Закон «О защите прав потребителей» и сертификация

Сертификация в России организуется и проводится в соответ­ствии с общегосударственными законами РФ: «О защите прав по­требителей », «О сертификации продукции и услуг», «О стандар­тизации», а также с законами РФ, относящимися к определен­ным отраслям: «О ветеринарии», «О пожарной безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; иными правовыми актами Российской Федерации, направленными на решение отдельных социально-экономических задач (более 30 актов), указами Президента и актами правительства (около 50 актов).

Закон «О защите прав потребителей», принятый в 1992 г., установил ряд принципиально новых положений: закрепил права потребителей, признаваемые во всех цивилизованных странах, — право на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и здоровья; право на надлежащее качество приобретае­мых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг; право на возмещение ущерба и судебную защиту прав и интересов потребителя; предусмотрел механизм защиты потребителей, права которых нарушены при продаже недоброкачественных товаров либо при ненадлежащем выполнении работ и оказании услуг.

Основу законодательства о защите прав потребителей со­ставляют нормативные акты гражданского законодательства, и данный закон среди них занимает центральное место. Все за­конодательные акты, действующие на территории РФ, приве­дены в соответствие с Законом «О защите прав потребителей».

На основании отдельных статей закона Правительство РФ утверждает разного рода подзаконные акты, правила по дого­ворам купли-продажи, по продаже отдельных видов товаров, выполнению отдельных видов работ и т.д.

В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) Закон «О защите прав потребителей» вводит обязательную сертифика­цию. Сертификация подтверждает соответствие качества товара обязательным требованиям государственных стандартов.

На основании ст. 5 Закона обязательной сертификации под­лежат:

· товары (работы, услуги), на которые в законодательных актах, государственных стандартах установлены требова­ния, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, а также на предотвращение причинения вреда имуществу потребителей;

· средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоро­вья потребителей.

Партия товара, реализуемого через розничную торговую сеть, или каждая единица товара должны сопровождаться сер­тификатом соответствия, который продавец обязан предъя­вить покупателю по его требованию.

Реализация товаров (в том числе импортных), выполнение ра­бот и оказание услуг без сертификата соответствия, подтвер­ждающего их соответствие обязательным требованиям стандар­тов по безопасности, Законом запрещена. Товары могут сопрово­ждаться сертификатом, выданным национальными органами по сертификации, а также зарубежными сертификатами, призна­ваемыми в России.

На товарах, прошедших сертификацию и удостоверенных сертификатом (или на сопроводительной документации, на та­ре или упаковке), должен быть знак соответствия, установлен­ный государственным стандартом. Ответственность за наличие сертификата и знака соответствия несет продавец (изгото­витель).

В первоначальной редакции Закон действовал четыре года. Но практика показала, что не все его статьи позволяют одно­значно толковать их содержание. В 1996 г. был принят Феде­ральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Ко­декс РСФСР об административных правонарушениях". Ряд из­менений коснулся непосредственно вопросов обязательной сертификации.

Так, в новой редакции уточняется сущность понятия «потребитель», которое трактуется как «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, при­обретающий или использующий товары (работы, услуги) ис­ключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с из­влечением прибыли". Таким образом, к числу потребителей За­кон не относит индивидуальных предпринимателей, приобре­тающих товар для своей деятельности, связанной с извлечени­ем прибыли.

Представляется, что практика покажет в дальнейшем несо­стоятельность такой формулировки, содержащей оттенок дис­криминации. Тем более, что предпринимателю не запрещено обращаться, например, в Общество по защите прав потребите­лей с жалобами на качество товара.

Закон предусматривает систему мер, предотвращающих по­ступление в продажу товаров, в отношении которых известны факты причинения вреда человеку и окружающей среде, несмот­ря на соблюдение потребителем правил пользования, хранения и транспортировки. При поступлении сигналов от обществ по защите прав потребителей, государственных и общественных организаций, судебных органов Закон обязывает изготовителя приостановить производство (реализацию) товаров, работ, услуг и устранить причины, вызывающие несоответствие. Закон оп­ределяет и другие меры.

Чтобы иметь возможность защитить свои права в случае их нарушения, потребитель обязательно должен располагать ин­формацией об изготовителе, поэтому Закон «О защите прав по­требителей» предусматривает право потребителя на информа­цию о предприятии — изготовителе товара, продавце товара, а также предпринимателе, который производит и продает товар.

Некоторые сведения об изготовителе потребитель может почерпнуть из торговых марок, товарных знаков. Товарные знаки крупнейших фирм всегда обеспечивают доверие покупа­телей к их продукции, основанное не на наличии сертификата со­ответствия, а на высоком и стабильном качестве, которое гаран­тируется высокоэффективными системами управления качест­вом продукции на предприятиях этих фирм. Товарные знаки, будучи интеллектуальной собственностью, защищены законода­тельными положениями и не могут быть использованы другими изготовителями продукции.

Однако общеизвестно, что практически на любых товарных рынках покупатель сталкивается с подделками самых разных ви­дов товаров. Выявлено пять основных способов подделки из­вестных товарных марок:

· открытый подлог (фальшивка), т.е. подделка внешней формы и торговой марки. Особенно часто этот способ мошенничества встречается в торговле пластинками, ау­дио- и видеокассетами, компакт-дисками;

· «рабское» копирование: разборка изделия и его полное копирование, причем объем продаж таких товаров порой превосходит продажи оригиналов. Этот способ особенно характерен для станков и другого оборудования, электро­технической и электронной продукции;

· имитация — продажа под маркой известного изготовите­ля. Особенно характерна такая подделка для товаров ши­рокого потребления (швейные изделия, часы и т.п.). Це­на таких товаров, как правило, более низкая, чем у ис­тинных товаров (оригиналов), что обычно привлекает покупателя, главным образом малоискушенного либо наживающегося на слабостях других. Так, имитацию ча­сов Cartier-Fake Cartier можно купить за 5—10 долл., а продать за 40—50 долл., в то время как цена оригинала примерно 700 долл. Часто имитируются джинсы (известна история с поддельными джинсами, продавае­мыми в Москве под маркой “Levi Strauss”);

· опережение: копирование товара с небольшими измене­ниями, в том числе и в написании и звучании торговой марки. Причем и то и другое бывает весьма близким к оригиналу. Например, компьютеры “Pineapple” (подделка под “Apple”), кофе “Nesskaffe” (оригинал Nescafe), “Pavasonic” (оригинал Panasonic) и многое другое. В России появилась минеральная вода «Бонжоми» (оригинал «Боржоми»);

· нарушение принципов продажи: несоблюдение законода­тельства о регистрации товарных знаков.

Подделки наносят урон как покупателю, так и изготовите­лю. Изготовитель теряет определенную долю рынка, а нередко и свой авторитет и доверие потребителей. В зарубежной прак­тике сложились обыкновения, которые сводятся к тому, что меры должны принимать те компании, чья продукция подде­лывается. Так, в Великобритании создан Союз по борьбе с пи­ратством, который финансируется 38 крупнейшими компания­ми; подобные общества действуют в США, во Франции. ЕС совместно с США действуют через ГАТТ/ВТО. Если возникает подозрение или товары явно фальшивые, применяется опреде­ленная процедура, в результате которой подобные товары в 10-дневный срок убираются с рынка, а их «автор» вряд ли появит­ся на этом рынке вновь. Для покупателя затруднения в выборе могут быть связаны еще и с тем, что «пострадавшие» фирмы иногда в качестве мер «борьбы» выбирают сотрудничество и ком­промисс. Они переводят отношения с нарушителем на конструк­тивные рельсы (если его товар по качеству не уступает оригина­лу или когда свое положение не совсем устойчивое).

Эти примеры еще раз подчеркивают важную роль сертифи­кации соответствия в защите прав потребителей. Потребитель должен знать свои права и пользоваться ими. Известно, что в ряде случаев подделки представляют опасность для жизни и здоровья, а в их производстве нередко просматривается органи­зованная преступность. Вот почему сертификат соответствия, который вправе потребовать от изготовителя и продавца покупатель. Законом «О защите прав потребителя» рассматривается как гарантия права на безопасность потребляемых товаров. Безопасность изделий, процессов, услуг, определяемая Законом как основной аспект сертификации, характеризуется конкрет­ными параметрами и требованиями к ним.

В этой связи Законом усилена государственная защита прав потребителей путем расширения полномочий таких федераль­ных органов управления, как: Министерство РФ по антимоно­польной политике и поддержке предпринимательства, Госстан­дарт РФ, Минздрав РФ и др. Они получили право в пределах своей компетенции:

· осуществлять контроль за соблюдением изготовителями (продавцами) требований к безопасности продукции (работ, услуг);

· требовать устранения недостатков или снимать подобные товары с производства, запрещать реализацию продукции и услуг, предписывать прекращение работ;

· предписывать запрещение реализации товаров с истек­шим сроком годности, а также при отсутствии достовер­ной информации о них.

Ст. 41 Закона устанавливает основания для применения санкций государственными органами, осуществляющими кон­троль за безопасностью товаров для потребителей. За наруше­ния правил сертификации органами по сертификации, испыта­тельными лабораториями (центрами) установлен штраф в раз­мере двукратной стоимости работ по сертификации. Если же товары реализуются с нарушением правил по сертификации, то штрафом облагаются изготовители (продавцы) в размере стои­мости реализованных товаров. Ответственность за подобные нарушения несут также и руководители предприятий-изгото­вителей и органов по сертификации. Обязанности по коорди­нации деятельности федеральных органов, осуществляющих контроль за безопасностью товаров, Закон возлагает на Гос­стандарт РФ.

В области сертификации Законом определены следующие обязанности Госстандарта РФ:

· определение порядка сертификации и номенклатуры то­варов (работ, услуг), подлежащих обязательной сертифи­кации;

· аккредитация органов по сертификации контрольных ви­дов товаров (работ, услуг) и испытательных лабораторий (центров), а также предоставление права проведения ак­кредитации другим юридическим лицам;

· осуществление контроля за правильностью проведения сертификации;

· ведение Государственного реестра сертифицированных товаров, аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий;

· принятие решений о признании сертификатов, выданных зарубежными и международными организациями;

· представление России во взаимоотношениях с зарубеж­ными странами и в международных организациях по во­просам сертификации.

· В новой редакции ст. 43 Закона Госстандарту РФ предос­тавлено право налагать штрафы, если:

· изготовитель (исполнитель, продавец) уклоняется от ис­полнения законных предписаний органов государствен­ной власти,

· потребителям причинен ущерб товаром (работой, услу­гой), не отвечающим требованиям по безопасности,

· товар реализуется (работа выполняется, услуга оказыва­ется) без сертификата соответствия обязательным требо­ваниям стандартов по безопасности. Это касается и им­портных товаров,

· орган по сертификации нарушил правила обязательной сертификации,

· испытательная лаборатория (центр) представляет недос­товерные результаты испытаний,

· индивидуальный предприниматель отказывается испол­нять предписания федеральных органов или выполняет их несвоевременно.

В более широком аспекте правовые основы сертификации обеспечивает Закон РФ «О сертификации продукции и услуг».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: