Кризисы ХХ века
Разрушение православной цивилизации – православной социально-экономической модели (гибель империи: монархия, православие, дворянство и свободное крестьянство, православная культура, духовно-нравственная экономика)
Демографический кризис
Кризис культуры и морали
Кризис человека
Кризис экономики (великая депрессия)
Конец ХХ века – гибель социалистической социально-экономической системы, распад СССР и разрушение существующей системы мирового устройства (До перестроечного периода в мире существовали 2 сильных противостоящих друг другу лагеря - социалистический и капиталистический их противостояние определяло ход мировой истории. С распадом Союза и до сих пор, до этапа нового витка кризиса, свидетелями которого являемся мы, геополитику определяли ведущие страны Запада)
Православная СЭС Советская СЭС
Государственное устройство | Монархия | Власть партии |
Религия (псевдорелигия) | Православие | Коммунизм, социализм |
Культура | Идеациональная Духовная | Смешанная: Идеалистическая Духовная Чувственная(в меньшей мере) |
Идеология | Духовность, Православие-Самодержавие-Народ | Коммунизм, социализм |
Сословия и ведущие силы | Дворянство, Крестьянство | Партийная элита, рабочий класс, с/х пролетарий |
Демография | Самый высокий ест. прирост, высокий физ. и нравств., интеллект потенциал | Демограф спад,потери физ. и генетическ |
Экономика | Духовно-нравственный тип Аграрно- индустриальный | 1 этап. Безнравственная 2 этап. Ограниченно нравственная Социально и морально ориентированная (соц.защищенность., нет дифференциации, контроль, моральные ценности) Индустриальная |
Внутренние причины кризиса
1. Истоки кризисов ХХ века, которые выпали на долю славянских народов, нужно искать в глубине веков. Мы уже отмечали, что начиная с ХVI века между миром Запада – чувственной культуры и западной цивилизации и миром духовной культуры православной цивилизации России (Руси) возникает непримиримое внутреннее противостояние, которое, конечно дает о себе знать и во внешних проявлениях. Жизнь любого общества, как и жизнь отдельного человека, - это непрестанная борьба добра и зла. И итог этой борьбы зависит не только от внешнего воздействия (положительного или отрицательного), но и от нашей реакции на это воздействие. Человеку дано великое право свободы выбора и в конечном итоге он сам выбирает, как ему жить. То же можно отнести и к обществу (правда, с некоторыми поправками, учитывающими коллективную психологию). Поэтому и определенные события в истории общества необходимо рассматривать как результат внешнего воздействия и внутреннего реагирования (отношения). И конечно большая роль здесь отводится тем, в чьих руках находится государственная и духовная власть.
2.Очень сложным для России оказался ХVIII век – эпоха петровских реформ. До ХVIII столетия монолитное и духовно единое после них оно раскололось на две неравные части с различными культурными архетипами и несхожими идеалами жизни. В результате на протяжении XVIII-XIX веков на Руси постепенно складывались две культуры, две цивилизации - традиционная, соборная цивилизация православного большинства и модернистская, индивидуалистическая культура «просвещенного» безбожного меньшинства. Непримиримая борьба между ними в конечном итоге и определила трагедию русской судьбы в XX столетии.
3.Крутые и зачастую плохо продуманные реформы, ставшие отличительной чертой эпохи российского «просвещенного абсолютизма» и внедрявшиеся с полным пренебрежением к многовековому соборному опыту, без всякого совета с народом - породили в русском духовном монолите массу трещин и болезненных разногласий, которыми не преминули воспользоваться недоброжелатели России. Начался активный процесс «гуманизации» русской жизни, ее секуляризации и расцерковления. Закономерным результатом такого процесса через два столетия стала духовная катастрофа революции 1917 года со всеми последовавшими затем кошмарами злобной русофобии, «совдеповского» сатанизма и иноверческого, инородческого господства.
4.Катастрофа 90-х годов явилась результатом отступления России, а следовательно и Украины от своего индивидуального пути развития, по-сути, начиная с 1917 года был выбран путь развития западной цивилизации. По существу уничтожалась и практически была уничтожена русская традиция (цивилизационная идентичность России): Православие, монархия, дворянство, крестьянство как свободный класс и семейно-трудовое крестьянское хозяйство. Последнее было уничтожено в 30-х.
Как ни парадоксально, строй, который выступал с одной идеологической системой, привел к реализации совсем другой. Но все преобразования, проводимые с 1917 до 80-90-х, были направлены именно на разрушение цивилизационной идентичности, в результате всего этого периода были сломаны те препятствия, которые в течении 300-400 лет не давали возможности Западу подчинить Россию своим идеалам, своей идеологии. До конца не удалось разрушить архетипы сознания людей, которые тысячелетиями воспитывались и передавались через религию и культуру. Осталось только православие.
5.Победившая у нас идеология социализма, коммунизма является идеологией элиты, властвующего слоя. Она аппелирует только к нему, нечто обещает только ему, направлена только на реализацию его интересов, но ничего, кроме лозунгов не говорит другим, не направлена на реализацию их в интересов. В результате она не получает поддержки более широкой части народа. Сама по себе эта идеология и психология полубогов требует жертвы.
Для того чтобы ее сделать действенной, люди, исповедующие ее, должны выступать не индивидуально, а слившись в некий новый «сверхорганизм» — в партию, отдав себя ей, пожертвовав ей своей индивидуальностью, воспринимая себя как мелкую клеточку в новом организме этой партии. Эта идеология действительно могла и среди властвующего класса иметь успех, но только в критический момент, в момент опасности, когда стояла на карте жизнь и всего этого слоя, и всей системы, и каждого из них в отдельности. Тогда они были готовы идти на все эти жертвы. Но когда власть сделалась более устойчивой и стало казаться, что жизнь и сама будет дальше так катиться, то охота к жертвам как-то постепенно испарилась. На власть они были вполне согласны, а вот на жертвы ради власти становились все менее и менее готовыми.
Лишь величайшее напряжение всех народных сил да милость Божия позволили России «переварить» отраву коммунизма, в значительной мере нейтрализовать его разрушительную сущность, буквально утопив в собственной крови богоборческие порывы марксистской квазирелигии. Более того, даже после учиненного всероссийского погрома русская цивилизация, заключенная в уродливую «советскую» форму, осталась все же стихийно духовной. Жестокими антихристианскими гонениями была загнана в подполье лишь ее «сознательная», церковная часть. В то же время мощное инстинктивное стремление сохранить «надмирные» идеалы русской жизни столь сильно деформировало коммунистическую идеологию, что даже она приобрела в России «идеационный» характер религиозной веры, выдвинув на первый план все ту же задачу воплощения в земную жизнь абсолютных ценностей справедливости, братства и им подобных.
Наша нынешняя смута - закономерный результат того страшного духовного истощения, которое стало неизбежным следствием неимоверных испытаний, искушений и скорбей, перенесенных русским народом за последнее столетие.
И все же, если мы сумеем правильно оценить религиозные, духовные причины великой Русской Трагедии, сумеем изжить ересь гуманизма-человекобожия, обрядившегося ныне в «либерально-демократические» одежды, - сегодняшний кризис станет для Руси лишь преддверием нового ярчайшего духовного расцвета и высочайшего державного взлета.
Пока, впрочем, духовная оккупация наших стран - России и Украины, составляющих единую цивилизацию, в полном разгаре. Общественное мнение раздроблено как никогда раньше, люди подавлены и дезориентированы отравой «мировоззренческого плюрализма», а средства массовой информации ведут против собственного народа настоящую психологическую войну. Государство и Церковь остаются носителями полярных культурных архетипов - чувственного и духовного, усугубляя раздирающие общество противоречия. И Запад, находящийся ныне в расцвете своего политического могущества, выигравший сорокалетнюю «холодную войну», всеми средствами усиливает российский хаос, стараясь ни в коем случае не допустить возрождения традиционного русского национального самосознания...
Последствия такого положения вещей нетрудно себе представить. Несмотря на внешнюю мощь, цивилизация Запада уже почти исчерпала свои внутренние резервы. Российские ресурсы могут лишь на какое-то время оттянуть агонию, но ничто не в силах предотвратить неумолимо приближающуюся развязку. И если мы не найдем в себе сил своевременно восстановить свою былую самобытность, грядущий катаклизм неумолимо захватит нас своим водоворотом и Россия - историческая, тысячелетняя Россия, многовековой оплот христианской духовности и государственности - погибнет окончательно и навсегда.