонкое дело. Проводить его можно лишь учитывая индивидуальные особенности людей, их психическое состояние. Даже хорошие и объективные люди в состоянии конфликта теряют свои положительные качества и допускают неэтичные поступки, стремясь обвинить другого. Следовательно, при разборе конфликта надо выслушать обе стороны, отсеять все лишнее, что говорят друг о друге участники конфликта, сопоставить слова с их делами, поступками и поведением, выяснить истину у третьих, незаинтересованных лиц. Руководитель не должен высказывать свое отношение к тому, кто прав, а кто виноват, до окончания выяснения истины, сохранять такт по отношению к обеим сторонам.
|
|
Способы управления конфликтной ситуацией.
Существует несколько способов управления конфликтной ситуацией, которые можно разделить на две категории: структурные и межличностные.
1. Структурные методы решения конфликтов - это разъяснение требований к работе, использование координационных механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей, использование системы вознаграждений.
· одним из лучших методов, предотвращающих конфликт является разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Должны быть упомянуты:
· уровень результатов, который должен быть достигнут;
· определена система полномочий и ответственности (кто и какие функции и обязанности выполняет),
· определена цель производства, пути ее достижения;
· определены кто получает и кто предоставляет информацию.
· следующий метод - применение координационного механизма. Самый распространенный механизм - использование команд. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает ситуацию, т.к. подчиненный знает, чьими решениями он должен руководствоваться.
· общеорганизационные комплексные цели характеризуются тем, чтобы направить участников производства не достижение общей цели. Установление четко сформулированных целей для всей организации так же будет способствовать тому, что руководители будут принимать решения, благоприятствующие всей организации, а не только отдельному подразделению.
· систему вознаграждений можно использовать, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать нежелательных последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных целей, помогают другим и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла отрицательное поведение лиц или групп
|
|
2. Межличностные стили разрешения конфликтов - уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.
· уклонение подразумевает, что человек старается уйти от конфликта (т.е. не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение
· противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых -разногласиями);
· сглаживание характеризуется поведением, которое можно сформулировать так: «Мы все в одной лодке и не стой ее раскачивать»:
· принуждение основано на попытке заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается сделать это не интересуется мнением другого. Этот стиль эффективен там, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток в том, что он подавляет инициативу подчиненных.
· компромисс характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Это сводит к минимуму недоброжелательности и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон.
· решение проблемы - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется этим стилем, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликта